Файл: Пояснительная записка Данный курс Языки программирования. Python.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Данный курс «Языки программирования. Python» во внеурочной деятельности и рассчитан на 68 часов.
Изменение взглядов на предмет информатики как науки, её место в системе научного знания требует существенных изменений в содержании образования по информатике. В связи с этим особую актуальность приобретают раскрытие личностных резервов учащихся и создание соответствующей среды.
Никакая система задач, какой бы хорошей она ни была, никакие тренинги памяти, внимания и т. п. не дают того эффекта, который возникает в случае, если учащиеся осознают необходимость решения тех или иных задач, если у них появляется острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если они видят смысл в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Содержание обучения, представленное в программе курс «Языки программирования. Python», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов — блок-схем, алгоритмов, программ — способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
Проявления трудолюбия, целеустремленности, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках курс «Языки программирования. Python», стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Концепция курса
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
-
рамках предлагаемого курс «Языки программирования. Python» изучение основ программирования на языке Python — это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения,
построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса:
-
понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
-
овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
-
научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Python.
Задачи курса:
· познакомить с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
-
научить составлять и читать блок-схемы;
-
сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Python;
-
изучить основные конструкции языка программирования Python, позволяющие работать с простыми и составными типами данных (строками, списками, кортежами, словарями, множествами);
-
научить применять функции при написании программ на языке программирования
Python;
-
научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Методы обучения
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать информационную и коммуникативную компетентности учащихся, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать
исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основная методическая установка в данном курсе — обучение учащихся навыкам самостоятельной творческой деятельности.
Формы организации учебных занятий
Организация учебного процесса предусматривает дистанционной формы деятельности, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания.
Планируемые результаты курса
-
рамках курс «Языки программирования. Python» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
-
умеют составлять алгоритмы для решения задач;
-
умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Python;
-
владеют основными навыками программирования на языке Python;
-
умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Python.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Основы программирования на языке Python» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
-
алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;
-
программа должна выполнять поставленные задачи;
-
по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
-
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
-
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
-
итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он организуется тестирования.
Программное обеспечение:
-
Операционная система: Windows XP (или выше).
-
Среда разработки: Python 3.3 (или выше),
Учебно-тематический план
| Количество | Практ. |
Наименование тем | часов Всего | занятия |
| | |
Тема 1. Знакомство с языком Python | 4 | 4 |
| | |
Урок 1. Общие сведения о языке | 2 | 2 |
| | |
Практическая работа 1.1. Установка программы Python | | 2 |
| | |
Урок 2. Режимы работы | 2 | |
| | |
Практическая работа 1.2. Режимы работы с Python | | 2 |
| | |
Тест № 1. Знакомство с языком Python | | |
Тема 2. Переменные и выражения | 8 | 8 | |
| | | |
Урок 3. | Переменные | 2 | |
| | | |
Практическая работа 2.1. Работа со справочной | | | |
системой | | 2 | |
| | | |
Практическая работа 2.2. Переменные | | 2 | |
| | | |
Урок 4. | Выражения | 2 | |
| | | |
Практическая работа 2.3. Выражения | | 2 | |
| | | |
Урок 5. | Ввод и вывод | 2 | |
| | | |
Урок 6. | Задачи на элементарные действия с числами | 2 | |
| | | |
Практическая работа 2.5. Задачи на элементарные | | | |
действия с числами | | 2 | |
| | | |
Тест № 2. Выражения и операции. | | |