Файл: башкирский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

- обслуживание и погашение муниципального долга;

- целевое дотирование население;

- содержание муниципальных архивов;

- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально- культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.

Местным органам власти подведомственная подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждений образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

Формирование бюджетных расходов Бюджетным кодексом РФ определяется следующим образом:

Расходная часть местных бюджетов определяется как сумма расходов, исчисленных по нормативному методу (нормативные расходы), и расходов, исчисленных методом прямого счета на основе единой методики расчетов расходов бюджетов муниципальных образований, принятой в конкретном субъекте РФ по отдельным отраслям (направлениям, расходным статьям).

При расчете нормативных расходов бюджетов муниципальных образований используются действующие нормативно-правовые акты РФ и субъекта Федерации, определяющие объем затрат местных бюджетов по их видам в соответствующих отраслях, с учетом изменений
, вносимых в законодательство РФ и субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации)7.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.

Законом регулируется порядок размещения заказов, вводятся различные способы размещения заказа, а также определяются условия, при которых могут быть применены те или иные процедуры размещения заказов. Решение о способе размещения заказа принимается самим заказчиком или уполномоченным органом.

Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.

1.3 Методика анализа расходной части бюджета муниципального образования

Важным аспектом бюджетного анализа является оценка устойчивости местных бюджетов. Такой анализ может быть осуществлен с использованием бюджетных коэффициентов – показателей состояния бюджетов, рассчитанных как отношение абсолютных бюджетных показателей друг к другу:

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Основной целью анализа бюджета является исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов, их тяжести для плательщиков; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от проводимой в тот или иной период времени бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения. По результатам анализа бюджета соответствующего уровня можно судить о его социально-экономической направленности.



Предлагается применить следующие виды анализа данных:

1) Вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, сравнивается доля отдельных бюджетных показателей с итоговым показателем и их влияние на общие результаты.

2) Горизонтальный анализ – отражающий динамику изменения показателей во времени, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а так же плановые показатели с фактическими.

3) Коэффициентный анализ – в анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты – это относительные показатели состояния бюджета, рассчитываемые как отношения абсолютных бюджетных показателей друг к другу. Бюджетные коэффициенты применяются для сравнительной характеристики бюджета за различные периоды времени, для сравнения характеристик бюджета конкретного муниципалитета с аналогичными показателями бюджетов других муниципалитетов.

Методика бюджетного анализа определяет его этапы и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить следующим образом:

- проверка, свод, группировка необходимых данных;

- аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по - доходам и расходам, другим показателям;

- раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями;

- подведение итогов анализа, основные выводы.

Методика анализа включает следующую последовательность действий: определение задач анализа;

- сбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;

- использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;

- применение утвержденных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;

- применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета и др.

Важным составляющим элементом бюджетного анализа является использование бюджетных коэффициентов. Для анализа можно использовать следующие блоки бюджетных коэффициентов.

Таблица Г1.

Показатели, характеризующие состояние расходной части бюджета

Показатель

Формула

Пояснение

Расходы бюджета по определенному разделу бюджетной классификации на душу населения

К Р( р.б.к.)

1 Ч

где Р – расходы бюджета по определенному разделу бюджетной классификации, Ч –среднегодовая численность населения

района.

Доля социальных расходов в расходах бюджета

Р

К соц

2Р

где Рсоц –социальные расходы бюджета,

Р – расходы бюджета.

Доля экономических расходов в расходах

бюджета

К Рэк

3 Р

где Рэк –экономические расходы бюджета,

Р – расходы бюджета.

Социальные расходы бюджета душу населения

КРсоц

4Ч

где Рсоц – социальные расходы,

Ч среднегодовая численность населения района.

Экономические расходы на душу населения

К Рэк

5 Ч

где Рэк –экономические расходы,

Ч – среднегодовая численность населения


Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты – это финансовая база местных органов власти. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране.

Одним из механизмов, позволяющих органам власти проводить территориальную экономическую и социальную политику, является финансовая система в ее состав бюджет.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.


  1. Анализ регулирования расходов муниципального образования в Иглинском районе Республики Башкортостан

2.1 Процесс реализации местными органами власти возложенных на них полномочий по управлению расходами бюджета

Иглинский район расположен в восточной части Башкортостана, в окружении рек Белая, Уфа, Сим. Территория района вытянута с северо-востока на юго-запад на 85 километров. Его соседи на севере - Благовещенский и Нуримановский районы, на востоке Челябинская область, на юге - Архангельский и Кармаскалинский, на западе - Уфимский районы. Площадь Иглинского района составляет 2,45 тыс.км2. Районный центр, село Иглино, находится в 49 километрах от города Уфы.

Местоположение района, его климатические, природные условия определяют его экономическое развитие. Район является пригородом миллионного города Уфы - столицы Башкортостана, другая его граница выходит на территорию Челябинской области. С запада на восток на протяжении 60 километров район пронизывает Транссибирская железнодорожная магистраль, вдоль которой расположены самые крупные населенные пункты района - сёлы Улу-Теляк, Кудеевский, Урман, Тавтиманово, Чуваш-Кубово, Красный Восход. Параллельно ей идет федеральная автотрасса Самара - Уфа - Челябинск. Имеется республиканская автотрасса Уфа - Иглино - Красная Горка. Наличие этих путей сообщения иглинцы издавна использовали, активно развивая ремесла и торговлю. Этот фактор и сегодня играет большую роль в жизни района. Населением, предприятиями, частными предпринимателями активно используются такие перспективные рынки сбыта, как Уфа и Челябинская область.


В районе имеются все предпосылки для успешного развития животноводства и растениеводства. На территории района функционируют сельхозпредприятия различных форм собственности: муниципальные, подсобные хозяйства крупных промышленных предприятий республики, крестьянско-фермерские хозяйства. Сельскохозяйственные угодья занимают 112319 гектаров, в том числе под сенокосы и пастбища отведено 21625 и 37482 гектаров соответственно8.

Недра Иглинского района богаты запасами нефти, газа, марганца, гипса, песчано-гравийной смеси, щебня.

В районе много живописных мест, памятников природы и истории. В Кальтовском сельсовете находится одна из самых больших гипсовых пещер Республики Башкортостан - Куэшта. На правом берегу Агидели, в окрестностях села Охлебинино археологами найдены городища, относящиеся к IV-II векам до н.э. Прекрасен мир иглинских растений, некоторые из них, такие как клюква четырехлепестковая, росянка круглолистная в живой природе представлены только на территории Иглинского района и охраняются государством.

Администрация Иглинского района осуществляет проведение на территории Иглинского района единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики; координацию деятельности в этой сфере иных органов местного самоуправления; осуществление исполнительно- распорядительных полномочий по управлению муниципальными финансами Иглинского района.

Муниципальные целевые программы в районе разрабатывались, утверждались, но финансирование целевых программ включалось в бюджет в частичном объеме, некоторые программы вообще не включались, то есть их реализация оставалась под вопросом из-за отсутствия финансирования. Федеральным законом №1-ФЗ от 03 февраля 2014 года издано требование о приведении всех муниципальных программ в соответствие с законом (решением) о бюджете. После принятия данного закона количество программ сократилось, часть была упразднена, какие- то скорректированы или объединены.

Основной целью управления расходами является повышение эффективности и соблюдение принципа целевого использования средств. В Иглинском районе разработана и принята Программа по повышению эффективности бюджетных расходов, которая предполагает выполнение определенных мероприятий.