Файл: Программа внеурочной деятельности Наш край родной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В результате обучения по программе «Наш край родной» у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • – готовность и способность учащихся к саморазвитию,

  • - сформированность мотивации к учению и познанию,

  • - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

  • - гражданская идентичность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • - уважительное отношение к истории и культуре своего народа


Регулятивные УУД:

  • -целеполагание - постановка новой учебной задачи;

  • -планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • -осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

  • - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • -оценка правильности выполнения действия;

  • - волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

  • -планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • -разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • - управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.



Познавательные УУД:

Общеучебные:

  • -осуществление поиска необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • - выделение, извлечение и переработка полученной информации;

  • -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • -свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • -понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации:

  • -постановка и формулирование проблемы;

  • -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


Логические:

  • -анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных);

  • -синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • -обобщение, аналогия, сравнение, классификация по заданным критериям;

  • -подведение под понятия, выведение следствий;

  • - установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений;

  • -построение логической цепи рассуждений;

  • -доказательство;

  • -выдвижение гипотез и их обоснование


Постановка и решение проблемы:

  • -формулирование проблемы;

  • -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Кузбасса, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Кемеровской области;

  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


Выпускник получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику Кемеровской области, города;

  • описывать достопримечательности столицы Кузбасса и родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кемеровской области и атласом;

  • работать с атласом, глобусом и картой;

  • находить на карте свой регион и его главный город;

  • устанавливать причинно‐следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  • работать в семейных архивах.

  • Коммуникативные действия:

  • Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Выпускник получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.



Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Наш край родной» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Кемеровской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.


Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  • создания и защиты собственного проекта;

  • создания презентаций - представлений по изученной теме;

  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  • участия в конференциях разного уровня.



2.Учебно-тематический план
5 класс

раздела

Название раздела

1.

Моя маленькая родина

2.

Наш город

3.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир, сельское хозяйство).

4.

Люди нашего края

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание разделов содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кемеровской области, о богатстве растительного и животного мира.

6 класс



Название раздела

1.

Наш город

2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

3.

Люди нашего края







Программа второго года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка о Кемеровской области и ее столице. Дети продолжают знакомиться с символикой области, города, с этапами становления родного города, с историческими событиями