Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Губернский колледж города Похвистнево»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОУПб.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ(ЙСЯ)


ГРУППЫ_____________________________________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТИ___________________________________________

Похвистнево, 2023 г.

Тетрадь для лабораторных работ по дисциплине ОУПб.11 Естествознание для студентов I курса специальностей: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Разработчик: Москаленко Ангэлина Васильевна, преподаватель ГБПОУ "ГКП"


Тетрадь содержит методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов I курса по дисциплине ОУПб.11 Естествознание (физика), контрольные вопросы, на которые студенту необходимо дать ответы в этой тетради.

Тетрадь предназначена для студентов очной формы обучения I курса по дисциплине ОУПб.11 Естествознание (физика).

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4

План выполнения лабораторной работы 5

Лабораторная работа № 1 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника» 6

Лабораторная работа №2 «Изучение особенностей силы трения

(скольжения)» 8

Лабораторная работа № 3 «Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения» 11

Лабораторная работа № 4 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» 14

Лабораторная работа № 5 «Измерение влажности воздуха» 16

Лабораторная работа № 6 «Определение числа молекул в физическом теле» 18

Лабораторная работа № 7 «Моделирование радиоактивного распада» 21

Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» 23

Лабораторная работа № 9 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити» 25

Лабораторная работа № 10 «Изучение зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза» 27

Лабораторная работ № 11 «Изучение интерференции и дифракции света» 29

Лабораторная работа № 12 «Определение показателя преломления стекла» 32


Библиографический список 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тетрадь для работ по лабораторному практикуму является приложением к учебному пособию по дисциплине ОУПб.11 Естествознание для студентов I курса специальностей: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

В каждой работе указаны цели ее проведения, теоретические сведения необходимое оборудование, приведено описание хода работы с рисунками, таблицами и расчетными формулами. В описание лабораторных работ добавлены контрольные вопросы.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
1. Рассмотрите оборудование, предлагаемое для выполнения лабораторной работы, соберите установку для проведения эксперимента.

2. Проведите наблюдения и измерения, каждый раз записывая результаты в таблицу.

3. Выполните необходимые расчеты.

4. Рассчитайте погрешности, там, где это требуется.

5. Запишите окончательный результат с учетом погрешностей.

6. Сделайте вывод.

7. Ответьте на контрольные вопросы.

Лабораторная работа №1

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Цель работы: определить ускорения свободного падения при помощи маятника.

Оборудование: часы с секундной стрелкой, измерительная лента, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом.

Ход работы.

1.Установить на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепить с помощью муфты кольцо и подвесить к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1—2 см от пола.

2. Измерить лентой длину нити lмаятника.

3. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на 5—8 см и отпустив его.

4. Измерить в нескольких экспериментах время t 50 колебаний маятника и вычислить : , где п — число опытов по измерению времени.

5. Вычислить среднюю абсолютную погрешность измерения времени



и результаты занести в таблицу:


Номер опыта

t, с

t , c

, с

l, м

1













2




3




4




5




6





6. Вычислить ускорение свободного падения по формуле:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определить абсолютную погрешность ускорения свободного падения по формуле :

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Вычислить относительную погрешность ускорения свободного падения по формуле ,

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Сделать вывод по работе:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

1.Почему шарик, подвешенный на нити, в данной работе можно считать математическим маятником?

2.Какая из измеряемых величин больше всего влияет на относительную погрешность?

3.Как зависит период колебаний одного и того же маятника от широты местности?

4.Можно ли измерить ускорение свободного падения, если вместо математического маятника использовать пружинный маятник?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №2

Изучение особенностей силы трения (скольжения)

Цель работы: измерить коэффициент трения скольжения дерева по дереву.

Оборудование: деревянный брусок, деревянная линейка, набор грузов известной массы (по 100 г), динамометр.

Описание работы: Если тянуть брусок с грузом по горизонтальной поверхности так, чтобы брусок двигался равномерно, прикладываемая к бруску горизонтальная сила равна по модулю силе трения скольжения 
действующей на брусок со стороны поверхности. Модуль силы трения связан с модулем силы нормального давления соотношением Измерив и можно найти коэффициент трения по формуле В данном случае сила нормального давления равна весу бруска с грузом.

Ход работы.

1. Определите с помощью динамометра вес бруска и запишите в приведенную ниже таблицу.

Таблица 1

опыта

Pбр, H

N, Н

Ргр, Н

















































2. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.



3. Поставив на брусок один груз, тяните брусок равномерно по горизонтальной линейке, измеряя с помощью динамометра прикладываемую силу. Повторите опыт, поставив на брусок два и три груза. Записывайте каждый раз в таблицу (таблица 1), помещенную в тетради для лабораторных работ, значения силы трения
и силы нормального давления

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Начертите оси координат и , выберите удобный масштаб и нанесите полученные три экспериментальные точки.

5. Оцените (качественно), подтверждается ли на опыте, что сила трения прямо пропорциональна силе нормального давления: находятся ли все экспериментальные точки вблизи одной прямой, проходящей через начало координат.

______________________________________________________________

6. Запишите в тетради для лабораторных работ сделанный вами вывод.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вычислите коэффициент трения по формуле используя результаты опыта № 3 (он обеспечивает наибольшую точность) и запишите его значение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

1. Что называется весом тела?

2. Будет ли парашютист во время прыжка находиться в состоянии невесомости?

3. При каких условиях появляется сила трения?

4. Посмотрите вокруг себя. Видите ли вы полезное действие сил трения?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________