Файл: Лекция 6. Роль языка в формировании мыслительных процессов План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Впрочем, существует и обратная точка зрения (И.Н. Горелов) – о том, что образы – первичный способ осуществления абстрактного мышления, а язык возник лишь для общения (точка зрения когнитивной лингвистики).
Отсюда – вопрос об авербальности мышления: и не только во внутренней, но и во внешней речи.
А.Т. Кривоносов «Мышление – без языка?» //ВЯ, 1992, № 2.
Существуют языковые конструкции, которые косвенно, самой своей структурой указывают на подразумеваемую мысль. Эти конструкции косвенно отсылают к подразумеваемой мысли: часть информации передают языковыми средствами, а часть - подразумевается и является производной от языковой конструкции:
а) односоставные предложения: Гроза. Вечер. Тишина. Светает. Морозит;
б) простые предложения с ВЧП, каждому из которых соответствует особое (подразумеваемое) суждение:
При посадке в Ереване потерпел аварию транспортный самолет:
самолет прилетел в Ереван; самолет транспортный; он потерпел аварию; это произошло при посадке;
в) умозаключения-энтимемы: Все металлы электропроводны. Алюминий – металл. Следовательно, он проводит электричество. Т. е. если алюминий - металл, то он проводит электричество.
Шолохов: Он говорил зычно, т. к. был туговат на ухо. (Все туговатые на ухо говорят зычно. Он был туговат на ухо, поэтому говорил зычно.)
Куприн: Глаз не было видно, потому что он их все время держал опущенными (Глаз, которые опущены, не видно.)
Чехов: Оттого нам не весело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда. (Весело всем, кто знает труд – мы не знаем труда – поэтому нам не весело, и мы мрачно смотрим на жизнь.)
г) сюда же можно отнести конструкции с опосредованными отношениями (Колосова, Ширяев): Если вы хотите есть, то столовая налево.
Кривоносов пишет, что в подобных конструкциях подразумеваемая информация осуществляется не на знаковой основе – она непосредственно воплощается в физико-химических процессах головного мозга, о чем мы пока ничего не знаем. = Чистое мышление?
Выводы.
1) Единство языка и мышления справедливо в том отношении, что язык всегда связан с абстрактным мышлением, но абстрактное мышление далеко не всегда осуществляется в языковом и вообще в знаковом воплощении.
2) Все это свидетельствует только об одном: логико-лингвистический эксперимент показал, что теория о «неразрывном единстве» мышления и языка – это вчерашний день языкознания. Сегодня необходимо говорить не только о возможности, но и
о неизбежности, наряду с языковым, также безъязыкового мышления» (с. 79).
Можно возразить: языковая форма конструкций, сигнализирующих о подразумеваемой части информации, и есть знаковая основа этой информации.
Но вообще – проблема сложная и до конца не решенная.
Внутренняя и внешняя речь неразрывно связаны между собой. Внутренняя речь возникла на базе внешней, она стала возможной на известном этапе развития внешней речи (ребенок: сначала только звуковая коммуникация, потом мышление вслух, а затем уже про себя. – Выготский).
В то же время между этими видами речи существует и «обратная связь»: внутренняя речь является средством, орудием планирования внешней речи: прежде чем высказать свою мысль вслух, вы облекаете ее в форму внутренней речи, используя и языковые единицы, и образы.
Таким образом, связь между внешней и внутренней речью прослеживается и в филогенезе, и в онтогенезе.