Файл: Реферат на тему Выбор стратегии и методов планирования педагогического исследования Студентки 2 курса Винник Е. А.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этично помочь коллеге устранить недостатки, подсказать пути преодоления трудностей.

Скромность педагога-исследователя - один из наиболее оптимальных способов избежать неприятных ситуаций в научной работе, во взаимодействии с окружающими.

Профессионально-значимые личностные качества педагога-исследователя.

Их можно представить в обобщенном виде.

. Общие психолого-педагогические качества: профессиональная психолого-педагогическая направленность; социально и профессионально значимые свойства личности: гражданственность, оптимизм, гуманизм, стабильный интерес к научно-исследовательскому труду, общительность, доброжелательность и др.

. Профессиональные психолого-педагогические качества: психолого-педагогическая теоретическая, методическая, практическая подготовленность; психолого-педагогические способности: коммуникативные, перцептивные, проективные, суггестивные, эмоционально-волевые, конструктивные, организаторские, познавательные, креативные (творческие).

. Индивидуальные психолого-педагогические качества: психолого-педагогическая направленность психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых); эмоциональная отзывчивость (эмпатия); развитость воли; рефлексия.

Педагогическое мастерство исследователя

Оно проявляется в его профессиональных способностях:

• интеллектуальных (развитость научно-педагогического мышления): умения анализировать, обобщать, выделять существенное в процессе или явлении, осуществлять анализ научной литературы, проводить эксперименты, выстраивать методологический аппарат исследования и др.;

• перцептивных, которые лежат в основе умений наблюдать, проникать во внутренний мир явлений, напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость;

• коммуникативных, позволяющих устанавливать правильные взаимоотношения с участниками исследования;

• конструктивных, дающих возможность предвидеть ход, развитие событий;

• суггестивных, нацеленных на получение нужного результата путем эмоционально-волевого влияния, внушения силой слова, авторитета;

• эмоционально-волевых, которые позволяют управлять своим внутренним состоянием, чувствами, поведением;

• организаторских, позволяющих организовать познавательную деятельность обучающихся, свою собственную деятельность, т.е. высокая самоорганизация и работоспособность;


• дидактических, проявляющихся в умении излагать материал, толковать исследовательские задачи доступно, интересно, четко, ясно, аргументированно;

• научно-познавательных, которые дают возможность оперативно овладевать научной информацией;

• творческих (креативных), позволяющих находить нестандартные решения исследовательских задач - оригинальность, инициативность, удовлетворение от процесса исследования

Таковы основные моменты, освещающие культуру педагога-исследователя.
Основные методологические принципы педагогического исследования


Методологический принцип (подход)

Сущностная характеристика

Системный подход

- рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом; выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований); - выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.

Личностный подход

- утверждает представление о сущности человека как личности;

ориентирует организацию педагогического процесс а на личность как цель, результат и критерий эффективности;

требует признания уникальности личности , права на свободу и уважение;

- использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала , саморазвития личности.




Деятельностный подход - утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;

ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;

- позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.




Культурологический подход

- требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре; - предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.

Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.

Этнопедагогический подход.

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

Антропологический подход.

Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Компетентностный подход

в образовании устанавливает новый тип образовательных результатов, не сводимый к комбинации сведений и навыков, а ориентированный на способность и готовность личности к решению разного рода проблем, к деятельности. Эти образовательные результаты, называемые компетентностями, рассматриваются как способности решать сложные реальные задачи - профессиональной и социальной деятельности, мировоззренческие, коммуникативные, личностные.


. Методы педагогического исследования и методика их проведения


Метод исследования

Методика проведения

Наблюдение

Целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения: определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Исследовательская беседа

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся

Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений.

Педагогический эксперимент

Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике. Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов. Исследователю очень важно уметь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это может быть: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы; проведение итоговых срезов; анализ положительных, а также отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

Педагогическое тестирование

Позволяет с помощью специально разработанных заданий (задач, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г.Амосову): •Определение цели изучения ППО. •Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности. •Выбор средств и методов изучения ППО. •Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта •Выделение диагностирующих единиц изучения •Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта. •Сопоставление плана изучения опыта •Обобщение сходных форм ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик. •Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса. •Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок).

Анкетирование. При составлении анкет важно соблюдать следующие правила: вопросы должны быть тщательно составлены, предельно конкретны, корректны, доступны, они не должны содержать в себе скрытых подсказок желаемого ответа, но должны быть взаимопроверяемыми. Рейтинг. метод субъективной оценки какого -либо явления по заданной шкале. Эти оценки дают эксперты (компетентные судьи): ученые -педагоги, психологи, опытные учителя, директора школ и другие. Они оценивают те или иные качества в соответствии с предложенной оценочной шкалой. Данные анализируются: количественный анализ проводится по определенной формуле и дается качественная оценка.

Статистический метод.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана - показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Методы математической статистики

Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов. С помощью статистических методов определяют средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверено них работах контрольной и экспериментальной групп); медиана показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати человек в группе медианой будет оценка шестого человека в списке, в котором все рас делимо по рангу их оценок) степень рассеивания - дисперсия или среднее квадратное отклонение, коэффициент вариации и и др. Для проведения этих подсчетов применяют соответствующие формулы и справочные таблицы Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Теоретический анализ педагогических идей

Этот метод позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.


Список использованной литературы
1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн. : Універсітэцкае, 2000.

. Жук, О.Л. Основы педагогики : учеб. пособие - Минск : Аверсэв, 2003.

. Новиков А. М. Основания педагогики./ Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики: Педагогика. -- М.: Из-во ЭГВЕС, 2010.
1   2