Файл: Минина Ксения Александровна Учитель мбоу Вересаевская средняя школа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению и часто употребляются как синонимы. На мой взгляд, они не тождественны. Лидерство – это психологический феномен, тогда как руководство – сугубо управленческий.
Руководитель имеет лишь потенциальную возможность руководить и легальное право использовать инструмент управления.
Лидер же имеет реальную возможность управлять группой, которой наделила она его сама.
Каким же должен быть современный руководитель, чтобы он сам и окружающие назвали его лидером? Вообще-то, кое-что остается неизменным: способность работать эффективно, быть для коллег образцом для подражания – это всегда ценно. Но одного этого недостаточно. И сегодня, на мой взгляд, есть смысл говорить о новом типе руководителя-лидера, названного в одной из статей по менеджменту – «Просвещенным Воителем».
Просвещенный, потому что впитывает информацию из всех возможных источников и имеет четкое видение, даже если другие его еще пока не постигают. А воитель – потому что стремится во что бы то ни стало отстоять свою позицию, убедить людей в том, что это возможно; достичь поставленных целей, притягивая людей к своему видению; готов к борьбе с собственными недостатками, самоуспокоенностью и организационными недочетами.
Какие же атрибуты характерны для руководителя – лидера?
1. Самосознание. Прежде чем браться за решение проблем коллектива, настоящий лидер присмотрится к самому себе. Хорошо знает, каков он. К чему стремится. Как живет – во всех смыслах слова. Он последователен и постоянно предпринимает усилия, чтобы слова не расходились с делом. Живет в мире с самим собой. Лидер должен зрить в корень и отказаться от неэффективных способов управления. Ведь дело не в методах, а в том, кто их применяет. Осознав свои сильные стороны, лидер создаст команду из тех сотрудников, чьи достоинства дополняют его.
2.Ясная цель и ее достижение. Лидер-руководитель ясно осознает, к какому будущему он стремится. Сводит до минимума разрыв между желаемым и действительным. Люди хотят идти за тем, кто знает, куда идти; они хотят знать, почему их ведут именно туда и не переносят, когда цель постоянно меняется.
3.Мотивация. Менеджмент – это умение выполнить задачу посредством организации работы других, тогда как лидерство я определяю, как умение сделать так, чтобы другие захотели выполнить эту задачу. Энергия лидера передается с такой мощью, что сотрудники чувствуют необычайную готовность делать все необходимое для достижения целей, и воодушевление, которое владеет ими, является силой, способной преодолеть любые преграды. Стимулирует появление разных точек зрения.
4.Отношение с сотрудниками. Руководитель-лидер пользуется доверием коллег, предотвращает конфликтные ситуации, честно и открыто обсуждает все потенциальные проблемы, активно признает заслуги педагогов. Четко осознает все навыки каждого, кто работает вместе с ним. Доверяет своим подчиненным. Демонстрирует хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно. Рискует сам и побуждает своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового.
5.Решительность. Современный мир, в том числе и образования, меняется очень стремительно, и реагировать на это надо быстро. Так что выработка консенсуса необходима не всегда. Существуют моменты, когда решения нужно принимать самостоятельно. Лидер обладает способностью находить элегантное, простое решение сложных проблем.
6. Инновации. Лидер создает в учреждении образования площадку для обмена новыми идеями и механизм превращения их в продукт, востребованный обществом. Приучает каждого думать, выходя за рамки обычного, и творчески относиться к делу.
7. Личностные качества. Современный руководитель должен быть волевым, жестким, но в то же время не авторитарным. В современных условиях важную роль играют его образование, профессиональные навыки и успехи. Очень важна репутация руководителя.
Адаптируемость, подвижность, целостность, ориентация на миссию – все это актуально. Но в конечном итоге лидер оценивается по результатам, которых он достигает.
Современный лидер в образовании – это результативный лидер, эффективный лидер. Результативное лидерство директора школы сконцентрировано на достижении результата педагогами, обучающимися, образовательным учреждением, самим директором.
На мой взгляд, эффективного лидера можно представить в виде произведения значений атрибутов лидера и результатов его работы. А это значит, что лидер достигает совершенства по обоим направлениям: и демонстрирует все атрибуты лидера, и добивается результатов. Но настоящего лидера результаты не успокаивают. Лидер верит в свои способности и оценивает себя не по тому, чего он достиг к настоящему моменту, а по тому, чего он еще хочет достичь.
Я думаю, быть руководителем-лидером – это большая ответственность. Лидером невозможно быть по должности, потому что лидер – это тот, кто влияет на души людей и создает условия для решения даже невыполнимых задач.
Наличие в образовании лидеров, которые обладают ключевыми компетенциями и яркими индивидуальными качествами, – это не только залог успеха в реализации амбициозных планов, но еще и сильное конкурентное преимущество.