Файл: Реферат на тему Выбор стратегии и методов планирования педагогического исследования Студентки 2 курса Винник Е. А.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Цель современного воспитания - формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие.

Исключительно велика роль целей воспитания в практической воспитательной деятельности учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что как архитектору при проектировании здания нужно знать, для чего оно должно быть предназначено, так и педагог не может целенаправленно осуществлять воспитание, если он не в состоянии ясно и точно определить... цели своей воспитательной деятельности.

А.С.Макаренко подчеркивал: воспитатель должен уметь проектировать личность воспитанника, но для этого ему необходимо знать цели воспитания и хорошо представлять, какой должна быть эта личность, какие качества необходимо у нее формировать.

В мировой педагогике распространен абстрактно-философский подход к определению целей воспитания, которые, как правило, носят характер благих пожеланий и не имеют необходимой детерминации.

Немецкий педагог В.Рейн (1847-1929), например, писал о том, что «воспитатель должен вырабатывать из воспитанника истинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего...» Подобную мысль высказывал и американский психолог и педагог Э.Торндайк (1874-1949). «Воспитание в целом, - отмечал он, - должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям... Эти цели воспитания вообще - доброжелательное отношение к людям, устроение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям - это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания».

Видимо, возражать против подобных целей воспитания вряд ли возможно. Но они сформулированы слишком общо, без необходимой аргументации.

Некоторые же педагоги вообще пытались отрицать необходимость определения целей воспитания. Например, американский философ и педагог Д.Дьюи (1859-1952) утверждал, что развитие человека фатально обречено наследственными инстинктами, и всякие попытки ставить перед воспитанием общественные цели он квалифицировал как проявление первобытной магии. Он предлагал осуществлять воспитание, целиком следуя за инстинктивными влечениями детей.


Не следует, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания полностью зависит от субъективных позиций и взглядов ученых-педагогов. Есть глубинные объективные факторы, которые в конечном итоге оказывают определяющее влияние на решение этой сложной, проблемы. Именно из этих факторов и исходит научная педагогика при разработке целей воспитания, исследуя общественно-экономические и личностные детерминанты, которые оказывают решающее влияние на направленность этих целей.

Цели исследования выступают как достижение неких новых состояний в каком-либо звене исследовательского процесса или как качественно новое состояние - результат преодоления противоречия между должным и сущим. Помимо формулирования общей цели формируются частные, промежуточные цели. Промежуточные цели могут выступать и как препятствия, которые должны быть устранены, и как желанная иерархия работ (общих или индивидуальных).

Цели исследования должны конкретно формулироваться и находить свое выражение в описании того прогнозирующего состояния, в котором желательно видеть объект исследования в соответствии с социальным заказом. Цель исследования есть всегда описание проектируемого нормативного результата, вписанного в контексте связей более общей системы. Разработка иерархии целей завершается построением сетевого графа (или дерева целей), в котором выделяется критический путь, оптимизирующий последовательность выполнения научно-исследовательских операций и всевозможных работ для достижения конечной цели.

В качестве цели исследований по педагогике обычно формулируется в самом сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Как правило, корректно сформулированные цели выглядят так:

• разработка педагогических или научно-методических (организационно-педагогических, социально-педагогических) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

• или - выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития)…;

• или - разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;

• или - методики применения средств наглядности в чем-либо;

• или - определение и разработка педагогических (дидактических) средств, пособий, ТСО…;

• или - разработка требований, критериев…;

• или - педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности.



Когда определена цель исследования, то есть когда становится ясным, какого рода результаты могут быть получены в данном исследовании и какова их возможная структура, исследователь начинает подбирать, определять, намечать критерии оценки достоверности будущих результатов. Критерии оценки - самый сложный вопрос для любого педагогического исследования - по каким критериям производится оценка педагогических инноваций или педагогических теорий. Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования индивидуальны, целиком зависят от содержания работы. Они должны удовлетворять следующим признакам:

) объективность (оценка исследуемого признака однозначно);

) адекватность, валидность (оценка именно того, что экспериментатор хочет оценить);

) нейтральность по отношению к исследуемым явлениям

Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.

Критерии оценки педагогических явлений могут быть качественными и количественными. Величина измерения задается определенной шкалой оценки. Шкала - это числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений переведены в свойства того или иного числового ряда.

Шкалы измерений делятся на 4 основных класса:

• Шкала отношений - самая мощная шкала. Она позволяет оценивать, во сколько раз один изучаемый объект больше (меньше) другого объекта, принимаемого за эталон (единицу). Одновременно здесь возможно сравнение: насколько один объект больше (меньше) другого. Шкалами отношений измеряются почти все физические величины - время, линейные размеры, площади. В педагогических исследованиях шкала отношений будет иметь место, если измеряется время выполнения того или иного задания, количество ошибок или количество правильно решенных задач. На шкалы отношений распространяется весь основной аппарат математической статистики. Здесь не возникает никаких проблем с обоснованием достоверности различий между контрольными и экспериментальными группами.

• Шкала интервалов - например, шкала температур по Цельсию. В педагогических исследованиях сюда относится дихотомическая шкала, в которой содержится только два значения: да - нет, лучше - хуже, мальчик - девочка. В такой шкале имеется только один интервал деления (0-1 или 1-2, плюс - минус).

• Шкала порядка, или шкала рангов - самая слабая шкала - шкала, относительно значений которой уже нельзя говорить ни о том, во сколько раз измеряемая величина одного объекта больше (меньше) другого, ни на сколько она больше (меньше). Такая шкала только упорядочивает положение объектов, приписывая им те или иные ранги. Примером может служить шкала школьных отметок в баллах.


• Шкала наименований. Она фактически уже не связана с понятием «величина» и используется только с целью отличить один объект от другого: номера автомобилей, телефонов, применение букв или цифр для перечисления пунктов в законах.

Формированием критериев достоверности будущих результатов исследования завершается концептуальная стадия его проектирования. Следующая стадия - построение гипотезы исследования.

педагогический исследователь научный культура

2. Методологическая культура исследователя и ее признаки
Культура - это уровень достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни в определенную эпоху.

В данном случае нас интересует конкретный вопрос: культура педагога-исследователя, уровень его готовности вести научный поиск. Выделим в этом аспекте три составляющие.

Отнесем к первой методологическую культуру, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступени восхождения от абстрактного к конкретному;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и его «целостнообразующих» свойств;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

• критическое отношение к « самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мирововоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Второй аспект - научная этика исследователя. Успех, как может кому-то показаться странным, зависит от нравственных качеств исследователя. Его уважительного отношения к тому, что уже сделано другими по проблеме. Глубокое изучение работ предшественников - не только дань уважения, признания их вклада в разработку той или иной проблемы. От этого зависит качество работы исследователя. В ней должно отражаться либо продолжение изучения проблемы в новых условиях, либо движение в ином направлении, позволяющем выявить какие-то неизвестные и важные стороны явления.


Исключительно высокая добросовестность требуется от исследователя при осуществлении экспериментальной работы. Все вопросы, которые решаются, их результаты, лежат на совести исследователя. Случайные явления, выданные за объективные, засоряют педагогическую науку, вызывают к ней скептическое отношение, наносят большой вред теории и практике работы с людьми.

Нравственные качества исследователя как бы вплетаются в ткань научного изыскания, в истину. Принципиальность исследователя, умение отстаивать свою концепцию, методику исследования, стремление к объективности результатов, аргументация выводов - обязательное сопровождение его деятельности. Однако они не всегда и не всеми принимаются. Важно высокую результативность исследования подтверждать практически действенными выводами и рекомендациями.

Эффективность, плодотворность научного исследования в значительной степени зависит от умения этически правильно построить взаимоотношения с коллегами. Все чаще в исследованиях принимает участие не один человек, а коллектив. Психологическая атмосфера, сложившаяся в нем, несомненно оказывает огромное влияние на общий результат и несет отпечаток научного труда каждого члена коллектива. Доброжелательность, стремление проникнуть в психологическое состояние респондентов, терпение, выдержка, такт - необходимые компоненты педагогической культуры исследователя.

Внедрение результатов исследования в педагогическую практику тоже предъявляет требования к этике исследователя. Безнравственно и недопустимо применение методик, тестов сомнительного содержания, не прошедших проверку на валидность и надежность. Это - своеобразное этическое преступление, которое негативно влияет на людей, искажает реальное состояние дел. Поэтому к экспериментальной работе предъявляются высочайшие требования. Она должна быть проведена добросовестно и качественно. Скоропалительные выводы и результаты для педагога-исследователя противопоказаны. Он несет за них личную ответственность.

Третий аспект - культура поведения исследователя. Психолого-педагогическое исследование нуждается в прекрасно организованном, на уровне искусства, взаимодействии с людьми, обеспечивающими успех научного поиска. Здесь важно умело использовать весь арсенал средств воздействия на личность и взаимодействия с ней. Если исследование коллективное, то ни один из участников не должен подчеркивать свою значимость, исключительность. Следует понимать, насколько в исследовательской деятельности важны поддержка, оценка, одобрение коллег. Бывают и серьезные неудачи. Надо найти мужество признаться в этом. При рецензировании и научной оценке работы другого исследователя можно перечислить замечания, отметить недостатки, слабые места, но более