Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- обеспечение противопожарной безопасности;
- охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование население;
- содержание муниципальных архивов;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально- культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
Местным органам власти подведомственная подавляющая часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждений образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, образование и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
Формирование бюджетных расходов Бюджетным кодексом РФ определяется следующим образом:
Расходная часть местных бюджетов определяется как сумма расходов, исчисленных по нормативному методу (нормативные расходы), и расходов, исчисленных методом прямого счета на основе единой методики расчетов расходов бюджетов муниципальных образований, принятой в конкретном субъекте РФ по отдельным отраслям (направлениям, расходным статьям).
При расчете нормативных расходов бюджетов муниципальных образований используются действующие нормативно-правовые акты РФ и субъекта Федерации, определяющие объем затрат местных бюджетов по их видам в соответствующих отраслях, с учетом изменений
, вносимых в законодательство РФ и субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации)7.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
Законом регулируется порядок размещения заказов, вводятся различные способы размещения заказа, а также определяются условия, при которых могут быть применены те или иные процедуры размещения заказов. Решение о способе размещения заказа принимается самим заказчиком или уполномоченным органом.
Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.
1.3 Методика анализа расходной части бюджета муниципального образования
Важным аспектом бюджетного анализа является оценка устойчивости местных бюджетов. Такой анализ может быть осуществлен с использованием бюджетных коэффициентов – показателей состояния бюджетов, рассчитанных как отношение абсолютных бюджетных показателей друг к другу:
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Основной целью анализа бюджета является исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов, их тяжести для плательщиков; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от проводимой в тот или иной период времени бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения. По результатам анализа бюджета соответствующего уровня можно судить о его социально-экономической направленности.
Предлагается применить следующие виды анализа данных:
1) Вертикальный анализ, в результате которого определяются структура бюджета, сравнивается доля отдельных бюджетных показателей с итоговым показателем и их влияние на общие результаты.
2) Горизонтальный анализ – отражающий динамику изменения показателей во времени, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а так же плановые показатели с фактическими.
3) Коэффициентный анализ – в анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты – это относительные показатели состояния бюджета, рассчитываемые как отношения абсолютных бюджетных показателей друг к другу. Бюджетные коэффициенты применяются для сравнительной характеристики бюджета за различные периоды времени, для сравнения характеристик бюджета конкретного муниципалитета с аналогичными показателями бюджетов других муниципалитетов.
Методика бюджетного анализа определяет его этапы и приемы аналитической обработки информации. Этапы анализа можно представить следующим образом:
- проверка, свод, группировка необходимых данных;
- аналитическая обработка: сравнение соответствующих показателей по - доходам и расходам, другим показателям;
- раскрытие взаимосвязей и количественных зависимостей между показателями;
- подведение итогов анализа, основные выводы.
Методика анализа включает следующую последовательность действий: определение задач анализа;
- сбор и предварительная проверка достоверности и правильности данных;
- использование приема сравнения как основного при определении уровня исполнения и динамики бюджетных показателей;
- применение утвержденных данных в качестве базы для сравнения и оценки показателей;
- применение аналитических группировок и построение таблиц, позволяющих судить о результатах исполнения бюджета и др.
Важным составляющим элементом бюджетного анализа является использование бюджетных коэффициентов. Для анализа можно использовать следующие блоки бюджетных коэффициентов.
Таблица Г1.
Показатели, характеризующие состояние расходной части бюджета
Показатель | Формула | Пояснение |
Расходы бюджета по определенному разделу бюджетной классификации на душу населения | К Р( р.б.к.) 1 Ч | где Р – расходы бюджета по определенному разделу бюджетной классификации, Ч –среднегодовая численность населения района. |
Доля социальных расходов в расходах бюджета | Р К соц 2Р | где Рсоц –социальные расходы бюджета, Р – расходы бюджета. |
Доля экономических расходов в расходах бюджета | К Рэк 3 Р | где Рэк –экономические расходы бюджета, Р – расходы бюджета. |
Социальные расходы бюджета душу населения | КРсоц 4Ч | где Рсоц – социальные расходы, Ч – среднегодовая численность населения района. |
Экономические расходы на душу населения | К Рэк 5 Ч | где Рэк –экономические расходы, Ч – среднегодовая численность населения |
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местные бюджеты – это финансовая база местных органов власти. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране.
Одним из механизмов, позволяющих органам власти проводить территориальную экономическую и социальную политику, является финансовая система в ее состав бюджет.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
-
Анализ регулирования расходов муниципального образования в Иглинском районе Республики Башкортостан
2.1 Процесс реализации местными органами власти возложенных на них полномочий по управлению расходами бюджета
Иглинский район расположен в восточной части Башкортостана, в окружении рек Белая, Уфа, Сим. Территория района вытянута с северо-востока на юго-запад на 85 километров. Его соседи на севере - Благовещенский и Нуримановский районы, на востоке Челябинская область, на юге - Архангельский и Кармаскалинский, на западе - Уфимский районы. Площадь Иглинского района составляет 2,45 тыс.км2. Районный центр, село Иглино, находится в 49 километрах от города Уфы.
Местоположение района, его климатические, природные условия определяют его экономическое развитие. Район является пригородом миллионного города Уфы - столицы Башкортостана, другая его граница выходит на территорию Челябинской области. С запада на восток на протяжении 60 километров район пронизывает Транссибирская железнодорожная магистраль, вдоль которой расположены самые крупные населенные пункты района - сёлы Улу-Теляк, Кудеевский, Урман, Тавтиманово, Чуваш-Кубово, Красный Восход. Параллельно ей идет федеральная автотрасса Самара - Уфа - Челябинск. Имеется республиканская автотрасса Уфа - Иглино - Красная Горка. Наличие этих путей сообщения иглинцы издавна использовали, активно развивая ремесла и торговлю. Этот фактор и сегодня играет большую роль в жизни района. Населением, предприятиями, частными предпринимателями активно используются такие перспективные рынки сбыта, как Уфа и Челябинская область.
В районе имеются все предпосылки для успешного развития животноводства и растениеводства. На территории района функционируют сельхозпредприятия различных форм собственности: муниципальные, подсобные хозяйства крупных промышленных предприятий республики, крестьянско-фермерские хозяйства. Сельскохозяйственные угодья занимают 112319 гектаров, в том числе под сенокосы и пастбища отведено 21625 и 37482 гектаров соответственно8.
Недра Иглинского района богаты запасами нефти, газа, марганца, гипса, песчано-гравийной смеси, щебня.
В районе много живописных мест, памятников природы и истории. В Кальтовском сельсовете находится одна из самых больших гипсовых пещер Республики Башкортостан - Куэшта. На правом берегу Агидели, в окрестностях села Охлебинино археологами найдены городища, относящиеся к IV-II векам до н.э. Прекрасен мир иглинских растений, некоторые из них, такие как клюква четырехлепестковая, росянка круглолистная в живой природе представлены только на территории Иглинского района и охраняются государством.
Администрация Иглинского района осуществляет проведение на территории Иглинского района единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики; координацию деятельности в этой сфере иных органов местного самоуправления; осуществление исполнительно- распорядительных полномочий по управлению муниципальными финансами Иглинского района.
Муниципальные целевые программы в районе разрабатывались, утверждались, но финансирование целевых программ включалось в бюджет в частичном объеме, некоторые программы вообще не включались, то есть их реализация оставалась под вопросом из-за отсутствия финансирования. Федеральным законом №1-ФЗ от 03 февраля 2014 года издано требование о приведении всех муниципальных программ в соответствие с законом (решением) о бюджете. После принятия данного закона количество программ сократилось, часть была упразднена, какие- то скорректированы или объединены.
Основной целью управления расходами является повышение эффективности и соблюдение принципа целевого использования средств. В Иглинском районе разработана и принята Программа по повышению эффективности бюджетных расходов, которая предполагает выполнение определенных мероприятий.