Файл: Сложноподчиненные предложения с придаточной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ко всему главному предложению.)

- Попробуйте составить схему сложноподчиненного предложения с придаточным цели, используя наши наблюдения и план на странице №77, и дать его определение.

У доски схему составляет 1 ученик, остальные в тетради. В результате должна получится схема:


зачем? с какой целью? для чего?

 , ( чтобы ,

для того чтобы,

затем чтобы

с тем чтобы )



Ученик по схеме дает определение сложноподчиненного предложения

с придаточным цели.

(Сложноподчиненные предложения с придаточным цели – это такие сложные союзные предложения, придаточная часть которых отвечает на вопрос зачем? с какой целью?

для чего?, относится ко всему главному предложению и присоединяется союзами чтобы, для того чтобы, затем чтобы и т.д.)

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.
- Используя известный ход рассуждения, устно определите вид придаточных предложений на карточке №1, которая вложена в папку.



Карточка №1

  1. Через четверть часа я подошел так близко к огню, что мог рассмотреть всех около него.

  2. Там, где прозаик может позволить себе целую страницу, поэт в иных случаях должен довольствоваться одной строфой.

  3. Для того, чтобы сыграть правдиво любую роль, прежде всего надо найти зерно художественного образа.

  4. Если человек сам стал хуже, то все ему хуже кажется.

  5. Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

  6. Город есть книга, где каждая улица является страницей.

  7. Когда человек чувствует, что ему не хочется работать, тогда он должен беспокоиться.

  8. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.





(1. В первом предложении главная часть Через четверть часа я подошел так близко к огню . От нее задаем вопрос в какой степени?, значит, придаточное предложение меры и степени.


2. В данном предложении главной частью является предложение Там…поэт в иных случаях должен довольствоваться одной строфой. От указательного слова там главного предложения задаем вопрос где?, значит, придаточное предложение места.

3. В третьем предложении от сказуемого надо найти главной части ставим вопрос зачем? к придаточной, следовательно, это придаточное предложение цели.

4. В данном предложении от главной части то все ему хуже кажется к придаточной задаем вопрос при каком условии? , следовательно, это придаточное предложение условия.

5. В пятом предложении от сказуемого учить следует главной части к придаточной задаем вопрос зачем?, следовательно, это предложение цели.

6. В шестом предложении от существительного книги главной части к придаточной задаем вопрос какая?, значит, перед нами придаточное определительное.

7. В седьмом предложении от главной части тогда он должен обеспокоиться к придаточной первой Когда человек чувствует задаем вопрос когда?, следовательно, это придаточное времени. От сказуемого чувствует первой придаточной части задаем вопрос что? ко второй придаточной, следовательно, это придаточное предложение изъяснительное.

8. В данном предложении от главной части Надо верить в возможность счастья задаем вопрос зачем? к придаточной, значит, данное придаточное предложение цели.)

- Получилось у вас определять виды сложноподчиненных предложений?

(Получилось.)

- Каким будет наш следующий шаг в работе? (Мы должны проверить свои знания самостоятельно.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

  3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*.

  4. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

*В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
- Я предлагаю вам проделать точно такую же работу самостоятельно. Для этого найдите карточку №2. В конце работы проверите себя по эталону и поставите оценку. Время выполнения – 5 минут.




Карточка №2

  1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

  2. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с плеч.

  3. Когда человек живет не для себя, когда он растворяется в обществе, тогда его трудно убить.

  4. Для того, чтобы выучиться говорить правду, надо учиться говорить её самому себе.

  5. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

  6. Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам.

  7. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать.

  8. Не всё сбывается, что желается.

  9. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.







Эталон выполнения задания на карточке №2.

какой?

х

  1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных. (придаточное определительное)

х как?

  1. Сегодня я чувствую себя так, как будто гора свалилась с плеч. (придаточное образа действия)

при каком условии?

  1. Когда человек живет не для себя, когда он растворяется в обществе, тогда его трудно убить. (придаточное условия)

зачем? х

  1. Для того, чтобы выучиться говорить правду, надо учиться говорить её самому себе. (придаточное цели)

х чем?

  1. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве. (придаточное изъяснительное)

х при каком условии?

  1. Всегда отыщешь новизну вокруг, если меняешься сам. (придаточное условия)

х зачем?

  1. Всякое дело надо любить, чтобы его хорошо делать. (придаточное цели)

х что?

  1. Не всё сбывается, что желается. (придаточное изъяснительное)

х для чего?

  1. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. (придаточное цели)








Критерии оценки:

«5» - 9(+)

«4» - 8-7(+)

«3» - 6-5(+)

 5 баллов - материал доработать дома



- Довольны / недовольны? Почему?

VIII. Включение в систему знаний и повторение

  1. Организовать влияние типов заданий, где используется новый способ действия.

  2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.


- Каковы будут наши следующие действия? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. )

- Для этого я предлагаю тем ученикам, которые еще не совсем хорошо усвоили сегодняшнюю тему, выполнить упражнение №141 и еще раз потренироваться в определении видов придаточных предложений. Сначала выпишите сложные предложения с придаточными цели, а затем все остальные. Определите виды придаточных, составьте схемы предложений. По ходу записи вставьте пропущенные буквы, орфограммы выделите, расставьте знаки препинания. Тем ребятам, которые уверены в себе, я предлагаю следующее задание: к записанному на доске главному предложению, подберите возможные виды придаточных, определите их вид.

Запись на доске.

 Я отдыхаю , …


- Кроме этого, составьте сложноподчиненные предложения с придаточными часиями разных видов по опорным словам, которые записаны на доске.

Запись на доске.

потеплеть – лёд


- Время выполнения работы – 10 минут.

- Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Те ребята, которые выполняли упражнение №141, могут проверить себя по эталону, который лежит в папке.

Эталон выполнения упражнения №141.

I. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели:


зачем?


1. [Сонный старик хотел перешагнуть через постель, (чтобы достать хлеб из сумки), споткнулся и наступил огромной ступней на яичницу].

 _ =, (чтобы =), = и =. для чего?

3 . [Я и после успеховх, /достаточных для того/, (чтобы вскружить голову молодому человеку), продолжал учиться].

х сущ для того

 ___ , , (чтобы =), =. зачем?

4. [Я должен был нанять быков], (чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору).

 __ = , (чтоб =).

  1. (Для того чтобы они поняли нашу правду скорее), [мы должны идти вперед].

(Для того чтобы __ =),  ___ = .



7. (Чтобы пройти от двери к роялю), [надо было переступить через пять шатких половиц].

(Чтобы = ),  = .
II. Сложноподчиненные предложения с другими видами придаточных.
что?

2. [Я хочу], (чтобы все меня услышали).

(придаточное изъяснительное)

что?



 __ =, (чтобы __ =).
чего? гл.

6 . [ Пожела ем ], (чтоб немеркнул правды луч в краю родном). (придаточное изъяснительное)

чего?



 = , (чтоб = _ ).




- Теперь послушаем ребят, которые выполняли творческое задание. Зачитайте, что у вас получилось в первом задании.

Возможный вариант записи в тетради.

где?

Я отдыхаю , где мне нравится (придаточное места)

когда?

когда наступает вечер (придаточное времени)

при каком условии?

если устану (придаточное условия)

почему?

потому что устал (придаточное причины)

- Как справились со вторым? Зачитайте.

Возможный вариант записи в тетради.

х почему?

а) [Лёд тронулся], (потому что потеплело). (придаточное причины)

при каком условии? х

б) (Если потеплеет), [лёд тронется]. (придаточное условия)

когда? х

в) (Когда потеплеет), [лёд тронется]. ( придаточное времени)



IX. Рефлексия учебной деятельности.

    1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

    2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися.

    3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

    4. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

    5. Организовать обсуждение и запись домашних заданий.


- Что же мы узнали нового на уроке? Чему научились?