Файл: Лекция 6. Роль языка в формировании мыслительных процессов План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последнее время актуальным в науке стал вопрос о конкретно-чувственных образах как знаковой основе абстрактного мышления.

Как мы знаем, конкретно-чувственные образы являются формой и субстанцией наглядно-образного типа мышления. В этой роли конкретно-чувственный образ служит отражением, «индивидуальным портретом» отдельного, единичного, конкретного предмета или явления. В единстве всех его «лежащих на поверхности» свойств – без разграничения их на существенные и несущественные, главные и второстепенные. Оказалось, однако, что конкретно-чувственные образы в процессах мышления «про себя» (в так называемой внутренней речи) способны выступать во вторичной, знаковой, функции (способны выполнять и функции знака), а именно в функции знака, или прототипа понятия.

Канонической, типизированной знаковой основой понятия (как формы абстрактного мышления), мы знаем, является звуковая оболочка слова. Но во внутренней речи роль знаковой основы понятия может выполнять его прототип – типизированный образ одного из класса отражаемых понятием, связанных с ним однородных предметов.

Понятие университет, например, может быть представлено в сознании студента знаком-образом внешнего вида здания университета, в котором он учится; образом входной двери или двери деканата; видом коридора; образом аудитории, где проходит большинство лекций и т. д.

Понятие религия может объективироваться, репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом какого-либо конкретного храма, его куполов; образами библии, евангелия, молящихся людей и т. д.

Понятие собака может репрезентироваться в нашей мысли конкретно-чувственным образом определенной известной нам собаки; но при этом такой образ выступает в роли знака любой собаки, собаки вообще («Ивановы хотят завести собаку»).

Но в каких бы многообразных формах ни реализовалась знаковая субстанция абстрактного мышления, основой для него была и остается знаковая субстанция языка.

Возникает вопрос: почему же язык явился исконной, первичной и продолжает оставаться основной знаковой субстанцией абстрактного мышления, основным знаковым способом объективации, овеществления его процессов и форм? Иными словами, чем обусловливается единство языка и абстрактного мышления?


Это объясняется тем, что само абстрактное мышление возникло в ходе общественно-исторического развития человечества в процессах коммуникации при использовании языка в качестве ее основного орудия. Сам обобщенный характер человеческой коммуникации вызвал к жизни обобщенное, абстрактное мышление, и знаковая субстанция языка явилась материальной основой его формирования и развития.

Конкретизируем это положение, рассмотрим его более детально.

Центральным элементом языковой системы является слово. Слово – это номинативная единица языка. Слова называют предметы и явления окружающего нас мира. Эффективное использование слова как единицы языка в актах коммуникации возможно лишь при условии, если словом будет обозначаться не отдельный предмет, а целый класс однородных предметов. Ибо, во-первых, невозможно дать имя каждой отдельной реалии, каждому отдельному конкретному предмету, явлению, процессу – для этого язык не располагает – и тем более не располагал в филогенезе – достаточным количеством материальных ресурсов (звуков, звукосочетаний). Во-вторых, если бы слова служили названием отдельных предметов, то словарный состав языка стал чрезмерно большим и овладеть таким языком было бы невозможно, такой язык был бы неподвластен человеческой памяти, находился бы за пределами человеческих возможностей запоминания.

«Для того, чтобы передать какое-либо переживание или содержание сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному классу, к известной группе явлений, а это <…> непременно требует обобщения. <…> Таким образом, высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления может обобщенно отражать действительность» [Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956: 51].

Очевидно, что в процессе становления языка современного типа с самого начала первичные слова уже служили орудием обозначения классов однородных предметов. Слово как название включало в себя не только звуковую оболочку, но и значение слова. Лексическое значение слова отражает обозначаемый предмет. Очевидно, что слово может стать орудием обозначения класса однородных предметов лишь при условии отражения в его значении общих свойств этих предметов. Если бы в значении слова отражались индивидуальные свойства предмета, слово становилось бы названием только одного предмета. Необходимое условие использования слова в актах коммуникации – отражение в его значении общих свойств однородных предметов одного класса. Мысль, отражающая общие свойства однородных предметов одного класса, - это понятие. Таким образом, формирование понятия происходит в актах коммуникации на базе слова

как орудия обозначения класса однородных предметов.

Вот почему мы говорим о том, что абстрактное мышление, и прежде всего его базовая единица – понятие – сложилось в процессе и из потребностей коммуникации формировавшихся людей современного типа.

Вот чем обусловливается приоритетное положение языка как знаковой основы абстрактного мышления, или то, что принято называть единством языка и мышления.

Абстрактное мышление сформировалось на базе языка, его знаковой стороны и продолжает существовать в неразрывной связи со знаковой стороной языка. Органическое единство языка и абстрактного мышления проявляется и в филогенезе (историческом развития человечества), и в онтогенезе (развитии отдельной личности).

Данные филогенеза свидетельствуют о том, что формирование языка и абстрактного мышления происходило исторически одновременно в процессе становления и развития человека как социального существа на базе общего материального субстрата – новых участков коры левого полушария головного мозга человека.

В период перехода от неандертальца к кроманьонцу (50-40 тыс. лет назад) происходил процесс локализации центров наглядно-образного мышления ранее осуществлявшегося обоими полушариями головного мозга человека (у животных и сейчас) в правом полушарии; новые же участки коры левого полушария формировались у человека как субстрат, материальная основа языка, языковых функций и абстрактного мышления. Это так называемый процесс дифференциации функций больших полушарий головного мозга человека. Тем самым в плане филогенеза язык и абстрактное мышление оказываются объединенными единством процесса эволюции, происходившего на базе общего для них материального субстрата при ведущей и определяющей роли языка как орудия коммуникации (В.З Панфилов «Философские проблемы языкознания»).

Данные онтогенеза также свидетельствуют в пользу положения о языке как главной субстанции, основном средстве овеществления обобщенного, абстрактного мышления, о единстве языка и мышления.

Во-первых, эти данные показывают, что развитие языка и абстрактного мышления в онтогенезе, как и в филогенезе, происходит параллельно: так пик языковой способности наступает у ребенка в 4-5-летнем возрасте (обучение иностранным языкам в этот период наиболее успешно); в то же время, по данным некоторых исследователей, первые четыре года жизни формируется до 50 % интеллекта человека.

Во-вторых, в онтогенезе, как и в филогенезе, язык формирует у человека самую способность к абстрактному мышлению. Обобщенный характер языковых – лексических и грамматических – значений и соответственно обобщенный характер человеческой коммуникации в целом вырабатывает у человека, прививает человеку способность мыслить абстрактными и обобщенными ментальными формами, единицами, категориями.


Осознавая, например, что слово стол обозначает каждый предмет класса столов (любой стол), ребенок овладевает понятием стола.

Усваивая грамматические значения предлогов в, на, над, под ребенок осознает типы, обобщенные разновидности пространственных отношений.

Овладевая грамматических значением союзов потому что, так как человек приобщается к понятию и пониманию причинно-следственных отношений и т. д.

У детей с отклонениями от нормального языкового состояния нарушается и способность к абстрактному мышлению. Задержка в языковом развитии ребенка отрицательно сказывается на его умственном развитии. В этом отношении показателен пример, приводимый нейропсихологами А.Р. Лурией и Юдовичем о двух близнецах.

Необученным глухонемым детям свойственна в основном только способность к практическому (предметно-действенному) и наглядно-образному мышлению. На основе осуществляемого с XVIII века обучения глухонемых детей дактилологии – воспроизведению движениями пальцев буквенных оболочек слов и на этой базе – обучения чтению и письму – у них вырабатывается способность к понятийному, абстрактному мышлению.

Необученные слепоглухонемые лишены человеческой психики вообще: они отражают мир только посредством ощущений (на уровне дождевых червей). Разработанная отечественными учеными Соколянским и Мещеряковым методика обучения слепоглухонемых детей общению и соответственно восприятию мира с помощью кинетических знаков (жестов), а затем и языковых знаков также способствует формированию у них способности к абстрактному мышлению, приобретению ими способности к абстрактному мышлению.

Методика обучения глухонемых и слепоглухонемых детей.

Слепоглухонемому ребенку сначала прививают способность к практическому мышлению (держать вилку и т. д.).

1) Мимико-жестикуляторная речь – жест-понятие. На базе жестов формируются первые понятия. Прикосновение определенным образом сложенных пальцев становится знаком конкретного предмета. Но эта речь не позволяет сформироваться способности к абстрактному мышлению с высоким уровнем абстракции. Например, глагол бежать в этой системе отсутствует: мальчик бежит и заяц бежит – разные жесты. Такие понятия носят конкретный характер, что обусловливает необходимость наличия в этой системе очень большого количества жестов. Затем это прикосновение заменяется буквенным изображением слова.


2) Дактильная речь (дактилос – палец (греч.) – это изображение пальцами очертаний букв и составление из этих букв слов. Тем самым базой для дальнейшего развития системы понятий у детей служат буквенные оболочки слов. Это большой шаг вперед в развитии, но и эта речь не обеспечивает должного уровня абстракции. Например, глагол чистить употребляется только в двух значениях (чистить зубы и картошку); глагол резать – только в значении резать хлеб ножом (приближено к конкретным предметам). Но, овладев дактильной речью, ребенок с течением времени приобретает способность читать. Процесс чтения дает возможность в полной мере овладеть абстрактным мышлением. Слово в контексте – на этой основе ребенок осознает значение слова в полном объеме. Понятие формируется на базе слова. На этой основе учат пользоваться речью, учат говорить. Ребенка обучают выделять из буквенных обозначений слов отдельные буквы – он осваивает азбуку Брайля (буквы обозначены выпуклыми точками). Дети изучают различные школьные предметы. У них формируется способность к абстрактному мышлению – понятие, суждение, умозаключение. Далее формируется способность произносить звуки речи и их сочетания.

Об определяющей роли языка в приобретении человеком указанной способности свидетельствуют многочисленные естественные эксперименты, когда дети оказывались вне человеческого общества с раннего возраста до 5-10 и более лет (так называемые дети-«Маугли» - более 40 случаев воспитания детей в среде животных). Вновь попав в человеческую среду, такие «Маугли» в лучшем случае усваивали лишь отдельные слова человеческого языка, и уровень развития их интеллекта, несмотря на постоянные контакты с людьми, оставался чрезвычайно низким. Часто такие дети оказывались нежизнеспособными.

3. Понятие о внутренней речи.

Вопрос об авербальности абстрактного мышления.

Внешняя звуковая речь обычно служит орудием коммуникации. Мыслить человек также может на базе внешней, звуковой речи. Но обычно мыслительные процессы осуществляются человеком «про себя», на основе внутренней речи. Внутренняя речь – это способ, механизм осуществления мыслительных процессов, мыслительно-познавательной деятельности людей.

Внутренняя речь подверглась исследованию в трудах психологов А.Н. Соколова («Внутренняя речь и мышление». М.,1968) и Н.И. Жинкина («Механизмы речи» 1958; «О кодовых переходах во внутренней речи» // ВЯ. 1964. № 6; «Язык – речь – творчество». М.: «Лабиринт», 1998).