ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, повлиявшими на становление города, продолжат знакомство с животным и растительным миром Кузбасса, более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашей области.
7 класс
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в седьмом классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
8 класс
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
9 класс
Исследовательская и проектная деятельность школьников
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Пятый год обучения - итоговый год по программе «Наш край родной» нацелен на расширение и углубление краеведческой и поисково-исследовательской работы. Обучающиеся в течение года готовят проект или исследовательскую работу по краеведению и могут участвовать в конференциях различного уровня.
3.Содержание программы
Раздел 1. Моя маленькая Родина.
Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей улицы. Мой район.
Раздел 2. Наш город.
Новокузнецк - южная столица Кузбасса.
Символика нашего города. Из истории образования города. Главные исторические и культурные памятники. Знакомство с районами города. Предприятия города. Истории названий улиц и площадей города. Храмы и церкви нашего города. Улицы, названные в честь великих людей и великих событий. Памятные места нашего города. Природа окрестностей. Земляки-новокузнечане.
Раздел 3. Наша область.
Географическое положение Кемеровской области. История возникновения Кемеровской области. Палеонтологические находки на территории Кемеровской области. Символика Кемеровской области. Коренные жители нашей области. Ресурсы. Традиционные ремесла моего края. Разнообразие растений. Растения Красной Книги Кузбасса. Животный мир Кемеровской области. Охрана и значение животного мира. ООПТ, Природа Кемеровской области (рельеф, гидрография, климат).Экономика Кузбасса.
Раздел 4. Люди нашего края.
Исследователи нашего края. Знаменитые люди Кузнецка. Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края. Люди, прославившие Кузбасс. Герои – земляки. Михайло Волков – первооткрыватель Земли Кузнецкой. Поэты, писатели Кузбасса. Художники нашего края.
Раздел 5. Исследовательская и проектная деятельность школьников. Исследования родного края. Исследовательская деятельность учащихся. Организация учебно - исследовательской деятельности. Выбор методики исследования. Формы отчета по результатам исследовательской деятельности. Научная статья, монография. Предмет и объект исследования. Конференция, круглый стол, тематические чтения. Полевая практика, эксперимент, экскурсия. Работа с архивными материалами и литературой.
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
4.Приложения
Приложение № 1
Кроссворд «Наш край»
1 2
1) Крупнейший город Кузбасса.
2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?
3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова
4) Столица Кузбасса
5) Главная водная артерия Кузбасса
6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области
7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?
Приложение №2
Викторина Почемучек
1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?
2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (п. Кедровка, п. Крапивинский, д. Листвянка, г. Березовский…).
3) Откуда произошло название гор «Кузнецкий Алатау»?
4) Какая река говорит о себе только в первом лице?
5) Я река. Мой путь на север
Между скал и средь равнин,
Если Я на Т заменим,
Буду в море исполин.
Приложение №3
Викторина «История города Новокузнецк»
- Кто был первым поселенцем?
- Как назывался наш город раньше?
- Из представленных гербов выберите герб города и области.
- В каком году были построены первые каменные здания?
- Назовите улицы города, связанные с космической темой?
- Перечисли площади нашего города.
- В каком районе мы живем?
Приложение №4
Викторина «Люди нашего края»
- Назови почетных граждан нашего города.
- Назови имена кузбассовцев - защитников Родины.
- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города и области.
- Перечисли известные имена художников нашего города и области.
Приложение №5
Игра «Крестики-нолики»
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
Перфокарта с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 0 0 0 + 0 + 0 0 +
Приложение №6
Игра «Цветик - семицветик»
Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.
Вопросы:
Приложение №7
Игра «Аукцион»
На аукцион представлены следующие товары (названия товаров записаны на карточках и прикреплены к доске). Любой из этих товаров может стать вашим. Приобрести товары вы сможете в обмен на знания. Каждая команда, участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение. Какая команда назовет последнее предложение, тот и покупает товар. Начинаем торги.
Товар первый – каменный уголь.
Примерные ответы детей о каменном угле:
Каменный уголь - это полезное ископаемое.
Уголь добывают в нашей области.
Цвет черный.
Тяжелее воды.
Основное свойство – горючесть
Добывается в шахтах, на разрезах.
Имеет блеск, хрупкий, твердый.
Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности.
Следующий товар – кедр.
Примерные ответы детей о кедре:
Точное ботаническое название – сосна сибирская.
Хвойное вечнозеленое дерево.
Семена кедра используют в пищу.
Высота дерева до 40-45 метров.
Живет кедр до 500-850 лет.
Кедр начинает плодоносить в 40-50 лет.
7 класс
№ | Название раздела |
1. | Наш город |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). |
3. | Люди нашего края |
Основное направление внеурочных занятий по историческому краеведению в седьмом классе - развитие интеллектуальных и поисково-информационных умений в ходе изучения местного материала. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории нашего края, его людях. Продолжается и конкретизируется работа по изучению рельефа, полезных ископаемых, водных ресурсов нашей области.
8 класс
№ | Название раздела |
1. | Наш город |
2. | Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). |
4. | Люди нашего края |
| |
Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Дополнительно вводится новый раздел «Мифы и легенды Кузбасса». Широко используются местные ресурсы: музеи, культурные учреждения, предприятия города и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
9 класс
Исследовательская и проектная деятельность школьников
№ | Название раздела |
1. | Определение темы проекта или исследования |
2. | Виды исследовательских и проектных работ |
3. | Методы исследования природы |
4. | Гипотеза и доказательства |
5 | Сбор аргументов |
6. | Презентация проекта, исследования |
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Пятый год обучения - итоговый год по программе «Наш край родной» нацелен на расширение и углубление краеведческой и поисково-исследовательской работы. Обучающиеся в течение года готовят проект или исследовательскую работу по краеведению и могут участвовать в конференциях различного уровня.
3.Содержание программы
Раздел 1. Моя маленькая Родина.
Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей улицы. Мой район.
Раздел 2. Наш город.
Новокузнецк - южная столица Кузбасса.
Символика нашего города. Из истории образования города. Главные исторические и культурные памятники. Знакомство с районами города. Предприятия города. Истории названий улиц и площадей города. Храмы и церкви нашего города. Улицы, названные в честь великих людей и великих событий. Памятные места нашего города. Природа окрестностей. Земляки-новокузнечане.
Раздел 3. Наша область.
Географическое положение Кемеровской области. История возникновения Кемеровской области. Палеонтологические находки на территории Кемеровской области. Символика Кемеровской области. Коренные жители нашей области. Ресурсы. Традиционные ремесла моего края. Разнообразие растений. Растения Красной Книги Кузбасса. Животный мир Кемеровской области. Охрана и значение животного мира. ООПТ, Природа Кемеровской области (рельеф, гидрография, климат).Экономика Кузбасса.
Раздел 4. Люди нашего края.
Исследователи нашего края. Знаменитые люди Кузнецка. Кузбасс - шахтерский край. Труд людей нашего края. Люди, прославившие Кузбасс. Герои – земляки. Михайло Волков – первооткрыватель Земли Кузнецкой. Поэты, писатели Кузбасса. Художники нашего края.
Раздел 5. Исследовательская и проектная деятельность школьников. Исследования родного края. Исследовательская деятельность учащихся. Организация учебно - исследовательской деятельности. Выбор методики исследования. Формы отчета по результатам исследовательской деятельности. Научная статья, монография. Предмет и объект исследования. Конференция, круглый стол, тематические чтения. Полевая практика, эксперимент, экскурсия. Работа с архивными материалами и литературой.
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
4.Приложения
Приложение № 1
Кроссворд «Наш край»
1 2
н | у | 3 4 | 5 | ||
о | г | т | 6 | ||
7 в | о | л | к | о | в |
о | л | и | е | м | е |
к | ь | с | м | ь | р |
у | | т | е | | б |
з | в | р | а | ||
н | я | о | | ||
е | н | в | |||
ц | к | о | |||
к | а | |
1) Крупнейший город Кузбасса.
2) О каком полезном ископаемом Петр 1 сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?
3) Родина космонавта Алексея Архиповича Леонова
4) Столица Кузбасса
5) Главная водная артерия Кузбасса
6) Название растения, которое первым зацветает в Кемеровской области
7) Разгадав кроссворд, вы получите ключевое слово. Что вы знаете о нем?
Приложение №2
Викторина Почемучек
1) Кто, когда и где впервые обнаружил пласт каменного угля на территории нашей области?
2) Перечислите населенные пункты, название которых созвучны названиям растений? (п. Кедровка, п. Крапивинский, д. Листвянка, г. Березовский…).
3) Откуда произошло название гор «Кузнецкий Алатау»?
4) Какая река говорит о себе только в первом лице?
5) Я река. Мой путь на север
Между скал и средь равнин,
Если Я на Т заменим,
Буду в море исполин.
Приложение №3
Викторина «История города Новокузнецк»
- Кто был первым поселенцем?
- Как назывался наш город раньше?
- Из представленных гербов выберите герб города и области.
- В каком году были построены первые каменные здания?
- Назовите улицы города, связанные с космической темой?
- Перечисли площади нашего города.
- В каком районе мы живем?
Приложение №4
Викторина «Люди нашего края»
- Назови почетных граждан нашего города.
- Назови имена кузбассовцев - защитников Родины.
- Перечисли известные имена поэтов и писателей нашего города и области.
- Перечисли известные имена художников нашего города и области.
Приложение №5
Игра «Крестики-нолики»
Командам предлагаются карточки-перфокарты, где записаны номера вопросов-заданий. Ведущий читает вопрос-задание, а команды ставят «+», если вопрос-задание верное, или «0», если в нем ошибка.
Вопросы-задания:
-
Бабочка и осина – это объекты живой природы. -
Самый холодный осенний месяц – октябрь. -
Осенью выпадают осадки только в виде дождя. -
Ежики запасают на зиму грибы и ягоды. -
Некоторые бабочки улетают осенью в тёплые края. -
Птицы улетают в тёплые края, потому что становится холодно. -
В конце осени залегают в спячку бурундуки и барсуки. -
На зиму запасают корм волки, лоси, лисы. -
Лягушки осенью нагуливают подкожный жир и засыпают -
Деревья зимой не умирают, а спят
Перфокарта с правильными ответами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ 0 0 0 + 0 + 0 0 +
Приложение №6
Игра «Цветик - семицветик»
Игра проводится по принципу «Решето». Ведущий задает вопрос о растительном, животном мире, о погоде, реках, горах. Участники каждой команды по очереди отвечают. Если учащийся не ответил, то отвечает следующий из команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон в виде лепестка цветка. Какая команда наберет большее количество лепестков, та и побеждает в этом конкурсе.
Вопросы:
-
С чем связаны дожди в январе в нашем крае (с теплыми ветрами с Атлантического океана); -
Какой грызун наших лесов весной часто разоряет гнезда птиц и почему (белка, весной ей не хватает растительного корма); -
Какая птица «хвостом лед разбивает» и почему (трясогузка, так как она прилетает во время вскрытия рек); -
Какие деревья и кустарники нашего края цветут до распускания листьев (карагач, осина, вяз, тополь, ива); -
Какие рыбы просыпаются весной после спячки (карась, линь, пескарь, карп, уклейка); -
В какую реку впадает главная река Кемеровской области (Обь); -
Какое широколиственное дерево осталось в Кемеровской области с доледникового периода (липа); -
Самое большое озеро Кемеровской области (Большой Берчикуль); -
Самый маленький олень Кузбасса (косуля).
Приложение №7
Игра «Аукцион»
На аукцион представлены следующие товары (названия товаров записаны на карточках и прикреплены к доске). Любой из этих товаров может стать вашим. Приобрести товары вы сможете в обмен на знания. Каждая команда, участвуя в торге, называет информацию о данном объекте объемом в одно предложение. Какая команда назовет последнее предложение, тот и покупает товар. Начинаем торги.
Товар первый – каменный уголь.
Примерные ответы детей о каменном угле:
Каменный уголь - это полезное ископаемое.
Уголь добывают в нашей области.
Цвет черный.
Тяжелее воды.
Основное свойство – горючесть
Добывается в шахтах, на разрезах.
Имеет блеск, хрупкий, твердый.
Используется в черной металлургии, энергетике и химической промышленности.
Следующий товар – кедр.
Примерные ответы детей о кедре:
Точное ботаническое название – сосна сибирская.
Хвойное вечнозеленое дерево.
Семена кедра используют в пищу.
Высота дерева до 40-45 метров.
Живет кедр до 500-850 лет.
Кедр начинает плодоносить в 40-50 лет.