Файл: Формирующее оценивание Что такое формирующее оценивание1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
когда учителя посредством опросов, контрольных работ, домашних заданий и экзаменов собирают обширную информацию о том, как учатся дети, оказывается, что эта полезная информация поступает слишком поздно. Ученики привыкают думать о том, что они написали в тестах, и за что получили отметки, как о материале, который они «уже прошли», и возвращаться к которому нет смысла. Наиболее эффективное время для оценивания и налаживания обратной связи – это период до начала тестовых проверок и экзаменов. Именно на это нацелено формирующее оценивание.

В полную силу возможности формирующего оценивания реализуются, если оно даетученикам обратнуюсвязь. Эта связь будет эффективна в том случае, когда ученикам известно:

1) на каком уровне они должны владеть содержанием курса к его окончанию;

2)до какой степени они осваивают соответствующее содержание, овладевают необходимыми умениями и навыками по ходу курса.

Формирующее оценивание направляет учение. Чтобы успешно реализовать эту функцию, учителю необходимо в результате серьезного анализа определить:

1) что,по нашему мнению, ученик должен извлечь из изучаемого курса (какие образовательные результаты действительно важны, приоритетны);

2) какиеформы и инструментарий оценивания соответствуют этим планируемым результатам.
Итак, формирующее оцениваниеэто механизм,обеспечивающийпреподавателяинформацией,которая нужнаему, чтобысовершенствоватьпреподавание,находитьнаиболееэффективные методы обуч
ения,а такжемотивироватьучениковболееактивно включитьсявсвоё учение. Оно даёт учителю информацию о том, чему ученикиобучилисьикак учатся вданный момент, а также о том, в какой степени педагог смог реализовать поставленные учебные цели.

Необходимо отметить, что степень успешности внедрения формирующего оценивания в работу с учащимися зависит от наличия системных шагов, предпринимаемых на уровне образовательного учреждения.

В качестве ключевых условий реализации новых стратегий формирующего оценивания можно выделить:

  • Мониторинг индивидуальной динамики и прогресса учащегося на основе результатов внутриклассного оценивания;

  • Учёт оценочной деятельности учителя как неотъемлемого элемента его профессионализма, в том числе – в рамках аттестации;

  • Анализ данных, полученных в ходе внутриклассного оценивания, наряду с другими данными оценки учебных достижений учащихся при аттестации образовательного учреждения.

  • Организация системной работы по развитию кадрового потенциала в плане практического освоения принципов и техник формирующего оценивания (создание методической литературы; организация курсов повышения квалификации; различных форм методической учебы внутри школ; создание открытых площадок для обмена профессиональным опытом и контактов педагогов)



Обзор некоторых техник формирующего оценивания
К настоящему времени в отечественной и зарубежной практике наработан широкий арсенал средств, позволяющих реализовать формирующий подход к оцениванию. Краткий обзор некоторых оценочных техник, обеспечивающих эффективную обратную связь педагога и обучающихся, представлен ниже.



Название


Описание

Что делать с полученными данными?



1. Одноминутное эссе (мини-обзор)

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы:

«Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?» (или «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?»);

«Какие вопросы остались наименее ясными, не совсем понятными?».

Для облегчения задачи могут использоваться речевые образцы (клише), например: «Основной идеей (принципом, процессом) является _________________, потому что_________» и т.д.

Цель – получить оперативные данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.



2. Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки таблицы, которая имеет два измерения, выбранные и обозначенные учителем. Например, для курса мировой художественной культуры это может быть название художественного стиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). Ученики

помещают в нужную клетку фамилии архитекторов, композиторов, художников.

Цель: проверка способности классифицировать и запоминать значение ключевых понятий.


Определить количество правильных и неправильных ответов. Проанализировать разницу в результатах заполнения каждой ячейки таблицы. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.


3.Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» некоего материала, который они только что изучали, на язык неспециалиста (дают расшифровку), чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.

Провести группировку ответов в соответствии с характеристиками, которые кажутся учителю наиболее

важными. Проанализировать ответы, выявляя возникшие у учащихся проблемы.



4. Резюме в одном предложении

Ученики делают краткое резюме изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы:

«Кто сделал, что, когда, как, почему (вопросы могут быть модифицированы с учетом специфики предмета и содержания материала).

В соответствии с данной задачей для каждого пункта

требуется отбирать очень чёткие характеристики.


Оценить качество каждого резюме быстро и в целом. Отметить, идентифицируют ли ученики основные положения и понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.



5. Оценка экзамена учениками

Выберите тот тип теста (контрольной работы), который вы собираетесь неоднократно использовать для оценки подготовки учеников и/или тот, от выполнения которого будет существенно зависеть общая оценка достижений учеников. Придумайте несколько вопросов, направленных на оценку качества теста. Добавьте их к тем учебным вопросам, на которые ученики будут отвечать, выполняя тест.

Постараться выделить среди комментариев учеников относительно возможной справедливости оценок те, которые характеризуют справедливость теста как инструмента оценивания.



6. Карты применения теоретических знаний

После преподавания материала, содержащего изложение важных теоретических положений или описание неких процедур (способов действий) попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили. Такое задание необходимо для того, чтобы определить, насколько ученики способны к переносу знаний.

Быстро просмотреть все предложения и сгруппировать их в соответствии с их качеством. Подобрать (на основе анализа ответов и, при необходимости, своих собственных усилий) широкий ассортимент примеров практического использования изученных теорий и представить их классу.




7. Тестовые вопросы, составленные учениками

Предложите ученикам составить и написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. При этом поясните, каким общим требованиям должен отвечать тест (разносторонний охват содержания темы; проверка наиболее значимых, важных знаний; контроль не только запоминания отдельных фактов, но и понимания теоретических положений, связей между фактами; однозначность формулировки вопросов; наличие правдоподобных вариантов ответа). Составление теста позволит ученикам оценить полноту представлений по пройденной теме, отрефлексировать, что они поняли, а также уяснить, какие вопросы подходят для теста.

Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для контрольной работы, предварительно их обработав.

8. «Две звезды и желание»

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.

Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «желание».


После того, как учащиеся высказали (устно или письменно) свое мнение, предложить собственный вариант комментария, который может совпадать или не совпадать мнение ученика.

Проанализировать, насколько успешно и обоснованно учащиеся способны выделять сильные и слабые стороны работы одноклассника. Определить, какие преимущества и какие недостатки работы часто остаются вне поля зрения учащихся, подумать о причине этого.

9. Карта понятий

Учащимся предлагается составить иерархически организованную схему (по типу напоминающую кластера), отражающую структурные взаимосвязи между основными элементами знаний, полученными ими в ходе изучения темы.

Узловыми точками схемы, составленной учащимися, должны стать понятия, обведенные в рамку, а прямые линии должны отражать связи этих понятий между собой от общего к частного. При этом центральное или исходное понятие схемы может быть задано учащимся педагогом.

В более сложном варианте учащимся дополнительно может быть предложено:

написать над прямыми линиями характеристики, отражающие содержание связей;

привести примеры к элементам схемы.

При использовании данной методики может применяться схема оценки составленной учеником карты, где отдельные баллы засчитываются:

за количество правильно использованных учеников понятий темы;

за количество правильно показанных связей между ними;

за количество иерархических уровней соотнесения понятий, представленных учеником и т.д.

Рассматривая карту понятий, учитель может:

  1. понять, как ученики воспринимают теоретический материал темы;

  2. проверить уровень понимания и в ряде случаев выявить возникшее у учащихся ложное толкование некоторых понятий и их взаимосвязей;

  3. оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Предложив подобное же задание через некоторое время, учитель может проанализировать, как меняются составленные учениками карты понятий по одной и той же теме.




Пример карты понятий:


Понятийная карта системы кровообращения человека
10. Оценочные рубрикаторы (листы критериального оценивания)
Оценочные рубрикаторы - этоспособ описания критериев оценки,которыеопираютсяна ожидаемые учебныерезультатыидостиженияучеников. Каждая рубрика (лист критериального оценивания) содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в рамках внутриклассного оценивания рубрики обеспечивают объективныйвнешнийстандарт,скоторымсравниваются достижения учеников.

Цели применения рубрикаторов заключаются в том, чтобы:

  • предоставить учащимся четкие, однозначно сформулированные и понятные стандарты оценивания выполнения учебных заданий разного рода;

  • повысить достоверность и «прозрачность» оценивания выполнения заданий;

  • вовлечь учащихся в критическое оценивание собственных работ.

Чаще всего оценочные рубрикаторы используются при письменном оценивании и оценке публичных презентаций. Но они могут применяться и для оценивания других форм учебной работы.

Возможные вариации ответов учащихся (например, различия между четким и нечетким ответом) должны описываться в критериях настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между ними. Зачастую для оценки задания оказывается полезным определить некоторые количественные характеристики результата (например: «обеспечить 2 варианта
доказательств, подтверждающих выводы»).

Повышение эффективности использования рубрикаторов предполагает возможность их периодического пересмотра,основанногонаобратнойсвязипреподавателяи учеников. Наилучшие рубрикаторы создаются в результате длительной совместной работы учащихся и педагога после значительного числа повторных выполнений задания и его оценивания.

Постепенно понимая требования критериев и упражняясь в выполнении заданий сходного типа, учащихся, как правило, достигают значительного улучшения результатов. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение результатов для всех учащихся, является в данном случае рассмотрение учебных работ парами, входящими в группы сотрудничества.
Пример рубрикатора для оценки учебно-исследовательской работы

(максимально количество баллов - 35)


Уровень достижений

Основная презентация (10 баллов)

Понимание понятий, теоретических положений (10 баллов)

Структура аргументации (10 баллов)

Использование литературы и других источников (5 баллов)

Образцовый

(10 ед.)

Обеспечивает ясное и обстоятельное введение и обоснование

Ставит конкретные и проверяемы вопросы для исследования

Обеспечивает ясное объяснение предлагаемых методов исследования.

Логично и последовательно аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

Использует приемлемый стиль и грамматику.

(10 ед.)

Демонстрирует полное понимание предлагаемого исследования.

Использует широкий набор информации для построения и развития аргументации.

Демонстрирует полное понимание возможного применения полученных данных.

(10 ед.)

Чётко, ясно и убедительно обосновывает причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено.

Обеспечивает релевантные подтверждения в пользу сделанных выводов.

Обосновывает выбор переменных (показателей), по которым были сделаны те или иные выводы.

(5 ед.)

Выбирает правильный формат цитирования.

Использует информацию, релевантную предлагаемому исследованию.

Адекватный

(8 ед.)

Обеспечивает введение и обоснование, которые только частично существенны для эксперимента .

Ставит ясные, но не проверяемы вопросы исследования.

Обеспечивает адекватное объяснение методов предлагаемого исследования.

Делает попытку логично и последовательно аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

Использует приемлемый стиль и грамматику. (1-2 ошибки)

(8 ед.)

Демонстрирует частичное понимание предлагаемого исследования.

Использует для аргументации информацию из 2-3 источников.

Демонстрирует частичное понимание возможного применения полученных данных

(8 ед.)

Заявляет причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено. Но даёт слабые подтверждения и доказательства сделанных выводов.

(4 ед.)

Выбирает правильный формат цитирования, но не на протяжении всего проекта.

Использует ограниченное число источников информации, релевантной предлагаемому исследованию.

Нуждается в исправлении

(6 ед.)

Обеспечивает введение и обоснование, которые не являются существенными для эксперимента

Ставит нечёткие и не проверяемые вопросы исследования.

Даёт сумбурное объяснение методов предлагаемого исследования.

Сумбурно и слабо аргументирует рациональность и содержательность предлагаемого исследования.

Не удаётся использовать приемлемый стиль и грамматику (> 2 ошибок).



(6 ед.)

Не демонстрирует понимания предлагаемого исследования.

Использует для аргументации менее 2 источников информации.

Не проявляет понимания возможного применения полученных данных.

(6 ед.)

Заявляет причины, по которым предлагаемое исследование важно и должно быть осуществлено. Но даёт слабые подтверждения и доказательства сделанных выводов.

(3 ед.)

Не следует правильному формату цитирования.

Не использует информации, релевантной предлагаемому исследованию.


11. Недельные отчеты

Недельные отчёты обеспечивают обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

− Чему я научился за эту неделю?

− Какие вопросы остались для меня неясными?

− Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

Время для составления недельного отчета на уроке не требуется - отчет пишется дома. Однако учащимся необходимо некоторое время потренироваться, чтобы научиться эффективно структурировать ответ на предложенные вопросы.

Использование недельных отчетов в качестве инструмента обучения предоставляет учащимся способ практиковаться в рефлексии своих знаний и того, как они получены. Оно дает ученикам возможность задать вопросы о том, что им неясно. При этом школьники должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут восприниматься серьёзно.

Читая отчёты, преподаватель может:

− получить представление о понимании самими учениками того, как они учатся;

− понять, насколько хорошо учащиеся понимают содержание и логические связи изучаемого материала.

− зафиксировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные.

− дать ученикам обратную связь относительно уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными;

− проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение;

− зафиксировать эмоциональное удовлетворение