Файл: Сущность естественных монополии. Реформирование естественных монополий в рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии»1.
Газовая промышленность. Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wmtershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Железнодорожный транспорт. На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
2 Проблемы реформирования естественных монополий в России
2.1 Регулирование естественных монополий
Общепризнанная необходимость реформирования отраслей естественной монополии в России, обусловленная развитием внутренних кризисных тенденций и внешних негативных воздействий этих отраслей на экономику, многообразие возможных вариантов реформирования и начало реализации правительственных концепций структурных преобразований в отраслях естественных монополий определяют актуальность темы исследования. Масштабы и инфраструктурный характер российских отраслей естественных монополий, являющихся структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее целостность, придают данному процессу особую значимость. Последние десятилетия во многих странах отмечены значительными преобразованиями в сферах естественных монополий, сопровождающимися их приватизацией и дерегулированием. Рыночный характер преобразований в отраслях естественных монополий и относительная одновременность начала их осуществления в большинстве стран позволяют сделать вывод, что независимо от исходной структуры в отдельной стране, существуют общие для всех факторы, обусловливающие этот процесс.
В настоящее время еще не сформирована политэкономически обоснованная теория дерегулирования, объясняющая причины, формы и последствия внедрения конкурентных отношений в ранее регулируемые сферы экономики. Концентрируясь, прежде всего на аспектах нормативной теории регулирования, занимающейся проблемой естественной монополии, в теорию дерегулирования постепенно интегрируются элементы позитивной теории, исследующей поведение регулирующих инстанций под влиянием различных интересов. Существующий опыт реформирования отраслей естественных монополий в различных странах позволяет дополнять данную теорию эмпирическим материалом. Элементы формирующейся теории дерегулирования должны быть использованы при реформировании отраслей естественных монополий в России, что также будет способствовать ее дальнейшему развитию. Продолжающийся период трансформации российской экономики, неустойчивость факторов ее развития обусловливают сложность в определении объективных тенденций происходящих изменений и составлении прогнозных оценок.
Особая роль естественных монополий в экономике России предполагает необходимость соответствия проводимых в них преобразований общим условиям и тенденциям экономического развития страны, но вместе с тем позволяет выступить и основным фактором, определяющим данные тенденции. Взаимообусловленность процесса реформирования отраслей естественных монополий и общего воспроизводственного процесса в экономике, а также глубина требуемых преобразований определяют необходимость комплексного анализа причин, условий и возможных сценариев реализации различных моделей реформирования.
Проблематике функционирования естественных монополий было посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых. В отношении отечественных экономистов, внесших вклад в развитие теории и практики реформирования естественных монополий в условиях рыночной трансформации экономики России, заслуживают особого внимания работы П. Белоусовой, И. Беседина, Е. Васильевой, К. Янковского, в которых отражены современные проблемы российских отраслей естественных монополий, предложены различные варианты решения. Вместе с тем при достаточно широком спектре исследований сущности естественной монополии, анализе ее поведения, возможных моделей дерегулирования потенциально конкурентных сфер, связанных с проблематикой отраслей естественных монополий, существует недостаток в их обобщении, анализе и систематизации в рамках единой целостной концепции.
В изученных работах не исследована объективная обусловленность процесса либерализации отраслей естественных монополий с позиции общего поступательного процесса концентрации производства и капитала, не достаточно проанализированы необходимость и условия осуществления рыночных преобразований в отраслях естественных монополий в России, отсутствует комплексная оценка концепций их реформирования, что предопределило выбор цели, объекта и предмета исследования.
Целью является определение объективных причин, условий и эффективных моделей реформирования естественных монополий в России. Необходимость решения следующих основных задач:
- определить факторы, обусловливающие изменение параметров участия государства в сфере естественных монополий в аспекте эволюционных процессов экономической концентрации;
- установить набор предпосылок, в большей или в меньшей степени определяющих процесс структурных преобразований в отраслях естественных монополий, осуществляемых во многих странах в конце XX века;
- исследовать теоретические и практические модели дерегулирования и дезинтеграции отраслей естественных монополий и определить условия их реализации с выявлением причинно-следственных связей;
- проанализировать состояние и особенности функционирования российских отраслей естественных монополий с определением их основных проблем и условий реализации различных моделей реформирования;
- обобщить основные параметры реализуемых концепций структурных преобразований в отраслях естественных монополий в России, оценить их соответствие требуемым о результатам и предложить отдельные корректировки.
Объект - процессы функционирования субъектов естественных монополий в экономической системе в их взаимодействии с другими хозяйственными субъектами, обществом и государством.
Предмет - экономические отношения, определяющие процесс реформирования отраслей естественных монополий, его обусловленность внешними и внутренними факторами, условия реализации возможных моделей преобразований. Теоретической и методологической основами исследования послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, достижения мировой экономической науки в области политики дерегулирования, официальные документы Президента и Правительства РФ. При разработке работы в рамках системного подхода к изучению теории и практики реформирования отраслей естественных монополий применялись методы историко-логического, структурно-функционального, количественного анализа, научного абстрагирования, дедукции и индукции. Аналитический аппарат исследования реализован с использованием графического моделирования.
2.2 Теория и методология исследования проблем реформирования естественных монополий
Процессы разработки и реализации реформ в российских отраслях естественных монополий предполагают необходимость формирования соответствующей методологической и методической базы. Изучение теоретических положений процесса дерегулирования и дезинтеграции отраслей естественных монополий, включающих исследование предпосылок либерализации, теоретических моделей конкурентных преобразований, анализ условий и последствий их реализации на практике, поможет определить правильный подход к исследуемой проблеме и обеспечить необходимый инструментарий для построения и анализа моделей реформирования в России. Представление о естественных монополиях, пришедшее из классических учебников по экономической теории, связано с наличием значительной экономии на масштабе, понимаемой как сокращение долгосрочных средних издержек по мере увеличения объема выпуска продукции.