Файл: Технология работы службы занятости и пути ее совершенствования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Существуют и другие нормативные акты, регулирующие работу служб занятости. Немаловажным является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»2. В общие положения входит:
-
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.
1Административныйрегламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. N 10н). URL: https://base.garant.ru/70209634/ (дата обращения 03.06.2019).
2 Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009.
-
Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности.
По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.
-
Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.
Таким образом, в РФ существует спектр нормативно-правовых актов, гарантирующий социальную защиту и поддержку безработных граждан. Государственная служба занятости занимается решением вопросов занятости населения, содействует в помощи неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
-
Организация и регулирование системы занятости населения в РФ
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в
сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.
Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать
определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социально- экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.
Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.
Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.
Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация)1.
1 НизоваЛ.М.Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории, 2014 № 4. С. 125.
На федеральном уровне органы государственной власти участвуют в управлении занятостью населения РФ в лице Федерального Собрания РФ,
Президента РФ, Правительства, Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда РФ. Непосредственно решение данных вопросов Правительством РФ поручено Федеральной службе по труду и занятости1. Интересы работодателей на федеральном уровне представляют Союзы и Ассоциации предпринимателей, трудящихся – ФНПР и другие независимые профсоюзы.
В каждом субъекте Федерации законы и другие нормативно-правовые документы по вопросам труда и занятости населения разрабатываются, принимаются, контролируются государственными структурами субъекта Федерации, которым с 1 января 2007 года переданы полномочия в области содействия занятости населения (ст. 7.1.)2. В практической деятельности их интересы и интересы Роструда представляют органы по труду и занятости субъекта.
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:
-
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; -
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; -
Государственные учреждения службы занятости населения.
1Федеральнаяслужба по труду и занятости в РФ. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения 05.06.2019)
2Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата
обращения 05.06.2019).
По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:
-
прямые; -
косвенные.
Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.
Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.
Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.1
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
-
законодательно-правовые. -
социально-экономические. -
административно-организационные.
Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают:
-
содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда; -
активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости; -
обеспечение существенного роста цены труда;
1ГусовА.Ю.Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения, 2015 № 1. С. 110.
-
стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места; -
совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики; -
наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; -
предоставление работы каждому, кто ее ищет.