Файл: 1. Теоретические основы бжд основные понятия, термины и определения бжд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Теоретические основы БЖД
-
Основные понятия, термины и определения БЖД. -
Аксиомы безопасности жизнедеятельности. -
Модель жизнедеятельности человека. -
Культура безопасности человека. -
Место и роль безопасности в менеджменте.
1. Безопасность жизнедеятельности обычно рассматривают с разных точек зрения: как часть научных знаний, как отдельную дисциплину, как сферу человеческой деятельности. Во всем мире большое внимание уделяется изучению дисциплин, связанных с безопасностью жизнедеятельности и обычно к ним относят науки разных мировоззренческих направлений: гуманитарные, естественные, инженерные, науки о человеке, науки об обществе. В свою очередь безопасность жизнедеятельности как дисциплина разветвляется на отдельные дисциплины и научные направления: охрана труда, гигиена труда, санитария, инженерная психология, гражданская оборона, охрана окружающей среды, социальная и коммунальная гигиена и многие другие. Если кратко, то учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» состоит из трех взаимосвязанных разделов:
- Охрана человека в быту;
- Охрана человека в процессе труда;
- Охрана окружающей среды.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует определения основных терминов и понятий, входящих в ее названия.
Жизнь - высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, которой присущи свойства роста, размножения (самовоспроизведение себе подобных), активной регуляции (саморегуляции) своего состава и функций, различных форм приспособления (адаптации), которая имеет сложную организацию, обеспечивает высокую упорядоченность и согласованность физико-химических процессов и которой присущи индивидуальное и историческое развитие на основе единства внутреннего и внешнего. Таким образом период «жизни» уже предусматривает в некоторой степени деятельность.
Деятельность - специфическая форма активности человека, организма, которая включает в себя цель, средства, результат и сам процесс активности и направлена на удовлетворение потребностей человека и его организма.
Все потребности человека можно разделить на группы:
1. Первичные:
физиологические и сексуальные (воспроизведение себе подобных, потребность в питании, дыхании); экзистенциальные (потребность в безопасности существования, чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне и т.д.);
2. Вторичные: социальные (отношение к какому-то коллектива, общества, народа, нации, забота о других и внимание к себе, участие в совместной трудовой деятельности); престижные (уважение со стороны других членов коллектива, сообщества, их признание и высокая оценка своих качеств, служебный рост и высокий статус в обществе); личностные (самовыражение, самореализация).
Одним из видов деятельности человека является труд, как целесообразная, осознанная деятельность направлена на приспособление энергии, вещества и информации природы для удовлетворения своих нужд. Любой труд сопровождается затратами внутренней энергии человека, то есть человек в процессе труда выполняет работу. Следовательно, надо различать такие два понятия, как труд и работа.
Жизнедеятельность: 1) процесс существования и самореализации индивида; 2) специфическая форма активности человека, которая охватывает весь спектр ее взаимоотношений с окружающей средой; 3) состояние окружающей среды, при котором, согласно действующему законодательству, нормам, правилам и нормативам, обеспечивается комфортное и безопасное взаимодействие человека с ее компонентами, предотвращение ухудшения экологического состояния, условий и охраны труда, возникновения опасности и действий в условиях чрезвычайной ситуации.
Безопасность - состояние деятельности человека, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или же полностью отсутствует опасность.
Опасность - возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведет к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.
При рассмотрении вопросов связанных с безопасностью исходят из аксиомы потенциальной опасности человека: любая деятельность человека потенциально опасна. Потенциальная опасность деятельности человека может проявляться как в скрытом, так и в явном проявлении ее результатов (нередко трудно предсказуемых), которые могут привести к гибели, травмированию, заболеваниям, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и другим нежелательным последствиям.
Безопасность человека - это понятие, отражающее самую суть человеческой жизни, ее материальные, ментальные, социальные и духовные достижения. Безопасность человека, социума, государства, человечества неотъемлемая составляющая характеристика стратегического направления развития человечества, определенная ООН как «устойчивое человеческое развитие» - развитие, которое ведет не только к экономическому, но и социальному, культурного, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.
Таким образом, безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знания и научно-практическая деятельность, направленная на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их воздействия на организм человека, основ защиты здоровья и среды его проживания от опасностей.
Из определения БЖД можно сформулировать цель этой области человеческого знания, как защита здоровья, работоспособности, самочувствия человека и равновесия системы «человек - окружающая среда» от действия негативных факторов природного, антропогенного и социально - политического характера.
Основными задачами БЖД являются:
1. Установление и определение основных элементов системы «человек - окружающая среда»;
2. Определение потенциальных источников опасности;
3. Идентификация потенциальных опасностей относительно установленных элементов, определение их пространственных и временных координат, величин и вероятностей их проявления;
4. Оценка опасностей и изобретения способов и методов их минимизации или уничтожения;
5. Использование нормативно - правовой базы защиты личности и окружающей среды, прав человека на труд, медицинское обслуживание, защита в чрезвычайных ситуациях;
6. Разработка методов и использования коллективных и индивидуальных средств защиты человека от воздействия негативных факторов;
7. Предупреждение и профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и т.д., а также негативных последствий таких событий;
8. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций принимать адекватные действия и решения по ликвидации их последствий;
9. Прогнозирование возможности и последствий воздействия опасных и вредных факторов на организм человека и окружающую среду, а поражающих факторов - на безопасность системы «человек - окружающая среда».
2. Аксиомы БЖД.
Как уже отмечалось предметом научной дисциплины БЖД является деятельность человека и способы защиты его от опасностей. Причем, практика человеческой деятельности дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна т.к. опасность несут не только сами действия человека, но и технические (электрические) средства и технологии, которые обладают способностью генерировать/накапливать травмирующие и вредные факторы.
На основе этого были сформулированы аксиомы о потенциальной опасности:
-
Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна. -
Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности. -
Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском. Пример: ДТП, возможности ассимиляционного потенциала биосферы. -
Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу. -
Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений (ПДК) с учетом их комплексного воздействия. -
Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений (ПДЗ) с учетом их комплексного воздействия. -
Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечиваются соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники). -
Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы. -
Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Этапы решения конкретных задач безопасности:
-
идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности; -
разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей; -
разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.
3. Модель жизнедеятельности человека
Жизнедеятельность осуществляется или в условиях производственной среды или природной среды, то есть в среде обитания. Структура жизнедеятельности включает в свой состав человека (население), искусственную среду жизни и относится к категории сложных глобальных структур системы: «человек - среда обитания» или «человек – окружающая среда».
«Среда обитания» выступает как совокупность факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека и его здоровье. Условия окружающей среды имеют:
Природный характер - солнечный свет, воздух, вода, почва, биосфера;
Искусственную среду жизни - жилые и производственные здания, сооружения, транспортные и воздушные коммуникации, системы обеспечения энергоресурсами, продуктами питания и многое другое, что создано умом и руками человека для обеспечения жизнедеятельности. Что делает жизнь, и деятельность людей вне условий среды обитания невозможными.
В данной системе «человек- окружающая среда» в соответствии с законом сохранения жизни происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации.
Потоки веществ, энергии и информации имеют природную (естественную) и антропогенную(техногенную) природу.
Если данные потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах допустимых уровней воздействия, то они положительно (благоприятно) воспринимаются человеком и природой. Человек и ОС гармонично взаимодействуют.
Если потоки вещества, энергии и информации пределы допустимых уровней потоков воздействия, тогда они отрицательно (негативно) воспринимаются человеком и природой.
Как видно факторы, оказывающие влияние на каждого отдельного человека в системе «Человек-ОС» одинаковы, но люди дают полярные оценки одному и тому же факту, совершают в одной и той же ситуации прямо противоположные действия, одному человеку что-то кажется правильным, а другому то же самое представляется абсолютно неприемлемым. Дело в том, что у каждого своя «модель» жизни «модель поведения», которой свойственны свои нормы, правила, действия, критерии оценок. Зависят эти нормы, правила, действия, ценности, критерии оценок от образования, уровня образованности, воспитания, ценностей, уровня жизни, состава семьи, условия труда, условия жизни и т.д. и т.п.
Причины возникновения опасных ситуаций, связанных с человеческим фактором, распределяются по уровням:
уровень индивидуума - врождённые или приобретённые временно, или постоянно психические и физиологические характеристики организма; это может быть от недостатка профессионального опыта: недостатка знаний, умения правильно спрогнозировать опасную ситуацию, возможные последствия тех или иных действий, неумением принять правильное решение в сложной ситуации.
уровень ближней среды - условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности деятельности, жилищные и материальные заботы; притупляются психические и физиологические реакции, влияющие на точность и чёткость выполняемых действий. Формируется пренебрежительное отношение к правилам безопасности в результате привыкания (адаптации) к опасности, что приводит к и: нарушению.