ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Ко всему главному предложению.)
- Попробуйте составить схему сложноподчиненного предложения с придаточным цели, используя наши наблюдения и план на странице №77, и дать его определение.
У доски схему составляет 1 ученик, остальные в тетради. В результате должна получится схема:
Ученик по схеме дает определение сложноподчиненного предложения
с придаточным цели.
(Сложноподчиненные предложения с придаточным цели – это такие сложные союзные предложения, придаточная часть которых отвечает на вопрос зачем? с какой целью?
для чего?, относится ко всему главному предложению и присоединяется союзами чтобы, для того чтобы, затем чтобы и т.д.)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
- Используя известный ход рассуждения, устно определите вид придаточных предложений на карточке №1, которая вложена в папку.
(1. В первом предложении главная часть Через четверть часа я подошел так близко к огню . От нее задаем вопрос в какой степени?, значит, придаточное предложение меры и степени.
2. В данном предложении главной частью является предложение Там…поэт в иных случаях должен довольствоваться одной строфой. От указательного слова там главного предложения задаем вопрос где?, значит, придаточное предложение места.
3. В третьем предложении от сказуемого надо найти главной части ставим вопрос зачем? к придаточной, следовательно, это придаточное предложение цели.
4. В данном предложении от главной части то все ему хуже кажется к придаточной задаем вопрос при каком условии? , следовательно, это придаточное предложение условия.
5. В пятом предложении от сказуемого учить следует главной части к придаточной задаем вопрос зачем?, следовательно, это предложение цели.
6. В шестом предложении от существительного книги главной части к придаточной задаем вопрос какая?, значит, перед нами придаточное определительное.
7. В седьмом предложении от главной части тогда он должен обеспокоиться к придаточной первой Когда человек чувствует задаем вопрос когда?, следовательно, это придаточное времени. От сказуемого чувствует первой придаточной части задаем вопрос что? ко второй придаточной, следовательно, это придаточное предложение изъяснительное.
8. В данном предложении от главной части Надо верить в возможность счастья задаем вопрос зачем? к придаточной, значит, данное придаточное предложение цели.)
- Получилось у вас определять виды сложноподчиненных предложений?
(Получилось.)
- Каким будет наш следующий шаг в работе? (Мы должны проверить свои знания самостоятельно.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
*В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
- Я предлагаю вам проделать точно такую же работу самостоятельно. Для этого найдите карточку №2. В конце работы проверите себя по эталону и поставите оценку. Время выполнения – 5 минут.
- Довольны / недовольны? Почему?
VIII. Включение в систему знаний и повторение
- Каковы будут наши следующие действия? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. )
- Для этого я предлагаю тем ученикам, которые еще не совсем хорошо усвоили сегодняшнюю тему, выполнить упражнение №141 и еще раз потренироваться в определении видов придаточных предложений. Сначала выпишите сложные предложения с придаточными цели, а затем все остальные. Определите виды придаточных, составьте схемы предложений. По ходу записи вставьте пропущенные буквы, орфограммы выделите, расставьте знаки препинания. Тем ребятам, которые уверены в себе, я предлагаю следующее задание: к записанному на доске главному предложению, подберите возможные виды придаточных, определите их вид.
Запись на доске.
- Кроме этого, составьте сложноподчиненные предложения с придаточными часиями разных видов по опорным словам, которые записаны на доске.
Запись на доске.
- Время выполнения работы – 10 минут.
- Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Те ребята, которые выполняли упражнение №141, могут проверить себя по эталону, который лежит в папке.
- Теперь послушаем ребят, которые выполняли творческое задание. Зачитайте, что у вас получилось в первом задании.
Возможный вариант записи в тетради.
- Как справились со вторым? Зачитайте.
Возможный вариант записи в тетради.
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Что же мы узнали нового на уроке? Чему научились?
- Попробуйте составить схему сложноподчиненного предложения с придаточным цели, используя наши наблюдения и план на странице №77, и дать его определение.
У доски схему составляет 1 ученик, остальные в тетради. В результате должна получится схема:
зачем? с какой целью? для чего? , ( чтобы , для того чтобы, затем чтобы с тем чтобы ) |
Ученик по схеме дает определение сложноподчиненного предложения
с придаточным цели.
(Сложноподчиненные предложения с придаточным цели – это такие сложные союзные предложения, придаточная часть которых отвечает на вопрос зачем? с какой целью?
для чего?, относится ко всему главному предложению и присоединяется союзами чтобы, для того чтобы, затем чтобы и т.д.)
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
- Используя известный ход рассуждения, устно определите вид придаточных предложений на карточке №1, которая вложена в папку.
Карточка №1
|
(1. В первом предложении главная часть Через четверть часа я подошел так близко к огню . От нее задаем вопрос в какой степени?, значит, придаточное предложение меры и степени.
2. В данном предложении главной частью является предложение Там…поэт в иных случаях должен довольствоваться одной строфой. От указательного слова там главного предложения задаем вопрос где?, значит, придаточное предложение места.
3. В третьем предложении от сказуемого надо найти главной части ставим вопрос зачем? к придаточной, следовательно, это придаточное предложение цели.
4. В данном предложении от главной части то все ему хуже кажется к придаточной задаем вопрос при каком условии? , следовательно, это придаточное предложение условия.
5. В пятом предложении от сказуемого учить следует главной части к придаточной задаем вопрос зачем?, следовательно, это предложение цели.
6. В шестом предложении от существительного книги главной части к придаточной задаем вопрос какая?, значит, перед нами придаточное определительное.
7. В седьмом предложении от главной части тогда он должен обеспокоиться к придаточной первой Когда человек чувствует задаем вопрос когда?, следовательно, это придаточное времени. От сказуемого чувствует первой придаточной части задаем вопрос что? ко второй придаточной, следовательно, это придаточное предложение изъяснительное.
8. В данном предложении от главной части Надо верить в возможность счастья задаем вопрос зачем? к придаточной, значит, данное придаточное предложение цели.)
- Получилось у вас определять виды сложноподчиненных предложений?
(Получилось.)
- Каким будет наш следующий шаг в работе? (Мы должны проверить свои знания самостоятельно.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. -
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки. -
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*. -
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
*В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
- Я предлагаю вам проделать точно такую же работу самостоятельно. Для этого найдите карточку №2. В конце работы проверите себя по эталону и поставите оценку. Время выполнения – 5 минут.
Карточка №2
|
Эталон выполнения задания на карточке №2. какой? х
х как?
при каком условии?
зачем? х
х чем?
х при каком условии?
х зачем?
х что?
х для чего?
|
Критерии оценки: «5» - 9(+) «4» - 8-7(+) «3» - 6-5(+) 5 баллов - материал доработать дома |
- Довольны / недовольны? Почему?
VIII. Включение в систему знаний и повторение
-
Организовать влияние типов заданий, где используется новый способ действия. -
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Каковы будут наши следующие действия? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. )
- Для этого я предлагаю тем ученикам, которые еще не совсем хорошо усвоили сегодняшнюю тему, выполнить упражнение №141 и еще раз потренироваться в определении видов придаточных предложений. Сначала выпишите сложные предложения с придаточными цели, а затем все остальные. Определите виды придаточных, составьте схемы предложений. По ходу записи вставьте пропущенные буквы, орфограммы выделите, расставьте знаки препинания. Тем ребятам, которые уверены в себе, я предлагаю следующее задание: к записанному на доске главному предложению, подберите возможные виды придаточных, определите их вид.
Запись на доске.
Я отдыхаю , … |
- Кроме этого, составьте сложноподчиненные предложения с придаточными часиями разных видов по опорным словам, которые записаны на доске.
Запись на доске.
потеплеть – лёд |
- Время выполнения работы – 10 минут.
- Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Те ребята, которые выполняли упражнение №141, могут проверить себя по эталону, который лежит в папке.
Эталон выполнения упражнения №141. I. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели: зачем? 1. [Сонный старик хотел перешагнуть через постель, (чтобы достать хлеб из сумки), споткнулся и наступил огромной ступней на яичницу]. _ =, (чтобы =), = и =. для чего? 3 . [Я и после успеховх, /достаточных для того/, (чтобы вскружить голову молодому человеку), продолжал учиться]. х сущ для того ___ , , (чтобы =), =. зачем? 4. [Я должен был нанять быков], (чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору). __ = , (чтоб =).
(Для того чтобы __ =), ___ = . 7. (Чтобы пройти от двери к роялю), [надо было переступить через пять шатких половиц]. (Чтобы = ), = . II. Сложноподчиненные предложения с другими видами придаточных. что? 2. [Я хочу], (чтобы все меня услышали). (придаточное изъяснительное) что? __ =, (чтобы __ =). чего? гл. 6 . [ Пожела ем ], (чтоб немеркнул правды луч в краю родном). (придаточное изъяснительное) чего? = , (чтоб = _ ). |
- Теперь послушаем ребят, которые выполняли творческое задание. Зачитайте, что у вас получилось в первом задании.
Возможный вариант записи в тетради.
где? Я отдыхаю , где мне нравится (придаточное места) когда? когда наступает вечер (придаточное времени) при каком условии? если устану (придаточное условия) почему? потому что устал (придаточное причины) |
- Как справились со вторым? Зачитайте.
Возможный вариант записи в тетради.
х почему? а) [Лёд тронулся], (потому что потеплело). (придаточное причины) при каком условии? х б) (Если потеплеет), [лёд тронется]. (придаточное условия) когда? х в) (Когда потеплеет), [лёд тронется]. ( придаточное времени) |
IX. Рефлексия учебной деятельности.
-
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. -
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимися. -
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. -
Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. -
Организовать обсуждение и запись домашних заданий.
- Что же мы узнали нового на уроке? Чему научились?