Файл: Технология работы службы занятости и пути ее совершенствования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют и другие нормативные акты, регулирующие работу служб занятости. Немаловажным является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»2. В общие положения входит:

  1. Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.







1Административныйрегламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 июня 2012 г. N 10н). URL: https://base.garant.ru/70209634/ (дата обращения 03.06.2019).

2 Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (в ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009.

  1. Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности.

По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.

На отдельных территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, регистрация безработных граждан осуществляется в упрощенном порядке, без прохождения гражданами первичной регистрации.

  1. Оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется учреждениями службы занятости бесплатно.

Таким образом, в РФ существует спектр нормативно-правовых актов, гарантирующий социальную защиту и поддержку безработных граждан. Государственная служба занятости занимается решением вопросов занятости населения, содействует в помощи неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.



    1. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ



В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в

сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.

Говоря о политике в сфере труда, отметим, что она должна решать

определенные задачи, связанные с ликвидацией возникших дисбалансов и диспропорций в сфере занятости в процессе функционирования рыночной экономики. Её основной задачей является минимизация социально- экономических издержек безработицы и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. В условиях формирования рыночной системы хозяйствования управление занятостью населения приобретает качественно новое содержание.

Система управления занятостью населения это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.

Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация)1.




1 НизоваЛ.М.Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории, 2014 № 4. С. 125.

На федеральном уровне органы государственной власти участвуют в управлении занятостью населения РФ в лице Федерального Собрания РФ,
Президента РФ, Правительства, Конституционного, Верховного и Арбитражного Суда РФ. Непосредственно решение данных вопросов Правительством РФ поручено Федеральной службе по труду и занятости1. Интересы работодателей на федеральном уровне представляют Союзы и Ассоциации предпринимателей, трудящихся – ФНПР и другие независимые профсоюзы.

В каждом субъекте Федерации законы и другие нормативно-правовые документы по вопросам труда и занятости населения разрабатываются, принимаются, контролируются государственными структурами субъекта Федерации, которым с 1 января 2007 года переданы полномочия в области содействия занятости населения (ст. 7.1.)2. В практической деятельности их интересы и интересы Роструда представляют органы по труду и занятости субъекта.

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:

      1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

      2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

      3. Государственные учреждения службы занятости населения.





1Федеральнаяслужба по труду и занятости в РФ. URL: https://www.rostrud.ru/ (дата обращения 05.06.2019)

2Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата
обращения 05.06.2019).

По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:

  • прямые;

  • косвенные.

Прямые методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, реализуясь в создании фондов и разработке специальных программ занятости; установлении систем оплаты труда и форм договорных отношений и т.д.

Основными прямыми регуляторами являются: государственный заказ (тренд), квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование, целевые государственные программы.

Косвенные методы создают заинтересованность субъектов хозяйствования в определенных действиях и реализуются преимущественно через механизмы налоговой и кредитной политики.1

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

  • законодательно-правовые.

  • социально-экономические.

  • административно-организационные.

Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают:

  • содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда;

  • активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости;

  • обеспечение существенного роста цены труда;






1ГусовА.Ю.Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения, 2015 № 1. С. 110.

  • стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места;

  • совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики;

  • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

  • предоставление работы каждому, кто ее ищет.