Файл: Курсовая работа по дисциплине Право социального обеспечения на тему Понятие и виды трудового стажа.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, гражданка Замуравкина Е.Р. обратилась в Верховный Суд РФ о признании недействующим п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 и не соответствующими требованиям Конституции РФ и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Она полагает, что положениями указанного Федерального закона гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в детских учреждениях. Не включение времени выполнения педагогической деятельности в должности педагога дополнительного образования в школе-интернате в специальный стаж создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии в сравнении с педагогами дополнительного образования, работающими во внешкольных учреждениях для детей, что является недопустимым.
В связи с тем, что занимаемая заявителем должность педагога дополнительного образования указана в пункте 2 раздела "наименование мест" списка, а учреждение (школа-интернат) не указано в пункте 2 раздела "наименование учреждений" списка, он был лишен кредита на период работы в этом.
В ходе судебного заседания Верховный Суд Российской Федерации установил, что положение пункта 3 норм от 29.10.2002 соответствует действующему законодательству[10]. Применение E. R. Замуравкина осталась без удовлетворения. Суд в своем решении также указал, что различный подход к решению вопроса об определении права на досрочную пенсию по старости применительно к педагогической деятельности обусловлен именно разным характером деятельности педагогов дополнительного образования в зависимости от их должности и работы в конкретном учреждении.
Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными пунктов 4 и 5 Правил, предусматривающих, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими правилами (п.4); что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Заявление Белоусовой И.В. оставлено без удовлетворения. В Определении Верховного Суда достаточно подробно описаны мотивы отказа. Основными являются следующие. Разделом «Наименование должностей» Списка от 06.09.1991 должность «музыкальный руководитель» не была предусмотрена, т.е. работа в этой должности до 01.11.1999 право на досрочную трудовую пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не давала. Однако было принято решение о возможности предоставления музыкальным руководителям права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком от 22.09.1999 и Правилами от 22.09.1999, сформированными с учетом предложений Министерства образования РФ.
Таким образом, периоды работы музыкальным руководителем включаются в трудовой стаж, что дает право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, когда выполнялась эта работа, при условии, что (суммарно по основному и другим местам работы) норма рабочего времени (педагогическая или образовательная нагрузка), определяемая для ставки заработной платы (должностного оклада). Таким образом, многие граждане, работавшие на этой должности, приобрели право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом того, что эта работа стала рассчитываться за все прошлое, а не только с 01.11.1999, как это предусмотрено нормами от 22.09.1999.
Также одним из аргументов было то, что работа музыкальным руководителем с точки зрения ее функциональных обязанностей, психоэмоциональной, педагогической нагрузки существенно отличается от должности воспитателя в том же детском саду.
Периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 1 настоящих правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выданными в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании основе информации об индивидуальном (персонифицированном) учете «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»
В заключение мы рекомендуем вам обратить внимание на то, что все периоды, рассчитанные в страховом периоде, рассчитываются в календарном порядке.
Можно документально подтвердить выслугу лет, а также на основании показаний свидетелей. Важным подтверждением трудового стажа после регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" является наличие информации о трудовом стаже в индивидуальном лицевом счете.
Заключение
На правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и «несостыковок», большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно - правовых актов для устранения данных недостатков.
Нами был проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года.
Законодатель, помимо признания страхового стажа, в качестве правообразующего фактора новой пенсионной системы, предусматривает сохранение на определенный период (до 2013 года) и трудовой стаж, причем в его двух юридически значимых разновидностях: общего трудового стажа и специального трудового стажа.
Юридическое значение трудового стажа в пенсионном обеспечении можно охарактеризовать следующим образом: трудовой стаж, продолжая выступать основанием возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии (ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») сохраняет свое прежнее правообразующее значения до 2013 года и, кроме того, он признается в качестве одного из условий определения расчетного размера трудовой пенсии (п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В совокупности виды трудового стажа и составляют соответствующий правовой институт особенной части права социального обеспечения.
Библиография
Нормативно-правовые акты
1. Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Заключено в г. Москве 25.11.1998 // Российская газета. 1999. 6 февраля.
2. О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения: Соглашение от 13.03.1992// Содружество. 1992. №3.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)//Российская газета.2001. 20 декабря; 2009. 30 декабря.
6. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009)// Российская газета. 1999. 21 июля; 2009. 29 июля.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2009) // Российская газета. 2001. 20 декабря; 2009. 29 июля.
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009)// Российская газета. 2001. 20 декабря; 2009. 30 декабря.
9. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 27.12.2009)// Российская газета. 1996. 10 апреля; 2009. 30 декабря.
10. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Российская газета. 2007. 07 марта; 2009. 22 июля.
11. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009)// Российская газета. 2006. 31 декабря; 2009. 29 июля.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальных фонды обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009)// Российская газета. 2009. 29 июля; 2009. 28 декабря.
13. Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году: Федеральный закон от 22.12.2005 № 180-ФЗ//Российская газета. 2005. 27 декабря.
14. О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий: Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ// Российская газета. 1997. 24 июля. (Утратил силу).
15. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 09.11.2009)// Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. 04 марта; Российская газета. 2009. 11 ноября.
16. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон от 19.02.1993 № 4520-1(ред. от 24.07.2009)// Российская газета. 1993. 16 апреля; 2009. 29 июля.
17. О государственных пенсиях в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001). // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. (Утратил силу)
18. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009)// Российская газета. 1994. 23 июля; 2009. 04 июня.
19. Об утверждении перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413 (ред. от 06.08.2005)//Российская газета. 2002. 20 декабря; Собрание законодательства РФ. 2005. 08 августа.
20. Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 (ред. от 17.10.2009)// Российская газета. 2002. 31 июля; 2009. 23 октября.
21. Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (ред. от 26.05.2009)// Российская газета. 2002. 17 июля. 2009. 3 июня.
22. Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течении полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 498// Собрание законодательства РФ. 2002. 08 июля.
23. Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуации: Постановление Министерства труда Российской Федерации от 24.06.1994 №50// Российские вести. 1994. 28 июля.