ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по литературе
по теме «Путешествие Робинзона Крузо»
5 класс.
Подготовила: Калиева Г.У
Тема «Путешествие Робинзона Крузо»
Типурока: комбинированный.
Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.
Задачи:
Образовательные:
Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.
Расширение общего кругозора учащихся.
Выявить знание текста учащимися.
Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
Развивающие:
Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;
Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения
Воспитательные:
Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.
Оборудование:
-
Портрет Д. Дюфо. -
Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря. -
Оформленная доска. Эпиграф. -
Карточки с названием 5 видов зерновых культур.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
Вступительная беседа
Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.
Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии.
(Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег.Начало шторма).
Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали?
(Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)
Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны
?
( Море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)
Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.
3. Формулирование темы и целей урока
Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)
Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять , какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)
Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо»
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Основная часть
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова
Николая Павловича Смирнова-Сокольского
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем.Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.
Кто является автором произведения «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»? (Даниэль Дефо) (ок.1660- 1731)
Это имя стоит в ряду самых лучших писателей не только Англии, но и вероятно всего света.
Роман «Робинзон Крузо» известен всему миру уже около 300 лет. А об авторе этой знаменитой книги мы знаем достоверно очень мало.
Торговец и путешественник, советник королей и правительств, тайный агент на территории Англии и Шотландии, многодетный отец и богач , он не раз преследовался властями, несколько раз его ставили к позорному столбу
и даже сажали в тюрьму за памфлеты, высмеивающие политический строй.
Давайте поближе познакомимся с его биографией.
Итак слушаем .(Ученик рассказывает о писателе от его имени)
«Судеб таких изменчивых никто не испытал, тринадцать раз я был богат и снова бедным стал» Д. Дефо.
Моя жизнь была полна взлётов и падений, невероятных удач и потерь.
Вот как я выгляжу: « Я среднего роста, худощав, около 40 лет от роду; лицо смуглое,волосы тёмно-каштановые, носит парик; глаза серые; нос с горбинкой, подбородок острый, под углом рта большая родинка…»
За сатиру, направленную против религиозных фанатиков я Даниель Дефо по приказу королевы был выставлен к позорному столбу с головой и руками, просунутыми в деревянные колодки. Но уличная толпа засыпала мой эшафот цветами.
Я полтора года провёл в тюрьме. И был всегда уверен в правоте своих убеждений, боролся со злом.
В результате гонений я больной, когда мне было 70 лет лишился рассудка, бежал от семьи и умер 12 апреля 1731 года в Лондоне, в полном одиночестве .
За свою жизнь написал немало книг.
И в память на моём надгробии высечена надпись:
« Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо».
Учитель: Полное название романа - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»
Учитель: Как возник сюжет романа? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль. В 1712 г. в Лондоне была напечатана книга английского капитана Роджерса «Путешествие вокруг света», в которой было рассказано о происшествии, случившемся 31 января 1709 г. : «...Мы подошли к острову Хуан-Фернандес. Наша шлюпка доставила на корабль человека в козьих шкурах, которые имели более дикий вид, чем их подлинные владельцы. Он прожил на острове четыре года и четыре месяца. Это был шотландец по имени Александр Селькирк». Вернувшись на родину, Селькирк заявил: «Теперь у меня капитал, но никогда больше не буду я так счастлив, как в те дни...»
Рассмотрим таблицу.
История Александра Селькирка | История Робинзона Крузо |
| 1. Родился в 1632 году. |
2. Родился в Ларго (Шотландия). | 2. Родился в Йорке (Англия). |
3. После пленения пиратами сам стал пиратом. | 3. После пленения пиратами был продан в рабство, бежал через несколько лет. |
4.Отправился в плавание боцманом за золотом. | 4. Отправился в плавание совладельцем судна за невольниками. |
5. На остров попал по своей воле из-за вражды с капитаном корабля. | 5. На остров попал после кораблекрушения. |
6. Прожил на острове 4,5 года. | 6. Прожил на острове 28 лет. |
7. Был спасен случайно зашедшим кораблем. | 7. Был спасен кораблем, захваченным пиратами (помог капитану вновь овладеть своим кораблем). |
8. Через несколько лет вновь поступил на службу и погиб. | 8. Стал богатым человеком, принял решение остаться жить в Англии. |
Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.
Прославленный роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» был написан Дефо на 58-м году жизни и увидел свет 25 апреля 1719 года. Книгу раскупили мгновенно, и понадобились новые издания. В течение одного только 1719 года роман издавался четыре раза.
Писатель многое изменил в истории Селькирка, но выдумка оказалась убедительнее правды. Реальная история о человеке, прожившем несколько лет в изоляции на диком острове, показала неисчерпаемые возможности человека.
Прежде всего это приключенческий роман. Это увлекательный рассказ о человеке, жаждавшем приключений и бежавшем из родительского дома для того, чтобы вверить свою судьбу игре случайностей, с которыми были сопряжены опасные путешествия на суше и море.
Не всем известно, что история о жизни Робинзона Крузо превратилась в литературную эпопею, состоящую из трёх частей.
Во второй части (1720), названной «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» и принятой публикой гораздо более прохладно, герой в очередной раз отправляется в скитания: посещает свой любимый остров, совершает кругосветное путешествие, в конце которого оказывается в далекой и загадочной России.
Третья часть эпопеи, носящая название «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» (1721), не является в полной мере художественным произведением, а скорее представляет собой эссе на социально-философские и религиозные темы.
Понравилось вам прочитанное произведение.
Кто является главным героем книги?(Робинзон Крузо).
– Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).
О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).
Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения
Константина Батюшкова “Тень друга”.
Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?
(Прочитает ученица).
Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….
– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.
– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?
– Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.
– Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
– Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур:
пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.
– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?
– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.
Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?
– Агронома, строителя, охотника, рыбака, плотника.
Физминутка
–Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?
– Положительного.
– Можем ли мы назвать его героем и почему?
– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.
Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:
Все ли качества Робинзона всё же положительные?
– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.
– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.