Файл: Сложноподчиненные предложения с придаточной.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

  1. Организовать актуализация изученных способов действия, достаточных для построения нового знания.

  2. Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

  3. Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

  4. Организовать обобщение актуализированных способов действий.

  5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  6. Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

  7. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

  8. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.


- Еще раз, назовите тему, в рамках которой мы работали уже довольно долго.

(Сложноподчиненные предложения.)

- Какое предложение называется сложноподчиненным?

(Сложноподчиненное предложение – это сложное союзное предложение, части которого связаны подчинительной связью (т.е. одна является главной, а другая – придаточной, подчиненной главной по смыслу и грамматически)).

- Какие 3 группы придаточных предложений нам известны? (Придаточные изъяснительные, определительные, обстоятельственные.)

Открывается заголовок схемы.

СПП


изъяснительное определительное обстоятельственное


- Как мы определим вид придаточного предложения ? (По вопросу, который задается от главной части к придаточной, по союзу или союзному слову, которым они связываются.)

- Как вы определите придаточное изъяснительное? (Отвечает на вопрос косвенных падежей, присоединяется союзами что, чтобы, или, как и др.) Ответивший учащийся подписывает на доске сказанное к изъяснительному предложению.

изъяснительное

вопросы косвенных падежей

что

чтобы

как

, или



- Как вы определите придаточное определительное? (Отвечает на вопрос определения, присоединяется союзными словами который, какой, чей, где .)

Учащийся подписывает на доске сказанное к определительному придаточному.

определительное

вопросы определения

который

какой

чей

, где


- Как определить обстоятельственное придаточное? (Отвечает на вопрос обстоятельств, присоединяются с помощью союзов и союзных слов где, когда, как, если, т.к. и др.)

Ответивший подписывает сказанное к придаточному обстоятельственному.

обстоятельственное

вопросы обстоятельства

где

когда

как

, если



В результате получается схема на доске и в тетради:


СПП


изъяснительное определительное обстоятельственное

в опросы косвенных падежей вопросы определения вопросы обстоятельства

, что , который , где

чтобы какой когда

как чей как

или где если




- Обратите внимание, что разные виды придаточных могут присоединяться одинаковыми союзами и союзными словами. Значит, о чем мы не должны забывать? Какая встает перед нами проблема? (Не спутать виды придаточных, т.к. союзы могут быть омонимичными.)

- На что в первую очередь обращаем внимание при определении вида придаточного? (На вопрос от глагольной части к придаточной.)

- Какие виды придаточного обстоятельственного мы изучили? На какие вопросы они отвечают? (Образа действия и степени ( как? каким образом? в какой мере? степени? ), места ( где? куда? откуда? ), времени ( когда? с каких пор? до каких пор? ), условия ( при каком условии ?), причины (почему?)

- Определите виды придаточных в предложениях, записанных на доске, вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, составьте схему.

На доске:


1. Всякий человек выр…жающий в и…ку…стве жизнь народа есть явление

великое потому что он своею жизнью выр…жает жизнь ми…ионов.

2. Язык которым говорит человек это ключ(?) к его х…рактеру .

3. Я рассказал всю эту историю что(бы) дать хотя бы отдале…ое понятие

о мещерских болотах-мшарах.


К доске выходят работать с предложением по одному ученику.

(1. В первом предложении в слове выражающий в корне –раж- пишется безударная гласная а, правописание которой нужно запомнить. В слове искусство пишутся две буквы с на стыке морфем (корня –искус- и суффикса –ств-). В слове миллионов пишется удвоенная л.В этом предложении две грамматические основы: человек есть явлениевеликое и он выражает, поэтому оно сложное, между частями ставится запятая. От первой части от сказуемого можно задать вопрос почему? , поэтому данное предложение сложноподчиненное с придаточным причины. Первая часть осложнена распространенным определением, выраженным причастным оборотом, который на письме обособляется, т.к. стоит после определяемого слова человек. )

В результате на доске и в тетрадях сделана следующая запись:



1 ) Всякий человек, / выражающий в искусстве жизнь народа /, есть



явление великое , (потому что он своею жизнью выражает жизнь миллионов).
почему?

__х_ , / х / = , (потому что - = ). – придаточное причины




( 2. Во втором предложении в слове характеру в корне пишется безударная гласная а, правописание которой нужно запомнить. В слове ключ на конце после шипящей мягкий знак не пишется, т.к. это существительное мужского рода.

В этом предложении две грамматические основы: язык – ключ и говорит человек, значит оно сложное. Это предложение сложноподчиненное, потому что от главной части (от слова язык) ко второму предложению можно задать вопрос какой?, следовательно, перед нами придаточное определительное. Придаточное предложение которым говорит человек расположено внутри главного и с обеих сторон выделяется запятыми.)

В результате в тетрадях и на доске сделана следующая запись:




2) Язык, (которым говорит человек), - это ключ к его характеру.

какой?

____, (которым = __ ), - это = . - определительное





(3. В третьем предложении в прилагательном отдаленное в суффиксе –енн пишется две буквы н. Приложение мшары присоединяется к определяемому слову болото с помощью дефиса, так как оба слова выражены нарицательными существительными.

Это предложение сложное, так как у него две грамматические основы (я рассказал и дать), между которыми ставится запятая. От главной части к придаточной задаем вопрос зачем? .)

В результате получается на доске и в тетрадях запись:

^

3) Я рассказал всю эту историю, (чтобы дать хотя бы отдаленное

нарицат. х нарицат.

понятие о мещёрских болотах–мшарах).

зачем?

___ =, (чтобы =).




- Каков вид придаточной части в этом предложении?

Учащиеся затрудняются сразу определить тип придаточного, называют различные варианты, но в конце, ориентируясь на вопрос, определяют его как придаточное цели.

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Организовать восстановление выполненных операций.

  2. Организовать фиксацию места, где возникли затруднения.

  3. Организовать соотнесение своих действий с использованными эталонами.

  4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


- Почему возникло затруднение? (Мы не изучали придаточные цели.)

- Какова тема сегодняшнего урока? (Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.)

Тема записывается в тетради и на доске.

- Какова цель сегодняшнего урока? (Научиться определять сложноподчиненные предложения с придаточной частью цели.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  1. учащиеся ставят цель проекта;

  2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

  3. учащиеся определяют средства;

  4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


- Как вы определили, что перед вами сложноподчиненное предложение с придаточной частью цели? (Применили известный способ действия: поставили вопрос от главного предложения к придаточному – вопрос зачем?, это вопрос обстоятельства цели.)

V. Реализация построенного проекта.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднений.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения

нового способа действий для решения всех задач данного типа).
- Откройте учебник странице №91. Посмотрите на схемы последних 2-х предложений. Сделайте вывод о положении придаточного цели по отношению к главному предложению. (Придаточное цели может находиться как до, так и после главного предложения.)

- Подумайте, такие придаточные относятся в какому-то слову, словосочетанию в главном предложении или же ко всему главному предложению?