Файл: Минина Ксения Александровна Учитель мбоу Вересаевская средняя школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Технологии управления образовательной организацией»



Выполнила:

Минина Ксения Александровна

Учитель МБОУ

«Вересаевская средняя школа»

Вересаево, 2023г.
Проект №1.

Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Проблема управления образовательной организацией является одной из ключевых в условиях новой стратегии образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

В общем, под управлением образовательной организацией понимают деятельность руководителя образовательной организации, направленную на обеспечение оптимального ее функционирования и переход на более высокий уровень развития.

Практическая управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС основывается на интеграции в единый управленческий цикл функциональных звеньев управления, реализуемых в форме относительно самостоятельных видов деятельности.

Существует несколько функций управления образовательными организациями. Так, российский учёный в сфере психологии управления и образования, доктор психологических наук, профессор Валерий Семёнович Лазарев (род. 1947), выделяет планирование, организацию, руководство и контроль. Сформулированные В.С. Лазаревым функции управления справедливы не только в сфере образования, но и в общей теории менеджмента. Функции, более специфичные для управления образовательной организацией, были разработаны российским учёным в области педагогики, доктором педагогических наук, профессором Виталием Александровичем Сластёниным (1930-2010). В.А. Сластёнин относит к числу управленческих функций в образовательной среде педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Основные характеристики перечисленных функций управления отражены в таблице 1.


Таблица 1  Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС.


№ п/п

Функция управления, вид управленческой деятельности

Цель

Содержание

Формы реализации

1

2

3

4

5

1

Планирование

Определение действенных способов достижения цели; определение ближайшего и перспективного развития образовательной организации

Принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью

Разработка локальных нормативных актов планового характера; выработка стратегии деятельности и ее целевых индикаторов

2

Организация

Выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели; эффективное управление целостным педагогическим процессом

Выбор средств выполнения плана деятельности образовательной организации; выявление технологий, методов, приемов способствующих интеграции всех субъектов управления

Формирование коллектива; подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело; инструктирование; обеспечение материально- технической структурной составляющей

3

Руководство

Координация реализации и результатов реализации всех управленческих функций

Решение управленческих задач в образовательной организации, возникающих в процессе выполнения задач, направленных на достижение цели

Применение руководителем образовательной организации методов побуждения, убеждения и принуждения в процессе функционирования организации

4

Контроль

Сохранение стабильности образовательной организации; обеспечение ее соответствия требованиям действующего законодательства, а также показателям стратегического развития

Сравнение фактического состояния системы с планируемым или нормативным в целях оперативного применения регулирующего инструментария

Различные формы проверок, инспектирования, формального и неформального наблюдения на разных стадиях деятельности образовательной организации

5

Педагогический анализ

Получение релевантной информации для оперативной и стратегической плановой работы; формирование представления о текущей ситуации в образовательной организации

Изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях деятельности образовательной организации;

получение информации о результатах и предпосылках различных событий

Посещение уроков и внеклассных занятий (параметрический анализ);

комплексное изучение урочной и внеурочной деятельности (тематический анализ); синтез данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций (итоговый анализ)

6

Целеполагание

Построение комплексной целевой программы деятельности образовательной организации

Разработка генеральной цели, системы задач, показателей достижения цели; определение сроков; информационное обеспечение

Разработанная концепция или стратегия функционирования и развития образовательной организации

7

Регулирование

Урегулирование противоречий и выравнивание негативных отклонений, возникающих в процессе деятельности

Коррекции возможных или фактических отклонений от заданных целей

Пересмотр действующих и внедрение новых регламентирующих документов; воздействие на коллектив в целях устранения противоречий



Для успешной реализации ФГОС руководителю образовательной организации необходимо грамотно комбинировать функции управления в своей работе.

Проект №2

Приемы разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска на примере собственной профессиональной деятельности.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.

Риск — это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Это историческая и экономическая категория. Таким образом, принятие решений в условиях риска означает выбор варианта решения в условиях, когда каждое действие приводит к одному из множества возможных частных исходов, причем каждый исход имеет вычисляемую или экспертно определяемую вероятность появления.

Анализируя деятельность МБОУ «Вересаевская средняя школа» на современном этапе, можно сделать вывод об имеющем место кризисе перехода на ФГОС. Для учреждения характерны следующие риски:

- в педагогическом коллективе у некоторых учителей еще преобладают традиционные устаревшие подходы к образовательному процессу, присутствует страх перед вступлением в эксперимент ФГОС;

- в учреждении отсутствует автоматизированные рабочие места учителя;

- при обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни учреждения, а также  при переходе на ФГОС;

- в учреждении нет систематически проводимых мероприятий, направленных на вовлечение в участие в олимпиадах, конференциях и т.д. – например в форме конкурсов, викторин, брейн-рингов и т.п.;

- оборудование и инвентарь учреждения не соответствует современным требованиям СанПин;

- нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со  стороны внешних партнеров, приходится реализовывать ФГОС внутри организации, вследствие чего возможны риски допустимых ошибок;

- риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов;

- финансирование системы образования, вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов, научных деятелей для качественного и полноценного развития


В данной ситуации имеется трудность в принятии оптимальных решения. Можно говорить о том, что большинство стратегических для учреждения решений принимаются в условиях неопределенности и риска.

Пути решения задач школьного учреждения можно проследить в следующ:х направлениях:

- улучшение законодательства, разработка нормативно – правовых актов учреждения;

- повышение квалификации педагогов школы, использование самоменеджмента;

- оптимизация структуры управления школы.

Решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью, являются организационными решениями. Данные решения могут быть запрограммированными, так и незапрограммированными. Следует учитывать, что любое организационное решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами. В различных организациях различные решение могут приниматься как одним человеком, так и коллегиально. Обычно самые сложные решения стратегического плана принимаются коллегиально, что позволяет уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную нагрузку на людей, принимающих решение.

Необходимо учитывать, что процесс принятия решений – процесс психологический. Люди, принимая решения, не всегда принимают логичные решения. Решения варьируются от спонтанных до высокологичных. Поэтому процессы принятия решений делятся на имеющий интуитивный, основанный на суждениях и рациональный характер, хотя решение редко относится к какой либо одной категории. Интуитивное решение – это решение, принятое только на основе того, что руководитель имеет ощущение того, что оно правильно. При этом руководитель не рассматривает все возможные варианты, не учитывает все их преимущества и недостатки и не нуждается в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях часто, кажутся интуитивными, так как их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Так как суждение всегда опирается на опыт, оно смещает ориентацию принятия решения в направление, знакомое руководителю по предыдущим ситуациям. Это может привести к тому, что руководитель упустит новые альтернативы.

Рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса. Это структурированный процесс, состоящий обычно из 5 шагов, хотя количество шагов зависит от самой проблемы.


Кроме всего вышеперечисленного на процесс принятия решений влияют такие факторы как личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, поведенческие ограничения и т.д.

При данных условиях необходимо соблюдать требования, предъявляемые к управленческим решениям:

- правомерность (соответствие принимаемого решения законодательству);

- непротиворечивость (вновь принимаемые решения не должны противоречить уже существующим и дублировать их);

- своевременность (принятие решения в тот момент, когда оно может и должно быть реализовано);

- обеспеченность ресурсами;

- ясность и лаконичность (недопустимость двойственного толкования решений и излишнего красноречия).

Также необходимо учитывать классификацию управленческих решений:

- По степени влияния на будущее организации (стратегические, тактические);

- По масштабам (глобальные, локальные);

- По продолжительности периода реализации (долгосрочные. среднесрочные, краткосрочные);

- По направленности воздействия (внешние, внутренние);

- По обязательности выполнения (директивные, рекомендательные, ориентирующие);

- По функциональному назначению (регулирующие, координирующие, контролирующие)

- По широте охвата (общие, специальные)

- По степени запрограммированности (запрограммированные. незапрогромированные)

- По сфере реализации (научные исследования, финансово- экономическая, хозяйственная, педагогическая деятельность. Работа с кадрами);

- По способам принятия (интуитивные, адаптивные, рациональные).

При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.

Важное место при этом занимает прием экспертной оценки, т.е.проведение экспертизы, обработка и использование ее результатов при обосновании значения вероятности.

Риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска.

При принятии управленческих решений в условиях неопределенности и риска необходимо проводить анализ рисков. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить величину отдельных рисков и риска проекта в целом.