Файл: 1. Виды негативного воздействия на окружающую среду транспортных объектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Виды негативного воздействия на окружающую среду транспортных объектов

Антропогенное загрязнение – это загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей, в том числе их прямое или косвенное влияние на состав и интенсивность природного (естественного) загрязнения.

Прямым антропогенным воздействием называют непосредственное влияние деятельности человека на природные экосистемы.

Косвенное воздействие осуществляется путем изменения среды обитания организмов: климата, режима рек, состояния земель и др.
2. Особенности взаимодействия объектов транспорта с окружающей средой

Транспортная экология – наука о системе «человек–транспорт–окружающая среда».

Задачи транспортной экологии:

  • Определение характера и масштабов воздействий транспорта на окружающую среду

  • Разработка стратегии охраны окружающей среды при функционировании транспорта

  • Выделение перспективных направлений развития транспорта с учетом его экологизации

  • Исследование вопросов управления экологической деятельностью на транспорте

Среди отраслей экономики, которые наносят наибольший вред окружающей среде, часто отдельно выделяют транспорт. Он загрязняет все компоненты окружающей среды: воздух, почву, воду.

Транспорт использует значительные объемы топлива, нередко требует изъятия сельскохозяйственных угодий йод пути и стационарные сооружения. Каждый вид транспорта вносит свою лепту в загрязнение окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды транспортом происходит в первую очередь из-за шума, вибрации, теплового и электромагнитного излучения, попадания в атмосферу продуктов сгорания топлива, испарения и протекания на почву и в воду нефтепродуктов, которые, включаясь в кругооборот веществ и энергии, засоряют собой окружающую среду, наносят вред существованию всех живых организмов.

Среди других отрицательных примеров влияния транспорта на окружающую среду можно назвать: загрязнение воздуха выхлопными газами и мельчайшими твёрдыми частицами, загрязнение грунтовых вод токсичными стоками с автодорог, автомоек и стоянок автотранспорта, шумовое загрязнение, потеря городского жизненного пространства (до 50 % площади современных городов отводится на дороги, парковки, гаражи и заправочные станции) и разрастание пригородов, которые поглощают места обитания диких животных и сельскохозяйственные земли.

3. Основные направления экологизации транспортных объектов и особенности функционирования ПТС «Железная дорога – окружающая среда»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, раскрывающее процесс проникновения экологического подхода, экологических принципов в различные виды и сферы жизнедеятельности людей.

Основные направления экологизации объектов транспорта:

– разработка и применение технологических процессов и производственного оборудования, оказывающих минимальное вредное влияние на природу, сберегающих природные ресурсы;

– создание замкнутых систем водопользования, систем рекуперации воздуха, рациональных форм сбора, хранения и обезвреживания токсичных отходов;

– оптимизация потребления ресурсов путем создания безотходных и малоотходных технологий и комплексного использования материальных ресурсов и энергии;

– рациональное использование земли, водных бассейнов, ландшафтов, сбережение растительного и животного мира; рациональное использование природных топливных ресурсов;

– использование энергии солнца, ветра, термальных подземных вод;

– создание на каждом производстве средств защиты окружающей среды (воды, воздуха, почв) от различных видов загрязнений;

– вторичное использование отходов для нужд производства, а также их переработка для использования населением в хозяйственно-бытовой деятельности;

– создание зон озеленения для нормализации атмосферного воздуха.

Железная дорога является сложной технической системой, для которой окружающей средой являются другие технические системы и окружающая природная среда. В совокупности с окружающей природной средой железная дорога представляет собой природно-техническую систему (ПТС): «железная дорога – окружающая среда».

В состав ПТС (природно-техническая система) «железная дорога – окружающая среда» входят:

– железная дорога,

– техносфера,

– атмосфера,

– гидросфера,

– литосфера,

– биосфера.

Все компоненты (подсистемы) ПТС «железная дорога – окружающая среда», взаимодействуя друг с другом, вызывают изменения в подсистемах.

При развитии и функционировании объектов железнодорожного транспорта следует учитывать свойства природных комплексов:



  • многосвязность,

  • коммутативность (переместимость),

  • аддитивность,

  • инвариантность,

  • устойчивость,

  • многофакторную корреляцию.

Взаимодействие железной дороги с окружающей средой может быть «доброжелательным» или «конфликтным».

При разработке проектной документации должны быть предусмотрены различные мероприятия:

- приводящие к снижению негативного воздействия железной дороги на компоненты окружающей природной среды;

– позволяющие защитить железную дорогу от вредного воздействия природной среды.

Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам:

  • механические (твердые отходы, механическое воздействие на почвы)

  • физические (тепловые излучения, электромагнитные поля, шум, радиация)

  • химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов)

  • биолгические (макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы)


4. Нормативно-методические документы для проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства в области охраны окружающей среды

Природоохранное законодательство Российской Федерации включает в себя:

• Конституцию РФ,

• общие законы об охране окружающей природной среды и отдельных ее комплексов или правил взаимоотношений,

• кодексы законов РФ,

• указы Президента,

• постановления правительства и министерств.

В системе Российского природоохранного законодательства можно выделять общие и специальные экологические законы, а также обеспечивающие их реализацию акты.

В качестве общих выступает Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», введенный в действие с 10 января 2002 года г. Это основополагающий законодательный акт в области охраны природы.

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты:

 Земельный кодекс РФ,

 Водный кодекс РФ,

 Лесной кодекс РФ,

а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

К экологическим законам можно отнести также законы:

 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,


 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

1997 г. вышли строительные правила СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».

В 2008 г было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ» определяет требования к различным разделам проекта, в том числе и касающихся вопросов охраны окр. среды. Оно вступило в силу с 1.07.2008г.

Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства и в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, в том числе и на линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Согласно Постановлению №87, проектная документация на линейные объекты капитального строительства состоит из 10 разделов: • Раздел 1 "Пояснительная записка" • Раздел 2 "Проект полосы отвода" • Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения" • Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" • Раздел 5 "Проект организации строительства" • Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта", включаемый в состав проектной документации при необходимости сноса (демонтажа) линейного объекта или части линейного объекта" • Раздел 7 "Мероприятия по охране окр. среды" • Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" • Раздел 9 "Смета на строительство" • Раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"
5. Оценка воздействия на окружающую среду: понятия, цель, задачи, принципы, область применения

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Целью разработки раздела ОВОС является оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.


Задача ОВОС состоит в предвидении потенциальных проблем и их рассмотрении на соответствующих стадиях проектирования. Основой такого предвидения является анализ ряда альтернатив, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы, как социально-экономические, так и экологические.

Принципы ОВОС:

  • обязательство

  • научная обоснованность

  • широкая гласность

  • презумпция потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности

  • комплексная оценка

  • ответственность заинтересованных лиц

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий;

  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Для вынесения объективной оценки, задачи ОВОС решаются в следующих направлениях:

  • Выполнение оценки фонового состояния на данный момент окр. среды в регионе планируемого объекта, включая мониторинг воздуха, водных, земельных и почвенных ресурсов, флоры и фауны;

  • Описание ландшафтных, геологических, климатических, гидрологических и социально- экономических условий в зоне действия планируемого объекта;

  • Определение факторов негативного воздействия на экологию, рассмотрев количественные характеристики при эксплуатации и строительстве объекта;

  • Проведение комплексной оценки воздействия объекта на ОС;

  • Разработка мероприятий для предотвращения или значительного снижения негативного воздействия объекта на ОС;

  • Разр-ка ряда рекомендаций по экологическому мониторингу при строительстве и эксплуатации объекта.


6. Принципы и участники проведения ОВОС