Файл: Минина Ксения Александровна Учитель мбоу Вересаевская средняя школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• создание образовательных моделей для обучающихся с особыми потребностями.

Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы ОУ, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Эффективность управленческой деятельности заместителя директора определяется реальными результатами деятельности школы. Умение проектировать модель выпускника и программу развития школы, корректировать и направлять деятельность учителя с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса помогает добиться высоких результатов в управлении образовательным учреждением.

Руководителями не рождаются. Человек, назначенный директором школы, далеко не сразу адекватно осознает свое новое положение. В моей педагогической и трудовой деятельности последовательно пройдены все ступени «школьной карьерной лестницы»: начинала с лаборанта в кабинете физики, работала педагогом-организатором, совмещала заочное образование и педагогическую деятельность учителем русского языка и литературы. Работала заместителем директора по воспитательной работе, директором школы 1-2 ступени и директором школы 1-3 ступени в период с 1995 по 2011 год. Это было нелегкое время для Автономной Республики Крым в составе Украины. После события, именуемого «Крымская весна» , в 2014 году положение во многих сферах жизни Республики Крым изменилось в лучшую сторону.

В системе образования Крыма произошли кардинальные изменения. В настоящее время присутствуют явления, которые приходится тщательно изучать. К сожалению, приходится принимать некоторые проблемные для учителей Крыма явления в том виде, в котором они существуют в РФ продолжительное время. Хотя есть опыт разрешения этой проблемы в других моделях образования, например, в Украине двенадцатибалльная система оценивания умения и навыков учащихся позволяет оценивать и выдавать документы об образовании без повторных пересдач экзаменов учащимися, показавшим низкий уровень знаний и умений в силу своих способностей.

В этой ситуации на многое смотришь по-иному и замечаешь то, на что раньше не обращал внимания. Руководители школ с осторожностью работают по новым требованиям, и это сказывается на эффективности и результативности учебного процесса.

В специальной литературе я познакомилась со многими управленческими технологиями, которые могут применяться или частично применяются в общеобразовательных учреждениях: программно-целевое управление, инициативно-целевое управление, проблемно-ориентированное, управление по результатам, интегративное управление. Безусловно, применение этих технологий было необходимо и нашло место в управлении школой.


Наиболее эффективной управленческой технологией на этапе «вхождения в должность» я считаю технологию  формирования и развития организационной культуры. Для этого необходимо определиться с основными понятиями и критериями организационной культуры. Миссия организации – это совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, цели организации – образ конечного результата, а сама организационная культура – это совокупность норм, ценностей, убеждений, ожиданий, привычек, разделяемых большинством работников. Именно убеждениями характеризуется и отличается поведение работников разных учреждений, которое проявляется в их межличностном взаимодействии.

Следует уесть, что ценности на разных должностных уровнях (администрация, педагоги) и индивидуальные (личностные) различаются, но есть и объединяющее начало: желание создать в коллективе благоприятную, комфортную для всех участников образовательного процесса, атмосферу, способствующую эффективной деятельности.

Для этого существует  алгоритм формирования организационной культуры: определение миссии, стратегии, основных целей и ценностей, приоритетов, принципов, норм школьной жизни; изучение сложившейся культуры, ее соответствие новой стратегии; разработка мероприятий по формированию желаемых ценностей и образцов поведения; целенаправленное воздействие на выработку установок и реализацию стратегии; оценка эффективности воздействия; коррекция.

Важнейшим этапом в деятельности руководителя является формирование команды единомышленников. Нужны согласованные действия с осознанием важности выполняемой работы. Чтобы избежать спада и начать новый инновационный виток в развитии школы, необходимо выяснить, в каких направлениях школе необходимо развиваться.

Определить долгосрочные цели школы нужно с учетом мнения каждого работника, например:

  1. Привлечь к управлению компетентных педагогов, желающих и способных обеспечить развитие школы, преданных ее интересам.

  2. Оптимально распределить и закрепить функциональные обязанности (зоны ответственности) с учетом инновационной деятельности.

  3. Создать управленческую команду из учителей с целью помочь учителям уйти от сознания необходимости «бороться с неуспевающими и неуспешностью» и прийти к ориентации на ситуацию успеха; к обучению учащихся знанию критериев оценивания и самостоятельному решению проблем; к постоянному взаимодействию с учеником и к работе на положительный результат, на достижения, на имидж школы.

  4. Привлечь к инновационной деятельности максимальное количество педагогов.

  5. Определить миссию (предназначение) и социальную политику школы.

  6. Обеспечить максимальную эффективность работы: успешность учащихся, количество хорошистов, отличников, участников и победителей интеллектуальных творческих конкурсов, поступление выпускников в вузы.

  7. Целенаправленно формировать и поддерживать традиции школы.

  8. Рекламировать успешную работу школы;

  9. Обучить всех педагогов работе на компьютере.

  10. Направить учителей на курсы повышения квалификации для освоения новых технологий, форм и методов мотивированного обучения и воспитания.


Эффективность управления в целом зависит от комплексного применения многих факторов, где одним из самых важных, на мой взгляд, является процедура принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь.

В практике школы должна широко применяется технология принятия Управленческого решения - это результат анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернатив из множества вариантов достижения конкретной цели. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым. Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта и развитой интуиции. В анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить определенные этапы:

  1.  Определение целей и задач.

  2. Поиск альтернативных вариантов действий.

  3. Выбор оптимального варианта действий из альтернативных.

  4. Реализация оптимального варианта.

  5. Сравнение полученных результатов и плановых показателей.

  6. Комплексная оценка эффективности принимаемых решений.

Безусловно, имеют место интуитивные решения, решения, основанные на суждениях.

В практике школы имеет место применение технологии принятия рациональных решений.

От качества управленческого решения зависит эффективность разработки и реализации Программы развития школы, функционирование системы управления, достижение целей и стратегий управления, осуществление инновационных процессов управления. Можно сказать, что решение проблемы предполагает как генерирование альтернативных вариантов решений, выбор наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения, так и его реализацию. Кроме того, существует и обратная связь, позволяющая руководителю оценить последствия решения и в случае необходимости предпринять меры для корректировки ситуации.

Применение технологии командообразования способствует эффективному объединению педагогов. Вся работа по изучению и внедрению в практику современных образовательных технологий проходит в рабочих группах (командах).

Традиционно в школе работают методические объединения педагогов по предметам: МО учителей начальных классов, МО учителей предметов гуманитарного цикла, МО учителей предметов естественно-научного цикла и т. п. Этот принцип объединения педагогов нашей школы был эффективным на определенном этапе развития школы, а в период инновационного развития школы требуется новая организация, способствующая профессиональному росту педагога.


Основными концептуальными положениями программ можно считать следующие:

  1. преемственность (с дошкольного образования - до старшей школы);

  2. доступность (учитываются возрастные особенности школьников);

  3. актуальность (учитываются требования времени);

  4. мотивация (побуждение к учению через привлекательность программ связями между предметами).

Сегодня все говорят о необходимости внедрения инноваций. Стремление внедрить в образовательную практику новые идеи (изменение целей, задач, содержания образования; реализация новых форм, методов, технологий обучения и воспитания) вылилось в конце 20 века в «инновационный бум». На первых этапах реформирования российского образования «точки роста» в развитии образования помогали школам успешно функционировать.

Сегодня инновации – не отдельные явления, они системны и ориентируют на успех образовательного учреждения, обеспечивают его развитие.

Практическая значимость концепции жизненного цикла заключается в том, что она позволяет увидеть тенденции развития образовательного учреждения. Предвидеть ключевые проблемы и подобрать более действенные пути их решения. Поэтому планируя введение инновации, нужно проанализировать ситуацию, в которой находится образовательное учреждение. Затем принять решение, следует ли вводить планируемое новшество, опираясь на сильные стороны учреждения, или лучше отвести имеющиеся ресурсы на исправление слабостей.

Инновационная деятельность – это комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса, а также сам процесс. При этом происходит изменение компонентов образовательного процесса: смысла, целей, содержания образования, норм, методов, технологий, системы управления и т. д. Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которого педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, образовательное нововведение.

Прежде, чем вводить инновацию в своем коллективе, мы отвечаем на вопросы: ради чего она совершается, что изменится, если инновация будет реализована. Какие аспекты функционирования образовательного учреждения будут изменены и к чему эти изменения приведут? Изменения могут быть, а могут и отсутствовать. Кроме того, прежде чем внедрять инновацию в практику, необходимо понять, 
почему это необходимо делать.

Далее определяемся с принципами планируемых изменений. При этом инновационные изменения рассматриваем в двух аспектах: какие изменения следует реализовать; каким образом их необходимо реализовать.

Таким образом, формулируется идея инновации, после чего осуществляется ее экспериментальная апробация. Только после этого можно вести речь о внедрении инновации.

Многие инновации уже где-либо внедрялись, поэтому обязательными требованиями для успешной реализации и внедрения в практику инноваций считаем следующие:

1. изучение материалов и посещение учреждений для ознакомления с сутью инновации и практикой внедрения модели;

2. обучение педагогов и администраторов;

3. согласие на инновацию не менее половины участников внедрения (педагогов, учащихся и их родителей);

4. участие в инновационных изменениях администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Администрация – наиболее значимый источник инновационных изменений, поскольку обладает большим объемом информации и более глубоким видением проблем образования. Важность глубокого, а не одностороннего видения проблем определяется необходимостью обеспечить учет различных сторон образовательного процесса, а также государственных интересов. Руководитель школы непосредственно определяет судьбу инноваций в школе и несет ответственность за их результаты.

Небольшие инновации в образовательном процессе многие учителя осуществляют самостоятельно. Из таких небольших инновационных изменений образовательного процесса вырастают новые образовательные технологии.

Динамичность инновационного процесса требует динамичного управления (гибкости структур, оперативности принимаемых управленческих решений и т. п.). Процессы обновления в образовательной системе зависят от инновационного контекста внутри и вне ее. Образовательное учреждение только тогда открыто новшествам, когда их освоение осознается и принимается как условие успешного функционирования и развития.

Инновационный процесс – это процесс непрерывный, не имеющей четко определенной завершенности. Внедрить инновацию и успокоиться – значит перестать реагировать на происходящие изменения, остановиться на каком-то этапе развития – и, в конце концов, отстать. «На выходе» нашей педагогической деятельности стоит человек, ощутивший вкус познания и уверенность в собственных силах. Если мы хотим иметь стабильный качественный результат, то инновации должны касаться всех составляющих образовательной системы и носить не периодический, а систематический характер. К этому и должен стремится коллектив нашей школы.