Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств – расходы бюджета.
Главное звено финансовой системы государства – бюджетная система.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Изменения, внесенные в закон о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и еѐ субъектов, а также закон об организации местного самоуправления в РФ повлекли за собой необходимость внесения изменения в Бюджетный кодекс РФ4.
В период 2005–2010гг. бюджетная система РФ претерпела большие изменения, особенно в части субфедерального и местного уровней: возросла роль расходных обязательств в формировании и исполнении региональных и местных бюджетов, были четко разграничены полномочий в бюджетной сфере между публично-правовыми образованиями, усовершенствованы межбюджетные отношения
, определены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, расширены права и полномочия субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетном процессе.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов5.
На современном этапе понятие «местный бюджет» полностью идентифицировано с понятием «бюджет муниципального образования». Местные бюджеты строго ранжированы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и стали неотъемлемой частью бюджетной системы России.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. При употреблении слова «бюджет» на практике под ним понимается денежный фонд, находящийся в руках государства, и документ, определяющий порядок его образования и использования.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетной системы РФ является понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Поскольку местные бюджеты имеют два звена – бюджет муниципального района и бюджеты городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, то составляется консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) (рисунок А 1.).
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, его данные используются в аналитических целях, например для определения совокупных доходов и расходов РФ и субъектов, сопоставления бюджетов субъектов РФ, их источников доходов и направлений расходов, объемов бюджетного дефицита и источников их финансирования, выявления особенностей функционирования бюджетов отдельных субъектов РФ и муниципальных образований.
Рисунок А 1. – Структура консолидированного бюджета Российской Федерации.
Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
- формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Чтобы сформировать свое мнение о бюджетной политике, граждане должны иметь доступ к соответствующим нормативным правовым актам, финансовым отчетам, статистическим данным. Но обывателю очень трудно самостоятельно проанализировать эту информацию.
Для решения этой задачи был разработан Бюджетный калькулятор для граждан. Реализация этой идеи была осуществлена при поддержке Открытого правительства на средства Президентского гранта.
Основная цель Бюджетного калькулятора – повышение бюджетной грамотности населения и развитие конструктивного диалога между властью и обществом по бюджетным вопросам. Бюджетный калькулятор сейчас проходит испытание в четырех пилотных регионах.
Пользователи Бюджетного калькулятора смогут понять взаимосвязи бюджетных параметров, узнать основные направления бюджетной политики, оценить возможности своего региона и муниципалитета, смоделировать и предложить свой вариант направления расходования бюджетных средств, оценить, будет ли новый предложенный вариант бюджета лучше базового с точки зрения достижения результатов, повысить финансовую грамотность в части принципов управления общественными финансам.
Таким образом, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью которого государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций
1.2 Экономическая сущность расходов бюджета
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сфер, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.
Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов6.
Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных пунктов влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно- коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование бюджетных средств – расходы бюджета.
Главное звено финансовой системы государства – бюджетная система.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Изменения, внесенные в закон о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и еѐ субъектов, а также закон об организации местного самоуправления в РФ повлекли за собой необходимость внесения изменения в Бюджетный кодекс РФ4.
В период 2005–2010гг. бюджетная система РФ претерпела большие изменения, особенно в части субфедерального и местного уровней: возросла роль расходных обязательств в формировании и исполнении региональных и местных бюджетов, были четко разграничены полномочий в бюджетной сфере между публично-правовыми образованиями, усовершенствованы межбюджетные отношения
, определены формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов, расширены права и полномочия субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетном процессе.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов5.
На современном этапе понятие «местный бюджет» полностью идентифицировано с понятием «бюджет муниципального образования». Местные бюджеты строго ранжированы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и стали неотъемлемой частью бюджетной системы России.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие муниципальных образований. При употреблении слова «бюджет» на практике под ним понимается денежный фонд, находящийся в руках государства, и документ, определяющий порядок его образования и использования.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетной системы РФ является понятие консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Поскольку местные бюджеты имеют два звена – бюджет муниципального района и бюджеты городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, то составляется консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) (рисунок А 1.).
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, его данные используются в аналитических целях, например для определения совокупных доходов и расходов РФ и субъектов, сопоставления бюджетов субъектов РФ, их источников доходов и направлений расходов, объемов бюджетного дефицита и источников их финансирования, выявления особенностей функционирования бюджетов отдельных субъектов РФ и муниципальных образований.
Рисунок А 1. – Структура консолидированного бюджета Российской Федерации.
Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
- формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.
Чтобы сформировать свое мнение о бюджетной политике, граждане должны иметь доступ к соответствующим нормативным правовым актам, финансовым отчетам, статистическим данным. Но обывателю очень трудно самостоятельно проанализировать эту информацию.
Для решения этой задачи был разработан Бюджетный калькулятор для граждан. Реализация этой идеи была осуществлена при поддержке Открытого правительства на средства Президентского гранта.
Основная цель Бюджетного калькулятора – повышение бюджетной грамотности населения и развитие конструктивного диалога между властью и обществом по бюджетным вопросам. Бюджетный калькулятор сейчас проходит испытание в четырех пилотных регионах.
Пользователи Бюджетного калькулятора смогут понять взаимосвязи бюджетных параметров, узнать основные направления бюджетной политики, оценить возможности своего региона и муниципалитета, смоделировать и предложить свой вариант направления расходования бюджетных средств, оценить, будет ли новый предложенный вариант бюджета лучше базового с точки зрения достижения результатов, повысить финансовую грамотность в части принципов управления общественными финансам.
Таким образом, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью которого государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций
1.2 Экономическая сущность расходов бюджета
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сфер, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств.
Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов6.
Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных пунктов влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно- коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
- содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею;
- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);