Файл: Практическая работа по теме 5 Ценностносмысловая позиция учителя Вариативное задание 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа по теме № 5
«Ценностно-смысловая позиция учителя»
Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания.
Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»
В тексте № 3 автор Н. Г. Никонов поднимает вопросы: «Что такое авторитет? Какую педагогическую позицию должен занять учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников?» Предложите свой ответ на вопрос о том, что такое авторитет учителя. Обоснуйте свое мнение, используя аргументы автора и свои собственные.
Согласна ли я с автором? Да, согласна. Ведь быть учителем- трудно, но труднее быть Учителем с большой буквы. Ведь педагогический опыт велик и каждый педагог предлагал свой вариант воспитания. Каждый современный педагог может использовать свой вариант, непосредственно для конкретного класса. Ведь дети разные и единого стандарта воспитания нет.
А. С. Макаренко подчеркивал важность воспитания: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги»
Какую педагогическую позицию должен занять учитель, чтобы стать авторитетом для своих учеников? Автор на это отвечает, что нет какого-то особенного, стандартного алгоритма, который привел к ответу на этот вопрос. «Нет рецептов, друг мой… Как в тибетской медицине, все зависит от состояния больного»- пишет автор. Но педагог должен стремиться к цели- цели воспитания и всему что подчиняется этому: содержание, организация, формы и методы воспитания. Но воспитывать детей не можем, без самовоспитания и самообразования, так, как только это поможет сформировать такие качества, не имея которых невозможно завоевать высокий авторитет. И на первом этапе педагог должен определить, что мешает ему завоевывать авторитет у детей, как определил их у себя автор отрывка. «Слабость», которую демонстрировал Яков Никифорович в работе с детьми, мешала ему завоевать авторитет в глазах детей.
Одним из требований к личности учителя, которые определял Л. Н. Толстой, является любовь к делу и ученикам. «Если учитель во время трехчасового урока не чувствует ни минуты скуки – он имеет это качество. Качество это есть любовь»- пишет Л. Н. Толстой. А
любовь и уважение к своему делу, к своим ученикам, искорка в глазах учителя порождает интерес и к преподаваемому предмету и к самому учителю. Но стоить понимать, что авторитет вызываемый любовью может быть истинным. Ученые Макаренко А. С, Станкин М. И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Истинный же авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.
Таким образом, действительный авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание.
Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса.
Выберите наиболее понравившееся интервью одного-двух учителей.
Юрий Лазаревич Слуцкий в своем интервью определяет, какими качествами должен обладать учитель. Одним из таких качеств он называет строгость. Это качество распространяется не только на взаимоотношения «учитель-ученик», но и относится к строгости выявления полученных знаний по его предмету. Но строгость эта справедливая. Действительно, есть ученики, которые способны понять предмет (химию), могут решать задачи разного уровня сложности, а кому-то и базовые знания даются с трудом. И это не от того, что ученик не хочет, способностей к этому предмету нет, а «зубрежка» положительных результатов не дает. Поэтому автор делает упор на разграничение в обучении, «кому можно учиться и кому не нужно учиться». И, действительно, сейчас становится все больше учеников, у которых нет желания учиться, а у кого-то нет необходимых способностей.
Но самое главное для автора, по моему мнению, это то что «учитель должен честно относиться к своему делу – то есть применять к себе те требования, которые он предъявляет к ученикам». Требования, которые ставил Ю. Л. Слуцкий перед своими учениками, относились и к системе оценок, которые он четко определил для себя. Я согласна с автором в том, что завышающая система оценок не просто не сбережет психику ребенка, а может только навредить. Когда уровень успеха у ребенка «зашкаливает», у него создается ложное представление, что ученик все знает и умеет. Выйдя к доске, у ребенка мысли будут не о той важности ответа, а о том, что каким бы не был ответ, все равно поставят «тройку». Но ведь сдача экзаменов в современном формате (ОГЭ и ЕГЭ) не дает уже ученикам такой возможности. Человеческий фактор практически устранен: ответ «да» или «нет», четкие цифры в ответах, система баллов для выставления оценок - все это не дает возможности ученику получения желаемого результата, как на уроке. Встает вопрос: когда психика ребенка пострадает больше? По убеждению автора «неудовлетворительные оценки заставляют учиться»
Такой учитель, как Ю. Л. Слуцкий, не заставляет ученика подражать себе, а помогает ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер, найти свои преимущества и слабые стороны, реализоваться как личность.