Файл: Программа внеурочной деятельности Наш край родной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа внеурочной деятельности

«Наш край родной»
Автор-составитель:

Черкашина И.В.

учитель географии

МКОУ «Детский дом-школа № 95»

г. Новокузнецка

Кемеровской области

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Содержание программы соответствует цели внеурочной деятельности и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена следующими факторами:

  • во-первых, разработано недостаточно методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению Кемеровской области в школе;

  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы;

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Сложность современного периода, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливает актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников.

Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.

Занятие краеведением может содействовать социальному самоопределению, социальной адаптации, формированию социальной активности личности ребёнка. Включение историко-краеведческого компонента в содержание школьного образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формирует у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс.

Педагогическая целесообразность
  программы обусловлена тем, что краеведение с каждым годом привлекает все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только

воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.). Решение современной школой основных задач реализации содержания обязательных предметных областей в условиях введения ФГОС начального и основного общего образования требует обращения к историческому краеведению. Исходя из этого, педагогическая целесообразность предлагаемой программы внеурочной деятельности определяет необходимость включения обучающихся в познавательную деятельность по изучению истории малой родины. Особое место уделяется развитию духовности обучающихся путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в социальной сфере.

Наша область богата рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в

содружестве школы и таких организаций, как городские музеи, библиотеки. Данная рабочая программа сориентирована не только на запоминание школьниками предоставленной информации, но и активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа «Наш край родной» расширяет начальные представления о Кемеровской области, определяет необходимость включения обучающихся в поисковую деятельность по изучению истории своей малой родины и направлена на формирование у детей универсальных учебных действий.

Содержание программы внеурочной деятельности «Наш край родной» сформировано с учетом следующих дидактических принципов:

  • принципа историзма;

  • принципа возрастания сложности (от простого к сложному);

  • принципа учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);

  • принципа учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно);

  • принципа интеграции и дифференциации обучения;

  • принципа взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип);

  • принципа патриотической направленности;

  • принципа проектности;

  • принципа культуросообразности;

  • принципа поддержки самоопределения воспитанника.


Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом коллективах; вызывает чувства сопричастности к жизни, ответственности за государственное наследие, которое перешло к нам от предков; формирует умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволяет реализовать актуальные подходы к образованию, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный.

Новизна программы заключается в использовании воспитательно-образовательного потенциала МКОУ «Детский дом-школа №95», во внеурочной деятельности для совершенствования краеведческо-педагогической деятельности в условиях введения ФГОС. Содержание программы учитывает особенности категории детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, позволяет обеспечить духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а формы и методы работы расширяют содержание образовательных областей:

  • Филология (литературное чтение);

  • Обществознание и естествознание (окружающий мир);

  • Технология;

  • Искусство (изобразительное искусство).

Педагогическая эффективность краеведческой деятельности школьников в условиях введения ФГОС будет выше, если каждый обучающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения познавательно-краеведческих заданий.

Цель программы: дать школьникам основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями , людьми, строившими и прославившими родной край, народами, ее населяющими.
Задачи:

  • создать условия для формирования у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Кузбасса в историко-культурное наследие региона;

  • стимулировать учащихся к расширению и углублению знаний , дополняющих школьную программу по окружающему миру;

  • продолжать формировать умения и навыки исследовательской и поисковой деятельности;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Кемеровской области.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности


«Наш край родной»

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» рассчитана на 5 лет (5-9 классы).Продолжительность проведения занятий 45 минут. Занятия осуществляются во второй половине дня. Программа реализуется во внеурочное время на базе кабинета географии.

Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» построена по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы обучающихся в процессе реализации каждого последующего курса. Значимая сторона программы - постоянное углубление историко-краеведческого материала.Внеурочная деятельность в рамках реализации данной программы предусматривает игровую, познавательную, досугово - развлекательную, краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение и художественное творчество, позволяющих школьникам приобретать опыт коммуникативного и интерактивного общения. На практике необходимо реализовать принцип свободы, который определяет предоставление обучающимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов краеведческой деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора.Организационной формой работы является занятие.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая;

  • по дидактической цели: вводное занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

По особенностям коммуникативного взаимодействия:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);

  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев;

  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

  • Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

  • Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.;


  • Творческая работа;

  • Краеведческая игра;

  • Праздник;

  • Конкурс;

  • Поиск-исследование;

  • Проект;

  • Выставка;

  • Практическая работа.

Методы по источнику получения знаний:

  • словесный – передача необходимой информации;

  • наглядный – посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, буклетов, фотографий, обзор стендов;

  • поисковый – сбор информации по заданной теме;

  • исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея;

  • проектный - выполнение коллективной творческой работы.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:

  • репродуктивный

  • объяснительно-иллюстративный

  • проблемно-поисковый

Виды деятельности: игровая, познавательная

Формы учета знаний и умений:

  • проведение игр, викторин и конкурсов;

  • экскурсии; составление кроссвордов;

  • участие в конкурсе творческих работ;

  • составление словаря терминов;

  • разработка и проведение экскурсий ;

  • оформление выставки;

  • презентация или защита проекта;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению«Наш край родной»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализаций требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижений выпускников. Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Наш край родной» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.