Файл: Лекция 6. Роль языка в формировании мыслительных процессов План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №6. Роль языка в формировании мыслительных процессов
План
1. Понятие о мышлении. Типы мышления. Формы абстрактного (логического) мышления.
2. Знаковые основы абстрактного мышления. Система языковых знаков как базовая знаковая субстанция абстрактного мышления.
3. Понятие о внутренней речи. Вопрос об авербальности абстрактного мышления.
1. Понятие о мышлении. Типы мышления.
Формы абстрактного (логического) мышления.
Мышление представляет собой один из компонентов сознания человека. Под сознанием понимают всю психическую деятельность человека, - деятельность коры больших полушарий его головного мозга. Сознание человека включает в себя три компонента: это его мышление, эмоциональная сфера и воля (волевые импульсы). Таким образом, мышление представляет собой один из компонентов сознания, причем основной компонент.
Мышление – это свойство высокоорганизованной материи – головного мозга человека, - сложившееся в процессе длительного развития человеческого общества и человека как социального существа. Сущность мышления составляет различное по степени абстракции отражение головным мозгом человека реальной действительности. Способность мозга объективно отражать внешний мир делает возможными правильную ориентацию человека в этом мире и преобразование его в интересах общества.
В современной науке существуют различные типологии мышления. В зависимости от характера отражения мышлением действительности различается несколько его (мышления) типов. Мы с вами рассмотрим четыре основных типа – практическое, наглядно-образное, абстрактное, технологическое. Первые два типа – доязыковые, вторые два – осуществляемые на базе языка или других знаковых систем.
1) Практическое, или предметно-действенное, мышление проявляется в виде целенаправленного оперирования предметами (лев догоняет лань; человек вдевает нитку в иголку; нажимает тормоз в машине для ее остановки и т. д.).
2) Наглядно-образное мышление – это отражение мозгом человека предметов и явлений объективного мира в форме конкретно-чувственных образов – восприятий и представлений.
Восприятия и представления образуются в результате воздействия предмета, явления на органы чувств человека и синтеза, объединения получаемых при этом ощущений в целостный образ.
Что такое восприятие и представление – роза, музыка.
Восприятие – конкретно-чувственный образ, возникающий в сознании при непосредственном воздействии предмета на органы чувств человека. В восприятии людьми мира доминируют зрительные и слуховые образы. Каждый такой конкретно-чувственный образ отражает отдельный, единичный, конкретный предмет.
Представление – это конкретно-чувственный образ, воспроизводимый по памяти.
Наглядно-образному мышлению свойствен пассивно-констатирующий и непосредственный характер. Это значит, что отражение предмета, явления в конкретно-чувственном образе не опосредовано активной деятельностью мозга человека, работой по решению умственных задач. Наглядно-образное мышление, как и практическое мышление, свойственно и человеку, и высокоорганизованным животным и осуществляется без участия языка.
3) Абстрактное (логическое) мышление – свойственно только человеку. Это одно из социальных свойств, сложившихся в процессе становления и развития человеческого общества, человека как социального существа. Абстрактное мышление – это отражение человеком окружающего мира в обобщенных образах, это способность мыслить обобщенными образами. А.Н. Леонтьев, имея в виду абстрактное мышление, писал:
«Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от «явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, то есть процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложное, опосредованное отражение действительности» [Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. № 4].
[Обратим внимание на слова о непрямом, опосредованном отражении мира абстрактным мышлением.] В этом состоит секрет единства языка и абстрактного мышления.
Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Что это такое – понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это отвлеченная, абстрактная и обобщенная мысль о предмете. Понятие отражает предмет, отвлекаясь от его несущественных, индивидуальных свойств и объединяя в себе основные свойства предмета, общие у всех предметов одного класса. Понятие характеризуется опосредованным отражением мира. Формы наглядно-образного мышления фиксируют и главные, и второстепенные свойства предмета. Понятие опосредованно, через отвлечение и обобщение фиксирует только основные, сущностные свойства предмета. Такая отвлеченная и обобщенная мысль о предмете не может сформироваться на базе конкретно-чувственного образа. Чтобы понятие сформировалось и существовало, необходима иная основа, ею является звуковая оболочка слова.
Понятие – базовая единица абстрактного мышления. Оно служит базой образования суждений и умозаключений. Поэтому абстрактное (логическое) мышление называют также понятийным.
Суждение – это форма абстрактного мышления, отражающая путем утверждения или отрицания предметы и явления внешнего мира в их связях и отношениях. Компонентом суждения является понятие. Суждение формируется из понятий. Суждение также имеет опосредованный характер. Формы наглядно-образного мышления фиксируют целостный образ идущего человека. Суждение отделяет абстрактное действие от самого предмета, утверждает или отрицает связь этого действия с предметом, его наличием. В суждение сейчас включают также вопрос и побуждение. Суждение имеет форму утверждения или отрицания, вопроса, побуждения. Суждение формируется и воплощается в простом предложении.
Умозаключение – вывод из двух или нескольких суждений. Пример. Все металлы электропроводны. Алюминий – металл. Следовательно, алюминий проводит электричество. Умозаключение формируется и воплощается в нескольких простых предложениях или в сложноподчиненном предложении с придаточными причины или условия.
В отличие от наглядно-образного мышления, абстрактное (понятийное) мышление является активным и опосредованным способом отражения мира: [ибо] образование его форм – понятий, суждений, умозаключений – опосредуется активной деятельностью мозга по решению умственных задач (см. выше высказывание А.Н. Леонтьева). [Пояснить.]
Как абстрактный и опосредованный способ отражения мира абстрактное мышление существует прежде всего и главным образом на базе языка, или, точнее, знаковая сторона языка является первичной и основной базой осуществления процессов абстрактного мышления и закрепления его результатов (см. второй вопрос темы).
4) Технологическое мышление. Как сами процессы абстрактной мыслительной деятельности, так и закрепление их конечных результатов может осуществляться на базе не только языка (языковых знаков), но и других знаковых систем – на базе так называемых символических языков, например, химических и математических знаков, в различных формулах, чертежах, графиках, шахматных комбинациях и т. д. Символические языки создаются и существуют на основе звукового языка (см. первую тему), являются вторичными по отношению к нему. Мышление с помощью символических языков представляет собой специфическую умственную деятельность, свойственную не всем людям (не все занимаются математикой, химией, играют в шахматы и пр.).
Таким образом, как видно из сказанного, технологическое мышление – это одна из разновидностей абстрактного мышления, специфика которой состоит в том, что она реализуется на базе неязыковых знаков.
Процесс мышления синкретичен: он обычно включает в себя элементы нескольких типов мышления, и прежде всего наглядно-образного и абстрактного (подробнее об этом см. дальше – о мышлении и языке с позиций когнитивной лингвистики).
2. Знаковые основы абстрактного мышления.
Система языковых знаков как базовая знаковая субстанция
абстрактного мышления.
Наглядно-образное мышление как чувственное отражение мира осуществляется в конкретно-чувственных образах, непосредственно отражающих отдельные конкретные реалии в единстве их свойств, лежащих «на поверхности» - без разграничения их на главные и второстепенные. Абстрактное мышление отражает действительность в формах понятий, суждений, умозаключений, имеющих опосредованный абстрактный и обобщенный характер в силу того, что образование этих форм опосредуется решением умственных задач по абстрагированию от … и обобщению …
Пояснение. Образование понятия предполагает умственную работу по выделению класса однородных предметов, выявлению их свойств, разграничению этих свойств на главные, общие и второстепенные, индивидуальные, абстрагированию от второстепенных свойств и обобщению их общих, главных, качественно определяющих свойств, характерных для целого класса однородных предметов; образование суждения осуществляется посредством умственной работы по обнаружению отношений, связей между различными предметами и явлениями; умозаключение предполагает необходимость сопоставления содержания суждений – посылок и вывод из них.
Процессы и формы и наглядно-образного, и абстрактного мышления как идеальные сущности могут осуществляться и существовать при условии их овеществления, объективации, воплощения в определенной субстанции.
Для наглядно-образного мышления такой субстанцией, средством овеществления служит сама чувственная природа его образов: конкретно-чувственные образы – восприятия и представления – это не только формы наглядно-образного мышления, но и субстанция, посредством которой оно овеществляется, на базе которой осуществляются его процессы и в которой воплощаются его результаты.
Для объективации, овеществления форм абстрактного мышления (и прежде всего его базовой формы – понятия) необходима субстанция, соответствующая отвлеченной и обобщенной природе этого – абстрактного – типа мышления, т. е. субстанция, способная фиксировать общие (основные, существенные) свойства класса однородных предметов в отвлечении от их индивидуальных, второстепенных, несущественных свойств. Такой субстанцией является субстанция знака, обозначающего, как мы знаем, предмет или явление на основе условной и произвольной связи с ним (звонки; светофор; химические, математические знаки; топографическое обозначение территорий,
поросших лиственными растениями; огонь сигнальной ракеты в условиях фронта и т. д.). Именно поэтому знак никак не соотносится со свойствами обозначаемого предмета, абстрагирован от них. Это делает субстанцию знака «нечувствительной», «невосприимчивой», «безразличной» к индивидуальным различиям однородных предметов одного класса и – соответственно – дает ей возможность служить средством, делает ее удобным средством объективации, овеществления, фиксации только общих, основных признаков этих предметов. Таким образом специфический характер форм абстрактного мышления (прежде всего понятия) создает такое положение, при котором средством их объективации, овеществления, воплощения может служить только знаковая субстанция, т. е. знаки, связанные с отражаемыми мышлением предметами условной и произвольной связью.
«Абстракция должна быть овеществлена, символизирована, реализована в знаке», - указывали К. Маркс и Ф. Энгельс.
«Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материи жеста, внутреннего слова) сознание – фикция», - подчеркивал М.М. Бахтин [Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. Л., 1928: 107].
Такой первичной и основной знаковой базой абстрактного мышления является звуковая материя языка – звуковые оболочки языковых единиц, т. е. его знаковая сторона. «Мысль не выражается, но совершается в слове», - писал по этому поводу Л.С. Выготский. Понятие формируется, воплощается и существует на базе звуковой оболочки слова, суждение – на базе простого предложения, умозаключение воплощается в нескольких простых предложениях или в сложноподчиненной конструкции с придаточными причины или условия.
Поскольку абстрактное мышление требует для своего осуществления знаковой субстанции в широком смысле слова, оно может реализоваться на основе и иных знаковых систем. В этом нас убеждает технологическое мышление. Сложившееся на высоком уровне развития абстрактного мышления как одно из его проявлений, оно объективируется с помощью иных, чем язык, неязыковых искусственных знаковых систем – так называемых символических языков (химических и математических знаков, формул, чертежей, графиков, шахматных комбинаций и т. д.). Но эти символические языки являются подсобными, вспомогательными, вторичными по отношению к звуковому языку, и само технологическое мышление – это как бы вспомогательная форма реализации абстрактного мышления, главным способом бытия которого является его языковая форма.