Файл: 1. Виды негативного воздействия на окружающую среду транспортных объектов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными источниками загрязнения территорий предприятий ж.д. транспорта являются:

- нефтепродукты;

- перевозимые грузы;

- выбросы и стоки от гальванических, сварочных, окрасочных производств и мойки подвижного состава.

Особо интенсивное загрязнение почвы имеет место в пределах полосы отвода железных дорог. В полосе отвода в процессе эксплуатации железных дорог почва загрязняется перевозимыми грузами и, особенно, нефтепродуктами.

Причиной загрязненности территорий железнодорожных путей и предприятий являются

• утечки нефтепродуктов на пути и междупутья из цистерн во время перевозок,

• разлив смазочных материалов во время заправки букс колесных пар на приемоотправочных и экипировочных пунктах,

• попадание на поверхность земли масла при экипировке локомотивов.

Основные виды потенциального антропогенного воздействия на почвенный покров в период строительства:

  • Вырубки зеленых насаждений

  • Затопление, подтопление и осушение территории вследствие изменения гидрологического режима

  • Химическое загрязнение вследствие разлива горюче−смазочных материалов

  • Механическое повреждение вследствие проезда техники

  • Изменение рельефа (насыпи и выемки грунта)

  • Пожары

Способы обеспечения минимального воздействия на территорию:

  • Максимальное использование площади земельного отвода в границах размещения объекта

  • Рациональное размещение объектов на земельном участке

  • Своевременное проведение работ по восстановлению и благоустройству территории после завершения строительства

  • Мероприятиями по снижению воздействия на окружающую среду на стадии эксплуатации железнодорожной линии являются:

  • – поддержание необходимого санитарного уровня полосы отвода и своевременная утилизация отходов;

  • – выполнение необходимых ремонтных и профилактических работ только на станциях техобслуживания;

  • – противоэрозионные мероприятия.



Мероприятием по виброзащите является строительство виброзащитных экранов.
12. Охрана лесных ресурсов при строительстве и эксплуатации железных дорог. Разделение лесов по группам и особенности прокладки трассы железных дорог на лесных территориях. Влияние строительства железной дороги на лесные массивы. Защитные полосы лесов вдоль железных дорог.

В целях правильного ведения лесного хозяйства леса государственного значения делятся на три группы.


К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также особо охраняемые природные территории.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурами.

К лесам третьей группы относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение

Отвод земель для строительства на залесенных территориях связан с переводом земель лесного фонда в нелесные. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:

– в лесах первой группы − Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства;

– в лесах второй и третьей групп – территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Не допускается прокладка дорог по

• территории заповедников и заказников,

• санитарно-защитным (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным зонам,

• охраняемым урочищам

• зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры.

В процессе строительства нарушения растительного покрова также вызываются как прямым, так и косвенным воздействием строительных работ. Прямое воздействие направлено непосредственно на растительный покров или его отдельные компоненты (снятие почвенно−растительного покрова и уничтожение растительных сообществ в границах площадки; – повреждение растительности на границе строительной площадки; – угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ; – появление участков с пониженным разнообразием растений или даже пятен, лишенных растительности, в местах небольших утечек ГСМ, потерь различного мусора). Под косвенным воздействием на растительный покров понимаются различные нарушения условий обитания растений (геоморфологических, гидрологических, почвенных), которые могут привести к смене растительных сообществ (подтопления и осушения территорий; – эрозии почв; – деградации почв от транспортных загрязнений).


Защитные полосы лесов вдоль железных дорог

Защитные полосы лесов вдоль железных и дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для снижения уровня шума. Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог выделяют из общей площади лесов единого государственного лесного фонда и относят к лесам первой группы. Не допускается выделение защитных полос лесов вдоль железных дорог из заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков.

13. Мероприятия по рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов на пересекаемых линейным объектом реках и иных водных объектах в проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры.

Железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на водную среду:

– через водопотребление и сброс загрязненных вод;

– за счет различных видов загрязнений при эксплуатации железной дороги (химическое, радиоактивное и др.);

– за счет нарушения естественного режима водотоков и грунтовых вод при строительстве основных объектов железной дороги.

Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованиями Строительно-технических норм.

На шпалопропиточных заводах, в локомотивном и вагонном депо, на промывочно−пропарочных станциях применяются мех., хим. и биологические способы очистки сточных вод.

Задача экономии воды и предотвращения загрязнения гидросферы решается созданием замкнутых оборотных систем производственного водоснабжения. В этих системах вода, выполнив заданную функцию, восстанавливается в первоначальном качестве и повторно используется в производственном процессе.

Стр-во различных объектов за пределами водоохраных зон позволяет снизить загрязнение водных источников в процессе эксплуатации жд. Поверхностные воды смывают в почву такие опасные вещества, как щелочи.

Сброс в водоем горячей воды вызывает тепловое загрязнение воды. Сбрасываемые в водоемы горячие воды изменяют их гидрологию и могут вызывать гибель одних организмов или создать благоприятные условия для жизни других.

Вода обладает способностью самоочищения. Загрязненная вода перемешивается с водой водоема, при этом загрязнения осаживаются и происходят химическая реакция между сточными водами и водой водоема, минерализация орган. веществ и отмирание внесенных бактерий.
Агентами биологического самоочищения являются бактерии, грибки, водоросли.

Максимально сохранить естественный гидрологический режим водотоков позволит правильный выбор размеров и места расположения водопропускных сооружений при проектировании трассы жд.

Основное воздействие на подземные воды, как правило, оказывается в период строительства объекта. Потенциальными источниками воздействия на данные компоненты окр. среды могут являться: – временные строительные дороги и проезды; – котлованы (под заглубленные фундаменты) и траншеи (под укладываемые и перекладываемые инженерные коммуникации); – работающие строит. машины и механизмы;

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  • поверхностные водные объекты;

  • подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

  • водотоки (реки, ручьи, каналы);

  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

  • болота;

  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

  • ледники, снежники.

К подземным водным объектам относятся:

  • бассейны подземных вод;

  • водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
14. Мероприятия по очистке стока поверхностных вод в проектах строительства транспортных объектов. Локальные очистные сооружения: принцип их работы и основы расчета

Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованиями строительно−технических норм. Такими сооружениями оборудуются все вновь проектируемые станции и узлы.

На стройплощадках в местах выезда автотранспорта на городские магистрали следует организовать пункт мытья колес строительных машин с локальными очистными сооружениями.

К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

  • водотоки (реки, ручьи, каналы);

  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

  • болота;

  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

  • ледники, снежники.


Основными источниками загрязненных производственных сточных вод:

  • вагонные и локомотивные депо

  • вагоно- и локомотиворемонтные заводы

  • промывочно-пропарочные станции

  • пункты подготовки подвижного состава

  • пункты технического осмотра и экипировки локомотивов и вагонов

  • шпалопропиточные и щебеночные заводы

Локальные очистные сооружения - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной или дождевой канализации. Основные 3 метода очистки сточных вод, используемых в локальных, или, иначе говоря, автономных канализационных системах: биолог., механич., хим. 

1) биологический основан на способности микроорганизмов к использованию, содержащихся в сточной воде органических и неорганических эл-в в качестве питательного субстрата.

2) Механический метод (решетки, сетки, песколовки), заключён в их фильтрации и отстаивании. Основана эта технология на способности сточных вод к самоочищению.

3) Использование различных хим. реагентов, которые переводят все растворённые в сточной воде примеси в твёрдое состояние.

Основы расчета локальных очистных:

  • Определение количества осадка в отстойных сооружениях

  • Определение среднегодового объема поверхностных сточных вод

  • Определение расчетных объемов поверхностных сточных вод при отведении на очистку


15. Мероприятия по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве объектов транспортной инфраструктуры

В проекте должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие минимизировать воздействия на недра при решении вопроса о размещении карьеров для разработки общераспространенных полезных ископаемых, используемых для сооружения земляного полотна трассы железной дороги

Использование недр регулируется Федеральным законом «О недрах». Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;