Файл: Методические рекомендации по выполнению и оформлению основных видов письменных работ обучающихся справочное пособие.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.8 Оформление приложений
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т. д.
Приложения оформляются как продолжение данного документа на последующих его листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху по центру страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А». Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Под наименованием структурного элемента в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «справочное».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их обозначений и заголовок.
4.9 Оформление ссылок
Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных ресурсов. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами [10, c.96].
Ссылка на источник обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул, таблиц и иллюстраций.
4.10 Оформление списка использованных ресурсов
Список использованных ресурсов является необходимым элементом оформления рефератов. Список использованных ресурсов оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.100 -2018.
Рекомендуется представлять единый список использованных ресурсов к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован и расположен с абзацного отступа. Каждый источник упоминается в списке один раз, в независимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.
Список использованных ресурсов имеет следующую структуру:
Нормативно-правовые акты (порядок их следования в списке иерархичен, внутри каждого подпункта библиографические описания размещаются по алфавиту, нумерация во всем блоке – сквозная):
– Конституция РФ;
– Международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией;
– Федеральные Конституционные законы;
– Федеральные законы (кодексы);
– Федеральные законы;
– Законы субъектов РФ;
– Указы и распоряжения Президента РФ;
– Постановления и распоряжения Правительства РФ;
– Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов;
– Нормативно-правовые акты государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ;
– Правовые акты органов местного самоуправления и иных муниципальных органов.
Материалы судебной практики (при необходимости);
Учебная и научная литература;
Литература на иностранных языках (при необходимости);
Электронные ресурсы (в раздел включают электронные издания из ЭБС; неопубликованные нормативные акты; материалы, размещенные в сети Интернет, не имеющие печатного аналога).
Пример оформления списка использованных ресурсов представлен в Приложении Д.
Ссылки на электронные ресурсы составляют как в целом (электронные документы, базы данных, порталы, сайты, веб-страницы, форумы и т. д.), так и на составные части электронных ресурсов (разделы и части электронных и т. п.) указывая официальное наименование.
Список использованных ресурсов реферата должен содержать не менее 15 источников.
5 ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
Защита реферата имеет целью выявить глубину и самостоятельность знаний обучающегося по выбранной теме. На защите обучающийся должен хорошо ориентироваться в представленном реферате, уметь объяснить источники цифровых данных, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме реферата.
Перед защитой обучающийся готовится как по реферату в целом, так и по замечаниям преподавателя.
Защита состоит из краткого изложения обучающимся основных положений реферата. В конце своего сообщения обучающийся отвечает на замечания и вопросы преподавателя. При оценке реферата преподаватель учитывает, как качество написания реферата, так и результаты его защиты.
Последним шагом является подготовка устного выступления и само выступление – защита реферата. Реферат лучше не читать, а рассказывать. Для этого составляют развернутый план или тезисы выступления по реферату. Такой текст занимает обычно 2−4 печатные страницы.
5.1 Критерии оценки реферата:
-
использование источников, первоисточников, материалов эмпирических исследований по теме; -
методическая грамотность; -
самостоятельность и творческий подход; -
корректность применяемых в исследовании методов и выводов исследования; -
владение терминологией и стилем научного изложения; -
правильность и актуальность оформления; -
качество сбора документального и статистического материала; -
логика изложения, стилистическая грамотность.
Защита реферата оценивается по пятибалльной системе:
5 баллов – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ
, аргументировать умозаключения. Самостоятельное выполнение реферата. Профессионально грамотная речь обучающегося.
4 балла – умение в полном объеме воспроизводить изученные факты, законы, правила, способы действия; умение правильно пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение правильно научно объяснять процессы; умение логично и мобильно строить рассказ, аргументировать умозаключения. Самостоятельное выполнение реферата. Профессионально грамотная речь обучающегося. Единичные и несущественные недочеты.
3 балла – умение воспроизводить изученные факты, правила, способы действия; умение пользоваться нормативной, справочной и специальной литературой, умение научно объяснять процессы; аргументировать умозаключения (т.е. устанавливать связи между знаниями, полученными из различных дисциплин). При наличии неоднократных существенных недочетов.
2 балла – ставится за выполнение реферата с грубыми недочетами; неумение воспроизводить знания, аргументировать умозаключения, профессионально грамотная речь, неумение правильно и научно объяснять.
Реферат, получивший неудовлетворительную оценку при защите, подлежит повторной защите.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Курсовая работа и курсовой проект (далее – курсовая работа) являются завершающим этапом изучения курса дисциплины. Курсовая работа позволяет судить о том, насколько обучающийся усвоил теоретический курс и каковы его умения в решении конкретных практических проблем.
Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе выполнения обучающийся не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические навыки. Курсовая работа является важной частью самостоятельной работы обучающихся. Опыт и знания, полученные обучающимся на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки выпускной квалификационной работы.
Цель выполнения курсовой работы:
-
проверка, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, обучение самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобретение навыков практической деятельности в конкретных областях практической деятельности; -
углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой; -
умение применять теоретические знания при решении поставленных вопросов; -
развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; -
подготовка к итоговой государственной аттестации.
К курсовой работе как к самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:
-
курсовая должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением законодательных нормативных и др. документов, определяющих систему построения ответа по избранной теме; -
работа должна быть написана самостоятельно и отличаться критическим подходом. Желательно, чтобы работа заканчивалась выводами и предложениями; -
работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена.
Преподаватели должны разрабатывать и рекомендовать обучающимся методические пособия (индивидуальные задания) по написанию курсовых работ (проектов) применительно к конкретной учебной дисциплине.