Файл: Удк 331(075. 8) Ббк 65. 24я73 Р79 Рецензенты Б. Г. Збышко.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 765
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Освещены "вопросы внутрипроизводственного планирования труда, его значения, форм и содержания, в том числе планирования трудоемкости производственной программы, баланса рабочего времени одного среднесписочного работника, численности персонала, фонда оплаты труда, эффективности производства (производительности труда).
Значение курса экономики труда определяется требованиями, которые предъявляет Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования к экономистам высшей
квалификации. Деятельность таких специалистов направлена на обеспечение рационального использования ресурсов производства и повышения его эффективности в различных сферах социально-экономической жизни общества. Это достигается ориентацией при изложении материалов курса на'подготовку специалиста широкого межотраслевого профиля, позволяющего осуществлять профессиональную экономическую деятельность на предприятиях и в организациях любой формы собственности, в коммерческих и некоммерческих организациях, органах государственного и муниципального управления.
Объектами профессиональной деятельности специалистов по экономике труда на должностях, требующих высшего профессионального образования (руководители и их заместители, специалисты), являются: экономические службы и подразделения предприятий, организаций, учреждений, ими могут быть также подразделения научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, высших и средних специальных учебных заведений, занимающиеся соответственно исследованиями, разработками и преподаванием вопросов экономики труда, а также административно-управленческой деятельностью в указанных организациях.
Выпускник вуза — специалист по экономике труда в соответствии со своей специализацией может заниматься следующими основными видами профессиональной деятельности: производственно-экономической, организационно-управленческой, планово-экономической, социально-экономической, проектной и прогнозной, консультативной, аналитической, научно-исследовательской и педагогической.
Для достижения такой подготовки специалист по экономике труда должен получить наряду со знаниями в области гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин сумму знаний по циклу специальных дисциплин, к которым относится экономика труда.
Содержание учебника соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Экономика труда». При его подготовке использованы изданные ранее труды автора по вопросам экономики и организации труда и учтены традиции отечественной школы преподавания.
РАЗДЕЛ/
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДЕ И ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 1
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ О ТРУДЕ
1.1. ОТ ПЕРВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДО А. СМИТА
Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность человека, отличающую его от остального животного мира, — способность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы природы, приспосабливая их к своим потребностям.
Вопросы о труде занимали внимание мыслителей, ученых-экономистов, практических деятелей и, в конечном счете, в значительной степени определяли темпы развития общества. Основными вопросами были следующие:
■ что такое труд и каковы его разновидности;
-
какая связь существует между трудом и вновь создаваемым продуктом (товаром, услугой); -
какова роль труда в формировании цены продукта (товара, услуги);
■ какова цена труда и чем она определяется? Экономическая мысль с давних времен пыталась постигнуть
тайну возникновения цены предметов. Уже в трудах древнегреческого философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) была обозначена проблема сравнимости товаров. Он пытался выяснить, чем определяются соотношения обмена. Однозначного ответа на поставленный вопрос в его трудах нет, но по этому поводу им высказано несколько предположений. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель пишет:
«...нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к сапожнику»1. (Так написано в переводе, но очевидно, что последняя фраза, скорее всего, должна звучать так: как труд земледельца относится к труду сапожника. — Примеч. автора). Сторонники трудовой теории стоимости видели здесь ее зачатки. Но Аристотелю принадлежит мысль и о том, что в основе обмена товаров лежит их полезность и вытекающая из нее «потребность, которая для всего является связующей основой... В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета»2. Здесь можно усмотреть субъективную оценку ценности товаров, определяемую их полезностью, а не затратами труда.
В поисках ответа на вопрос о том, что же лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, в XVII—XX вв. сформировались два направления экономической мысли: трудовая теория стоимости и теория многофакторного формирования цены товаров.
Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической политэкономии. Ее основоположниками принято считать английского ученого Уильяма Нетти (1623—1687) и французского судью Пьера Буагильбёра (1646—1714).
В противоположность меркантилистам, видевшим источник богатства страны только в получении золотых и серебряных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал положение, что богатство народа создается во всех сферах материального производства и что «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать»3. У. Петти полагал, что в основе Цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство, или стоимость определенного количества земли. Это свидетельствовало о затратном подходе к трактовке вопроса о механизме формирования цены. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный.
1 Античный способ производства в источниках. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. С. 554.
2 Там же.
3 Петти У. Экономические и статистические работы / пер. с англ. М.: Соцэгиз, 1940. С. 55.
П. Буагилъбер, независимо от У. Петти, критикуя меркантилизм, также пришел к выводу о том, что богатство страны определяется не количеством денег, а всей суммой вещей и материальных благ, которыми она располагает, и что цены товаров определяются количеством затраченного на них труда.
В рамках классического направления во Франции в XVIII в. сформировалась экономическая школа физиократов, видевших в качестве источника богатства и процветания страны только развитие сельского хозяйства. Основателем этой школы был Франсуа Кенэ (1694—1774). Он создал учение о чистом продукте, под которым понимал созданный сельскохозяйственным трудом избыток продукции земледелия, превышающий издержки производства. Физиократы также подразделяли труд на производительный и непроизводительный и утверждали, что только в сельском хозяйстве труд становится производительным.
Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723—1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального производства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности труда в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства.
А. Смит обобщил идеи своих предшественников классического направления экономической мысли, развивающих трудовую теорию стоимости. Однако в этой области у него просматривается двойственная позиция, когда сосуществуют трудовая теория стоимости и теория факторов производства.
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. Е.М. Майбурда. М.: Наука, 1993. С. 152.
1. Подразделяя труд на производительный и непроизводительный, А. Смит приходит к выводу, что все виды производительного труда равнозначны в том смысле, что они формируют стоимость товаров: «...труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом ценности, или единственным измерителем, посредством которого мы можем сравнивать между собой ценности различных товаров во все времена и во всех местах»1. Количество необходимого труда, заключенного в товаре, определяется на конкурентном рынке в результате действия «невидимой руки» — свободного взаимодействия спроса и предложения.
2. При капиталистическом производстве величина стоимости определяется издержками, в состав которых входит заработная плата работников наемного труда, рента землевладельца и прибыль предпринимателя: «Во всяком обществе цена каждого товара, в конечном счете, сводится к чему-то одному или другому или ко всем этим трем частям, а в каждом развитом обществе все три в большей или меньшей степени входят как составные части в цену громадного большинства товаров»1.
Однако другие высказывания А. Смита показывают, что в его понимании источники всех доходов, из которых складывается цена, имеют трудовое происхождение. Так, он пишет: «Плата за труд составляет естественное вознаграждение за труд, или заработную плату»2. И далее: «...рента составляет первый вычет из продукта труда, примененного на обработку земли... прибыль составляет второй вычет из продукта труда, применяемого на обработку земли. Такой же вычет на прибыль делается из продукта почти всякого другого труда»3.
1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. Е.М. Майбурда. М.: Наука, 1993. С. 168.
'Там же. С. 184.
2 Там же. С. 185.
4 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994. С. 48.
Представляют интерес рассуждения А. Смита о производительном и непроизводительном труде.
Производительным А. Смит считал труд, который увеличивает стоимость перерабатываемых материалов, закрепляясь и реализуясь в предметах, предназначенных для продажи. Непроизводительный труд связан с услугами, которые исчезают в самый момент их оказания. Такой труд, по А. Смиту, ничего не добавляет к стоимости, он не закрепляется и не реализуется в отдельных предметах, но имеет свою стоимость и заслуживает вознаграждения. По этому поводу один их крупных авторитетов в области истории экономических учений Марк Блауг писал: «Разграничение производительного и непроизводительного труда, введенное Смитом, это, пожалуй, одна из самых пагубных концепций в истории экономической мысли»4. Использование марксистской политэкономией положений о непроизводительном труде привело к тому, что так называемая бюджетная сфера экономики нашей страны финансировалась по «остаточному принципу».
1.2. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ: Д. РИКАРДО - К. МАРКС
После А. Смита в экономической теории труда сформировались два принципиально разных направления: трудовая теория стоимости и теория факторов производства, существенным образом повлиявших на ход исторического развития человечества. Яркими выразителями первого направления стали Д. Рикардо, а за ним К. Маркс, второго — Ж.Б. Сэй и последующие поколения исследователей немарксистского направления (рис. 1.1). Прямоугольник с именем Маркса обрамлен с боков и снизу затемненным контуром, который следует трактовать как завершение развития этого направления исследований, зашедшее в тупик. Теория же факторов производства продолжает свое развитие, о чем свидетельствуют указывающие вниз стрелки.
Научные труды английского финансиста и крупнейшего ученого-экономиста классической школы политэкономии Давида Рикардо (1772—1823), который стал у истоков одного из двух разветвлений экономической теории о труде — трудовой теории стоимости, знаменовали преодоление двойственности, имевшейся в теории А. Смита В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) он писал: «Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд»1.
1 Антология экономической классики: В 2 т. Т. 1. С. 402.
2 Там же. С. 409.