Файл: 1. Теоретические основы бжд основные понятия, термины и определения бжд.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровень общества - недостаточная информированность о профессиональных рисках последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасности деятельности и другие. вырабатывается пренебрежительное отношение к знаниям и опыту других людей, новым разработкам по безопасности деятельности. Они чаще других нарушают правила безопасности на производстве, в селитебной (городской, сельской) среде и в быту. Пренебрегают средствами индивидуальной и коллективной защиты, пропускают информацию по безопасности и тд.
Кроме того, для человека характерно формировать свою модель поведения, т.е. образ жизни. Образ жизни — это способ и формы жизнедеятельности человека. (активный, пассивный, спортивный, здоровый и т.д.). Образ жизни влияет на здоровье человека, его физическое, социальное, эмоциональное благополучие. По современным представлениям основные компоненты здорового образа жизни это:
1. Достаточная двигательная активность, которая обеспечивает суточные потребности человека в движении;
2. Закаливание, которое способствует повышению опорных свойств человека, его иммунитета;
3. Рациональное питание, основными принципами которого являются:
а) энергетический баланс;
б) баланс за основными жизненно необходимыми компонентами пищи (белков, жиров, углеводов, минеральных элементов, витаминов);
в) соответствующее биоритмам человека, то есть с соблюдением режима.
4. Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;
5. Личная гигиена;
6. Психогигиена и умение управлять своими эмоциями, профилактика невротических состояний;
7. Отказ от вредных привычек (курение, принятие алкоголя, наркотиков);
8. Сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, которые передаются половым путем;
9. Грамотное экологическое поведение;
10. Безопасное поведение в быту, транспорте, на улице, работе, учебе.
Таким образом, эти признаки показывают, что при определенных условиях возникновения различного рода опасностей (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, военные конфликты и т.д.) могут возникать не только нарушение функциональной структуры жизнедеятельности, но и полное или частичное разоружение, ограничение действий по целям и задачами, ослабление связей с компонентами окружающей среды и ряд других негативных последствий.
Можно выделить ряд важных проблем, которые постоянно находятся в поле зрения человечества для обеспечения нормальных условий жизни и труда.
1. Соблюдение параметров среды обитания человека в необходимых для жизнедеятельности пределах. Это одна из сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Это связано с тем, что трудовая деятельность людей из года в год активизируется, усложняется, вводятся новые орудия труда и технологии. Возникает проблема технологической безопасности.
Это значит, что увеличивается нагрузка на все структурные части окружающей среды, очевидна опасность истощения природных ресурсов, необратимых загрязнений и изменения безопасных параметров среды, по которым создаются реальные условия для возникновения разного рода опасностей.
Итак, каждое государство должно иметь профессионально пригодные структуры и системы защиты от последствий возможных опасностей. Главной целью таких систем является защита населения и снижения уровня риска при возникновении определенных опасностей путем предотвращения, реагирования и ликвидации их последствий.
2. Обеспечение населения всеми видами энергоресурсов (электроэнергией, газом, нефтепродуктами, каменным углем, водой и т.д.). Энергетический кризис, который существует сегодня, существенно влияет на жизнедеятельность людей. Это одна из наиболее актуальных проблем обеспечения безопасности любой страны мира.
3. Обеспечение населения всеми необходимыми параметрами и нормами материальной среды обитания. Острой проблемой для многих людей в разных странах является недостаточное количество жилья, коммунального транспорта, общественных заведений, спортивных комплексов, медицинских учреждений и других элементов системы жизнеобеспечения.
4. Обеспечение продуктами питания. Продукты питания является физиологической основой жизнедеятельности. С увеличением численности населения эта проблема становится особенно острой. Если человечество не разработает новые перспективные технологии выращивания продуктов питания и своевременно не адаптируется к ним, может возникнуть опасная ситуация глобального масштаба.
5. Наличие и рациональное использование питьевой (пресной) воды. Речь идет об охране пресной воды от загрязнения, что может привести к непригодности ее использования для нужд населения. Отсюда вытекает важность очистки воды, борьба с промышленным и бытовым загрязнением, истощением водоемов.
6. Ликвидация, переработка или использование отходов производства. Особенно опасны отходы атомных, химических, биологических производств, количество которых ежегодно растет и, соответственно, увеличивается количество отходов.
Поэтому основные проблемы жизнедеятельности человека сводятся к комплексу мер по защите, рациональному использованию природных ресурсов и восстановления живой природы (растительный и животный мир) и неживой (почва, вода, атмосфера, недра, климат и др.).
Итак, можно сделать вывод, что приемлемые условия жизнедеятельности человека во многом основываются на обеспечении надлежащих условий безопасности пребывания человека в окружающей среде. А появление научной отрасли знаний о безопасности жизнедеятельности человека - это закономерный процесс развития общества и обусловливается, с одной стороны, бурным развитием научно-технического прогресса, процессами глобализации и созданием комфортных условий жизни для человека, а с другой - ростом различного рода опасностей.
3. Культура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию.
В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов (Паттерн – это термин, обозначающий некий повторяющийся шаблон, также им можно назвать образец, модель, схему или образ. Некоторые паттерны поведения людей очень мешают их нормальной жизнедеятельности) безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины.
Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека,
природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.
МЧС ДНР уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в школах, классах, центрах и полевых лагерях, содействие деятельности по организации и проведению тренировок и учений по вопросам гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общереспубликанская система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития республики.