Файл: 1. Виды негативного воздействия на окружающую среду транспортных объектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Все проектные решения по использовании недр должны быть согласованы в «РОСНЕДР».

16. Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов в проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры. Класс опасности отходов. Утилизация и переработка отходов, образующихся при строительстве и реконструкции железных дорог

Любые процессы, связанные с производством, характеризуются не только преобразованием ресурсов и получением нужных веществ, но и образованием побочных продуктов, которые и называют отходами, поскольку их непосредственная повторная утилизация по тем или иным причинам невозможна или затруднена.

Отходы 1 класса опасности – чрезвычайно опасные

Отходы 2 класса опасности – высоко опасные

Отходы 3 класса опасности – умеренно опасные

Отходы 4 класса опасности – малоопасные

Отходы 5 класса опасности – практически неопасные

Образование отходов  Сбор  Накопление  Утилизация  Транспортирование  Обезвреживание  Хранение  Захоронение

Утилизация и переработка твердых отходов (70-90% от всех отходов) в большинстве случаев связаны с необходимостью:

-либо их разделения на компоненты (в процессах очистки, обогащения, извлечения ценных составляющих) с последующей переработкой отсепарированных материалов,

-либо придания им определенного вида, обеспечивающего возможность последующей их утилизации.

Строительные отходы должны направляться на переработку, использование или обезвреживание.
17. Мероприятия по охране растительного и животного мира в проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры. Воздействия объектов железнодорожного транспорта на растительный и животный мир. Прямые и косвенные воздействия и меры по их снижению

Воздействия на растительный и животный мир могут быть:

прямыми - снятие почвенно−растительного покрова и уничтожение растительных сообществ в границах площадки, повреждение растительности на границе строительной площадки, угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ, появление участков с пониженным разнообразием растений или даже пятен, лишенных растительности, в местах небольших утечек гсм, потерь различного мусора

Косвенные воздействия на растительный мир: подтопление и осушение территорий

, эрозия почв, деградация почв от транспортных загрязнений

Мероприятия по охране животного мира. При проектировании трассы следует обеспечить:

  • обход особо охраняемых территорий и мест обитания, питания и размножения охраняемых видов животных

  • обустройство пересечений железной дорогой путей миграции животных

  • установку дорожных знаков, предупреждающих о вероятности столкновения с животным

  • устройство скотопрогонов и путепроводов, (экодук).



Следует учитывать, что природоохранные органы или другие заинтересованные ведомства, могут выдать дополнительные задания на проектирование мероприятий по охране растений, ценных видов животных, заповедных или иных угодий особого природоохранного режима или специальных видов сельскохозяйственного производства.

18. Понятие участков, подверженных опасным природным воздействиям при проектировании железных дорог. Категории опасности и сложности природных процессов. Оползни и особенности проектирования на участках, подверженных оползневым процессам

Места, подверженные опасным природным воздействиям (ОПП), определяются на стадии инженерных изысканий и при принятии проектных следует учитывать наличие мест.

Места, подверженные опасным природным воздействиям, это:

• Оползневые косогоры

• Очаги селеобразования

• Места образования наледей

• Места образования оврагов

• Лавиноопасные места

• Заболоченные участки

• Участки карстообразовани

Можно выделить два типа таких природных явлений:

- периодически принимающие экстремальный характер – такие как паводки, наводнения, селевые потоки, наледи, снежные лавины – они не изменяют структуру природных комплексов, но создают предпосылки для таких изменений и опасные ситуации для новых объектов;

- экстремальные явления, изменяющие и уничтожающие природные комплексы – обвалы, оползни и т.д.

Категории сложности природных условий: - Простые - Средней сложности - Сложные

Категории опасности геофизических процессов: - Чрезвычайно опасные(катастрофические) - Весьма опасные – Опасные - Умеренно опасные

Оползневым явлениям подвержены крутые косогоры, на которых неустойчивость земляных масс возникает из-за увлажнения грунтов, лежащих на круто падающих склонах подстилающих пород.


Признаком неустойчивости склона являются: неровная деформированная поверхность с оползневыми цирками и выходами грунтовых вод; обрывистость берегов реки, а также наличие трещин вдоль склона, характеризующих начало процесса отрыва грунта от основного массива.

Признаками возможного образования оползней могут быть также слоистость строения косогора с уклоном слоев в сторону косогора, наличие водоносных прослоек.

При проектирования земляного полотна в оползнеопасных районах с целью предотвращения возникновения или активизации оползневых процессов рекомендуется:

-не располагать высокие насыпи в верхней и средней частях оползневого склона, т.к. это связано со значительной его пригрузкой и снижением устойчивости. При невозможности переноса трассы дороги на другое место

-следует предусматривать устройство эстакад или виадуков, обеспечивая устойчивость их опор;

-отдавать при проектировании предпочтение устройству насыпи в подошве оползневого массива, что оказывает положительное влияние на устойчивость и стабилизацию оползня;

-не допускать устройства, выемок в нижней и средней частях оползневого склона. При необходимости устройства выемок в верхней части оползневого склона следует уделять повышенное внимание обеспечению устойчивости откосов и низовой части склона.

Борьба с оползнями состоит в повышении устойчивости косогора путем:

– осушения грунтов или перехвата и отвода поверхностных вод;

– укрепление берегов водоемов от подмыва;

– укрепление неустойчивых слоев грунта подпорными стенками, анкерами и другими возможными средствами.

19. Понятие участков, подверженных опасным природным воздействиям при проектировании железных дорог. Осыпи и скальные обвалы. Овраги. Лавины. Селевые потоки. Особенности проектирования на участках, подверженных этим опасным явлениям

Места, подверженные опасным природным воздействиям (ОПП), определяются на стадии инженерных изысканий и при принятии проектных следует учитывать наличие мест.

Осыпи и скальные обвалы по крутым склонам долин, примыкающих к трассе, могут быть вызваны:


• сейсмическими явлениями;

• ветровым воздействием (результат выветривания скальных пород);

• вибрацией от проходящих поездов;

• действием поверхностных вод;

• вырубкой леса.

Для защиты земляного полотна:

• устраивают улавливающие сооружения;

• располагают трассу в галерее;

• используют другие виды защитных сооружений.

Образование оврага начинается с промоины, возникающей в результате прохода бурного потока. Вершина постепенно перемещается вверх по логу. Стекающая со склонов лога вода образует боковые ответвления (отвержки).



Селевыми потоками (селями) называют насыщенные твердым материалом потоки, образующиеся в бассейнах горных водотоков.


Причинами возникновения селей могут быть: • ливневые осадки и продолжительные обложные дожди; • интенсивное таяние ледников, снежников и сезонных снегов в высокогорной части бассейна в результате резкого повышения температуры (иногда в сочетании с обложными дождями); • прорыв открытых или скрытых в толще морен ледниковых озер; • прорыв заторов, образованных оторвавшимися от ледника массивами.

Селеобразующими очагами на бассейне являются:

- обнаженные склоны; - скалистые массивы, сложенные легковыветривающимися породами; - моренные отложения; - осыпи; - оползневые массивы (в том числе и покрытые растительностью); - русловая сеть водотоков, сложенная аллювием.

Защитные сооружения могут: • задерживать сель (плотины); • пропускать сель (каналы, мосты, селеспуски); • направлять сель (дамбы) • стабилизировать сеть.

Лавины — это перемещение огромной массы снега по горным склонам.

Районы выпадения снежных лавин и обвалов следует обходить, а при невозможности обхода дорогу защищают или обрушают лавины в процессе эксплуатации. Если невозможен путь обхода, устраивается снегозащитная галерея.

Снежные лавины:

Сухие Мокрые