ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа внеурочной деятельности
«Наш край родной»
Автор-составитель:
Черкашина И.В.
учитель географии
МКОУ «Детский дом-школа № 95»
г. Новокузнецка
Кемеровской области
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена следующими факторами:
-
во-первых, разработано недостаточно методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Кемеровской области в школе; -
не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы;
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Сложность современного периода, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливает актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников.
Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.
Занятие краеведением может содействовать социальному самоопределению, социальной адаптации, формированию социальной активности личности ребёнка. Включение историко-краеведческого компонента в содержание школьного образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность
программы обусловлена тем, что краеведение с каждым годом привлекает все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только
воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.). Решение современной школой основных задач реализации содержания обязательных предметных областей в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования требует обращения к историческому краеведению. Исходя из этого, педагогическая целесообразность предлагаемой программы внеурочной деятельности определяет необходимость включения обучающихся в познавательную деятельность по изучению истории малой родины. Особое место уделяется развитию духовности обучающихся путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в социальной сфере.
Наша область богата рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в
содружестве школы и таких организаций, как городские музеи, библиотеки. Данная рабочая программа сориентирована не только на запоминание школьниками предоставленной информации, но и активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа «Наш край родной» расширяет начальные представления о Кемеровской области, определяет необходимость включения обучающихся в поисковую деятельность по изучению истории своей малой родины и направлена на формирование у детей универсальных учебных действий.
Содержание программы внеурочной деятельности «Наш край родной» сформировано с учетом следующих дидактических принципов:
-
принципа историзма; -
принципа возрастания сложности (от простого к сложному); -
принципа учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций); -
принципа учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно); -
принципа интеграции и дифференциации обучения; -
принципа взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип); -
принципа патриотической направленности; -
принципа проектности; -
принципа культуросообразности; -
принципа поддержки самоопределения воспитанника.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом коллективах; вызывает чувства сопричастности к жизни, ответственности за государственное наследие, которое перешло к нам от предков; формирует умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволяет реализовать актуальные подходы к образованию, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный.
Новизна программы заключается в использовании воспитательно-образовательного потенциала МКОУ «Детский дом-школа №95», во внеурочной деятельности для совершенствования краеведческо-педагогической деятельности в условиях введения ФГОС. Содержание программы учитывает особенности категории детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, позволяет обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а формы и методы работы расширяют содержание образовательных областей:
-
Филология (литературное чтение); -
Обществознание и естествознание (окружающий мир); -
Технология; -
Искусство (изобразительное искусство).
Педагогическая эффективность краеведческой деятельности школьников в условиях введения ФГОС будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения познавательно-краеведческих заданий.
Цель программы: дать школьникам основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями , людьми, строившими и прославившими родной край, народами, ее населяющими.
Задачи:
-
создать условия для формирования у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона; -
стимулировать учащихся к расширению и углублению знаний , дополняющих школьную программу по окружающему миру; -
продолжать формировать умения и навыки исследовательской и поисковой деятельности; -
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности
«Наш край родной»
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» рассчитана на 5 лет (5-9 классы).Продолжительность проведения занятий 45 минут. Занятия осуществляются во второй половине дня. Программа реализуется во внеурочное время на базе кабинета географии.
Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» построена по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся в процессе реализации каждого последующего курса. Значимая сторона программы - постоянное углубление историко-краеведческого материала.Внеурочная деятельность в рамках реализации данной программы предусматривает игровую, познавательную, досугово - развлекательную, краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение и художественное творчество, позволяющих школьникам приобретать опыт коммуникативного и интерактивного общения. На практике необходимо реализовать принцип свободы, который определяет предоставление обучающимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов краеведческой деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора.Организационной формой работы является занятие.
Формы занятий:
-
по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая; -
по дидактической цели: вводное занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
По особенностям коммуникативного взаимодействия:
-
Беседы (желательно использовать презентацию);
-
Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев; -
Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.); -
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ); -
Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.; -
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу); -
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов); -
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению); -
Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.;
-
Творческая работа; -
Краеведческая игра; -
Праздник; -
Конкурс; -
Поиск-исследование; -
Проект; -
Выставка; -
Практическая работа.
Методы по источнику получения знаний:
-
словесный – передача необходимой информации; -
наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, буклетов, фотографий, обзор стендов; -
поисковый – сбор информации по заданной теме; -
исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея; -
проектный - выполнение коллективной творческой работы.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
-
репродуктивный -
объяснительно-иллюстративный -
проблемно-поисковый
Виды деятельности: игровая, познавательная
Формы учета знаний и умений:
-
проведение игр, викторин и конкурсов; -
экскурсии; составление кроссвордов; -
участие в конкурсе творческих работ; -
составление словаря терминов; -
разработка и проведение экскурсий ; -
оформление выставки; -
презентация или защита проекта; -
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний; -
подготовка докладов, рефератов, сообщений
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению«Наш край родной»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализаций требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижений выпускников. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Наш край родной» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.