Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 361
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы в должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), муниципальных должностях, государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы), иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, исчисляемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет.
Для назначения пенсии за выслугу лет федеральный чиновник должен отвечать следующим требованиям:
- иметь не менее 15 лет стажа государственной службы;
- быть уволенным с государственной службы по одной из пяти перечисленных причин:
- ввиду ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппарата, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
при увольнении с должностей, утверждаемых в установленном законодательстве РФ порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
- по достижении предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
- из-за обнаружившегося несоответствия замещаемой должности федеральной государственной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы;
- при увольнении по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.
Чиновники, уволенные с федеральной государственной службы по указанным выше, кроме первого, основаниям, имеют право на пенсию за выслугу лет, если замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.10
Итак, пенсия по выслуге назначается после увольнения работника.
Если после назначения пенсии гражданин вновь поступает на государственную службу, то выплата пенсии прекращается.
Пенсия за выслугу не является самостоятельным видом. Она назначается в дополнение к трудовой пенсии по старости или по инвалидности и в общей сумме с последней ограничивается предельным размером.
Выводы:
Исключение понятия выслуга лет и замена на стаж на соответствующих видах работ, затрудняет рассмотрение учета трудового, страхового стажа необходимых для назначения пенсии.
Специальный трудовой стаж понятие видовое, конкретные же разновидности специального трудового стажа, которые собственно и порождают право на досрочное назначение пенсии, называются в статьях 27 и 28 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В связи с принятием 29 декабря 2006 г. Федерального закона № 255 -Ф3 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» непрерывный трудовой стаж утратил свое значение.
Ранее существовавший непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или в нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.
Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключалось в том, что он являлся важным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияла на размер пособия.
В пенсионном обеспечении на федеральном уровне непрерывный трудовой стаж свое значение утратил. Ранее существовали надбавки к пенсии за непрерывный стаж.
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252, утвердившим Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию.
26 марта 2006 года Конституционный Суд РФ признал данные правила противоречащими Конституции РФ, так как:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантируемое каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях осуществляется на условиях, определяемых законом, которым должны регламентироваться правовые основания, размеры и порядок предоставления гражданам конкретных видов социального обеспечения.
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. 25.11.2009). Ст. 183., однако такой федеральный закон, необходимость которого вытекает также из статей 1 и 3 Федерального закона от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», до настоящего времени не принят.
Пособие по временной нетрудоспособности работающим гражданам предоставляется в рамках системы обязательного социального страхования и выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. При отсутствии федерального закона, определяющего условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности, по смыслу абзаца двадцатого статьи 2 и статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 года «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году: Федеральный закон от 22.12.2005 № 180-ФЗ//Российская газета. 2005. 27 декабря. Ст.2. в их взаимосвязи, сохраняют свое действие нормативные правовые акты бывшего Союза ССР о социальном страховании (ранее такое правоприменение основывалось на статье 239 КЗоТ Российской Федерации и повторяющем, по сути, ее положения пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности»).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования предписания нормативных актов органов государственной власти бывшего Союза ССР, устанавливающих условия назначения и порядок выплаты работающим гражданам пособий по временной нетрудоспособности с учетом продолжительности непрерывного трудового стажа, в том числе оспариваемые заявителем положения Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, сохраняют свою юридическую силу и заменяют, по существу, законодательные нормы.
Согласно пункту 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, применяются в части, ей не противоречащей Конституция Российской Федерации. Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.
Из этих положений следует, что сохраняющие свое действие правила, на основании которых определяется размер пособия по временной нетрудоспособности, даже если они содержатся в акте, не соответствующем по форме требованиям Конституции Российской Федерации, могут применяться, но только при условии, что эти правила не противоречат Конституции Российской Федерации по содержанию.
Согласно Правилам исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; в случаях, предусмотренных Правилами, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности (пункт 1). При этом во внимание принимаются продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора. Так, по общему правилу, при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; в случае же увольнения после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин он сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель (пункт 2).
С учетом непрерывного трудового стажа, рассчитанного на основе норм, работник получает пособие по временной нетрудоспособности. В частности, для лиц с непрерывным трудовым стажем до 5 лет его размер составляет 60% от заработка (подпункт "Б" пункта 25 основных условий предоставления пособий по государственному социальному обеспечению, подпункт "В" пункта 30 положения о порядке предоставления пособий по государственному социальному обеспечению).
В условиях социалистической системы хозяйствования приведенные нормы преследовали цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Сохранение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, по сути, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 года N 138-О по жалобе гражданина А.Ф. Каленова, нарушением закрепленных Конституцией Российской Федерации в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.