Файл: Тема понятие право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 842

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С6. Автор высказывает мнение о том, что обучение свободе «еще более важно, чем свобода сама по себе». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этой позиции.
Проверочные тесты по темам: «Всеобщая декларация прав человека», «Международное гуманитарное право», «Права ребенка», «Защита прав человека».

Вариант 2.
А1. Во Всеобщей декларации прав человека ученые выделяют три группы прав. Одна из них обеспечивает

1) свободу для активной деятельности человека

2) правовую независимость от государства

3) мирное сосуществование народов, наций

4) защиту мирного населения во время войны
А2. По мнению ученых, права человека делятся на три группы, одна из которых обеспечивает

1) свободу от вмешательства в частную жизнь человека

2) экономическое процветание государств

3) мирное сосуществование народов

4) правовую независимость человека
А3. Свобода состоит в праве человека делать то, что

1) не вредит другому человеку

2) способствует развитию его бизнеса

3) ограничивает произвол властей

4) обеспечивает его безопасность
А4. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А. Декларация провозглашает идеи, на которые должны ориен­тироваться человек, народы и государства.

Б. Всеобщая декларация прав человека является обязательным документом для всех государств.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека?

А. Согласно Всеобщей декларации у каждого человека есть право на гражданство, но государство может лишить его этого права.

Б. Провозглашая, что "каждый человек имеет обязанности пе­ред обществом", Всеобщая декларация утверждает неразрыв­ную связь прав и обязанностей человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А6. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Права человека являются приоритетной целью правового государства.

Б. Создавая условия для развития гражданского общества, де­мократическое государство способствует укреплению и, защи­те прав человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А7. Согласно нормам международного гуманитарного права

1) недопустим захват пленных во время военных действий

2) осуждается добровольная сдача в плен


3) запрещены действия партизанских отрядов

4) недопустимы обстрел и бомбардировка жилых кварталов
А8. Нормы международного гуманитарного права запрещают

1) вызывать голод среди гражданского населения во время во­енных действий

2) сливать в водоемы отходы, загрязняющие окружающую среду

3) продавать генетически измененные продукты питания

4) давать школьникам задания повышенного уровня сложности
А9. Верны ли следующие суждения о международном гумани­тарном праве?

А. В состав международного гуманитарного права входит Же­невская конвенция об улучшении участи раненных солдат на поле боя.

Б. Согласно международному гуманитарному праву военноплен­ные имеют право на уважение их жизни и достоинства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А10. Что из перечисленного одновременно является и правом, и обязанностью родителей?

1) обеспечить получение ребенком высшего образования

2) воспитывать своего ребенка

3) создать условия для изучения иностранного языка

4) обеспечить возможность отдыха за границей
А11. Ребенком согласно Конвенции о правах ребенка признает­ся человеческое дитя до

1) достижения 18 лет

2) начала трудовой деятельности

3) достижения 20 лет

4) вступления в брак
А12. В каком году была принята ООН Всеобщая декларация прав человека?

1) 10 декабря 1946 г.

2) 10 декабря 1948 г.

3) 10 декабря 1958 г.

4) 12 декабря 1994 г.
А13. Как раньше у нас называли (а иногда называют и сейчас) гражданские права?

1) персональные права

2) интимные права

3) личные права

4) частные права
А14. Куда следует обращаться, если права человека оказывают­ся грубо нарушенными?

1) к обидчику

2) в суд

3) к Генеральному секретарю ООН

4) к президенту РФ
А15. Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?

1) демократический

2) тоталитарный

3) авторитарный

4) либеральный.
А16. Право частной собственности является:

1) условием эксплуатации человека человеком

2) условием обогащения одних и обнищания других

3) условием нормального и достаточно независимого существо­вания человека

4) условием разорения государства
А17. К какому виду прав относятся право на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, социальное обеспечение?

  1. гражданским

  2. политическим

  3. экономическим

  4. социальным



А18. В случае совершения правонарушения дети должны содер­жаться под стражей:

  1. отдельно от взрослых

  2. вместе со взрослыми

  3. вместе с родителями

  4. это не имеет существенного значения.


А19. Как называется грубейшее нарушение прав человека, кото­рое обозначает крайнюю форму расовой дискриминации, выражающуюся в раздельном проживании представителей разных наций и рас?

  1. апартеид

  2. коллаборационизм

  3. регионализм

  4. расизм


А20. Какая известная международная неправительственная орга­низация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от политической и государственной системы?

  1. «Международная амнистия»

  2. «Общество в защиту прав человека»

  3. «Союз жертв тоталитаризма»

  4. «Армия Спасения»


Часть 2.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства и различия между Декларацией о правах ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Выберите и запишите в первую колонку табли­цы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) провозглашает, что дети имеют право на особую защиту и помощь

2) принята в 1989 году

3) является обязательным документом, для стран, его подписавших

4) принята ООН


Черты сходства

Черты отличия














В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением
одного, касаются лиц, находящихся под защитой норм международного гуманитарного права.


Раненые на поле боя, гражданское население, беженцы, медицинские работники, военнослужащие, военнопленные.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию
В1. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Важнейшим документом, в котором закреплены права ребен­ка, является ………….. о правах ребенка".
В3. Установи соответствие между группами прав и конкретны­ми правами человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1) Право свободно передвигаться и выбирать себе местожительства в пределах каждого государства

2) Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность


3) Право на свободу мирных собраний и ассоциаций

4) Право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы

5) Право на свободу убеждений

6) Право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости

ГРУППЫ ПРАВ

A) Права, обеспечивающие свободу от вмешательства других в его частную жизнь

Б) Права, обеспечивающие свободу для активных дей­ствий

B) Права, обеспечивающие свободу от унизительной для человеческого достоин­ства жизни

Запиши в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенеси в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

5

6




















В4. Найдите в приведенном ниже списке права, которые оди­наково защищаются нормами гуманитарного права и нормами Все­общей декларации прав человека.

Обведи цифры, под которыми они указаны.

1) никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии

2) никто не может быть подвергнут произвольному аресту, за­держанию или изгнанию

3) каждый человек имеет право владеть имуществом как еди­нолично, так и совместно с другими

4) никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесче­ловечным или унижающим его достоинство обращению или на­казанию

5) каждый человек имеет право свободно передвигаться и вы­бирать себе местожительство в пределах каждого государства

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. (2) Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права.

(3) Авторы Конвенции исходили из положения, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».


Определите, какое (-ие) положение (-я) текста

А) отражают факты Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.


1

2

3











В6. В стране Xсоциологической службой был проведен оп­рос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?»

Результаты опроса представлены в гистограммы.

Проанализируйте данные гистограммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сде­лать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа циф­ры, под которыми они указаны.

Правоохранительные органы вызывают наименьшее дове­рие опрошенных граждан.

  1. Лидерам политических партий и депутатам парламента доверяют большинство опрошенных граждан.

3) Главе государства опрошенные граждане доверяют боль­ше, чем другим участникам политической жизни.

4) Главе правительства опрошенные граждане доверяют больше, чем депутатам парламента.

5) Лидерам политических партий доверяют около трети оп­рошенных граждан.
Часть 3.

Прочитай текст и выполни задания С1- С6.

Каждому живому существу от природы дано то свойство, что жизнь его не подлежит вмешательству или посягательству со сто­роны, ибо каждый есть личность со своими качествами, своей соб­ственностью. Всякая попытка покуситься на то, что составляет это "я", есть грубое насилие, есть оскорбление самих основ приро­ды.

Закон справедливых отношений между людьми, между Вами и мною, единственно таков: никто не властен над моими правами и свободами, как и я ни над чьими, Я представляю собой личность со своими свойствами, своей собственностью и заявляю свое "я" - не менее, но и не более того. Я не должен преступать пределов данного мне и посягать на право другого человека, над которым я не властен. Ибо по самой природе людей и рождению их для всех них равно ценны собственность, свобода и независимость.

Мы по­сланы в этот мир десницей Господней, и каждому от рождения даны свобода и право собственности (слова эти как бы начертаны в че­ловеческих сердцах, дабы никогда не стереться), и на протяжении всей жизни все должны иметь возможность равно пользоваться своими правами и привилегиями. Из этого истока - или корня - берут начало все силы человека, все его возможности. И вся­кий по природе своей для себя и Правитель, и Пастырь, и Пророк, и никто другой не может взять такое право над ним иначе, как по его собственному свободному волеизъявлению.

(Ричард Овертон. Стрела против всех тиранов. Англия, 1646 г.)
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Назови три ценности, которые, по мнению автора, являют­ся важными для людей.
С3. Каков, по мнению автора, закон справедливых отношений между людьми? Назови три признака из названных автором.
С4. Автор утверждает, что из возможности пользоваться правами «берут начало все силы человека, все его возможности». Опираясь на знание обществоведческого курса, приведи три аргу­мента в обоснование правильности авторского утверждения.
С 5. Эти строки были написаны в XVII веке, но и сегодня ува­жение к правам человека не стало нормой человеческого общежи­тия. Опираясь на знание обществоведческого курса, назови три причины, объясняющие неуважение к правам человека в современ­ном мире.
С 6. Опираясь на знания курса обществознания, назови

документы, принятые в ХХ веке, в которых закреплены

права и свободы человека.