Файл: 1. Виды негативного воздействия на окружающую среду транспортных объектов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными источниками загрязнения территорий предприятий ж.д. транспорта являются:
- нефтепродукты;
- перевозимые грузы;
- выбросы и стоки от гальванических, сварочных, окрасочных производств и мойки подвижного состава.
Особо интенсивное загрязнение почвы имеет место в пределах полосы отвода железных дорог. В полосе отвода в процессе эксплуатации железных дорог почва загрязняется перевозимыми грузами и, особенно, нефтепродуктами.
Причиной загрязненности территорий железнодорожных путей и предприятий являются
• утечки нефтепродуктов на пути и междупутья из цистерн во время перевозок,
• разлив смазочных материалов во время заправки букс колесных пар на приемоотправочных и экипировочных пунктах,
• попадание на поверхность земли масла при экипировке локомотивов.
Основные виды потенциального антропогенного воздействия на почвенный покров в период строительства:
-
Вырубки зеленых насаждений -
Затопление, подтопление и осушение территории вследствие изменения гидрологического режима -
Химическое загрязнение вследствие разлива горюче−смазочных материалов -
Механическое повреждение вследствие проезда техники -
Изменение рельефа (насыпи и выемки грунта) -
Пожары
Способы обеспечения минимального воздействия на территорию:
-
Максимальное использование площади земельного отвода в границах размещения объекта -
Рациональное размещение объектов на земельном участке -
Своевременное проведение работ по восстановлению и благоустройству территории после завершения строительства -
Мероприятиями по снижению воздействия на окружающую среду на стадии эксплуатации железнодорожной линии являются: -
– поддержание необходимого санитарного уровня полосы отвода и своевременная утилизация отходов; -
– выполнение необходимых ремонтных и профилактических работ только на станциях техобслуживания; -
– противоэрозионные мероприятия. -
Мероприятием по виброзащите является строительство виброзащитных экранов.
12. Охрана лесных ресурсов при строительстве и эксплуатации железных дорог. Разделение лесов по группам и особенности прокладки трассы железных дорог на лесных территориях. Влияние строительства железной дороги на лесные массивы. Защитные полосы лесов вдоль железных дорог.
В целях правильного ведения лесного хозяйства леса государственного значения делятся на три группы.
К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, а также особо охраняемые природные территории.
К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей; леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурами.
К лесам третьей группы относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение
Отвод земель для строительства на залесенных территориях связан с переводом земель лесного фонда в нелесные. Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляются в соответствии с материалами лесоустройства.
Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, осуществляется:
– в лесах первой группы − Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства;
– в лесах второй и третьей групп – территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Не допускается прокладка дорог по
• территории заповедников и заказников,
• санитарно-защитным (кроме подходов к мостам) и санитарно-курортным зонам,
• охраняемым урочищам
• зонам, отнесенным к памятникам природы и культуры.
В процессе строительства нарушения растительного покрова также вызываются как прямым, так и косвенным воздействием строительных работ. Прямое воздействие направлено непосредственно на растительный покров или его отдельные компоненты (снятие почвенно−растительного покрова и уничтожение растительных сообществ в границах площадки; – повреждение растительности на границе строительной площадки; – угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ; – появление участков с пониженным разнообразием растений или даже пятен, лишенных растительности, в местах небольших утечек ГСМ, потерь различного мусора). Под косвенным воздействием на растительный покров понимаются различные нарушения условий обитания растений (геоморфологических, гидрологических, почвенных), которые могут привести к смене растительных сообществ (подтопления и осушения территорий; – эрозии почв; – деградации почв от транспортных загрязнений).
Защитные полосы лесов вдоль железных дорог
Защитные полосы лесов вдоль железных и дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для снижения уровня шума. Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог выделяют из общей площади лесов единого государственного лесного фонда и относят к лесам первой группы. Не допускается выделение защитных полос лесов вдоль железных дорог из заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участков.
13. Мероприятия по рациональному использованию и охране вод и водных биоресурсов на пересекаемых линейным объектом реках и иных водных объектах в проектах строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Железнодорожный транспорт оказывает существенное влияние на водную среду:
– через водопотребление и сброс загрязненных вод;
– за счет различных видов загрязнений при эксплуатации железной дороги (химическое, радиоактивное и др.);
– за счет нарушения естественного режима водотоков и грунтовых вод при строительстве основных объектов железной дороги.
Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованиями Строительно-технических норм.
На шпалопропиточных заводах, в локомотивном и вагонном депо, на промывочно−пропарочных станциях применяются мех., хим. и биологические способы очистки сточных вод.
Задача экономии воды и предотвращения загрязнения гидросферы решается созданием замкнутых оборотных систем производственного водоснабжения. В этих системах вода, выполнив заданную функцию, восстанавливается в первоначальном качестве и повторно используется в производственном процессе.
Стр-во различных объектов за пределами водоохраных зон позволяет снизить загрязнение водных источников в процессе эксплуатации жд. Поверхностные воды смывают в почву такие опасные вещества, как щелочи.
Сброс в водоем горячей воды вызывает тепловое загрязнение воды. Сбрасываемые в водоемы горячие воды изменяют их гидрологию и могут вызывать гибель одних организмов или создать благоприятные условия для жизни других.
Вода обладает способностью самоочищения. Загрязненная вода перемешивается с водой водоема, при этом загрязнения осаживаются и происходят химическая реакция между сточными водами и водой водоема, минерализация орган. веществ и отмирание внесенных бактерий.
Агентами биологического самоочищения являются бактерии, грибки, водоросли.
Максимально сохранить естественный гидрологический режим водотоков позволит правильный выбор размеров и места расположения водопропускных сооружений при проектировании трассы жд.
Основное воздействие на подземные воды, как правило, оказывается в период строительства объекта. Потенциальными источниками воздействия на данные компоненты окр. среды могут являться: – временные строительные дороги и проезды; – котлованы (под заглубленные фундаменты) и траншеи (под укладываемые и перекладываемые инженерные коммуникации); – работающие строит. машины и механизмы;
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
-
поверхностные водные объекты; -
подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся:
-
моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); -
водотоки (реки, ручьи, каналы); -
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); -
болота; -
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); -
ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся:
-
бассейны подземных вод; -
водоносные горизонты.
Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
14. Мероприятия по очистке стока поверхностных вод в проектах строительства транспортных объектов. Локальные очистные сооружения: принцип их работы и основы расчета
Почти все крупные железнодорожные станции и узлы имеют очистные канализационные сооружения в соответствии с требованиями строительно−технических норм. Такими сооружениями оборудуются все вновь проектируемые станции и узлы.
На стройплощадках в местах выезда автотранспорта на городские магистрали следует организовать пункт мытья колес строительных машин с локальными очистными сооружениями.
К поверхностным водным объектам относятся:
-
моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); -
водотоки (реки, ручьи, каналы); -
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); -
болота; -
природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); -
ледники, снежники.
Основными источниками загрязненных производственных сточных вод:
-
вагонные и локомотивные депо -
вагоно- и локомотиворемонтные заводы -
промывочно-пропарочные станции -
пункты подготовки подвижного состава -
пункты технического осмотра и экипировки локомотивов и вагонов -
шпалопропиточные и щебеночные заводы
Локальные очистные сооружения - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной или дождевой канализации. Основные 3 метода очистки сточных вод, используемых в локальных, или, иначе говоря, автономных канализационных системах: биолог., механич., хим.
1) биологический основан на способности микроорганизмов к использованию, содержащихся в сточной воде органических и неорганических эл-в в качестве питательного субстрата.
2) Механический метод (решетки, сетки, песколовки), заключён в их фильтрации и отстаивании. Основана эта технология на способности сточных вод к самоочищению.
3) Использование различных хим. реагентов, которые переводят все растворённые в сточной воде примеси в твёрдое состояние.
Основы расчета локальных очистных:
-
Определение количества осадка в отстойных сооружениях -
Определение среднегодового объема поверхностных сточных вод -
Определение расчетных объемов поверхностных сточных вод при отведении на очистку
15. Мероприятия по рациональному использованию общераспространенных полезных ископаемых, используемых при строительстве объектов транспортной инфраструктуры
В проекте должны быть предусмотрены мероприятия, позволяющие минимизировать воздействия на недра при решении вопроса о размещении карьеров для разработки общераспространенных полезных ископаемых, используемых для сооружения земляного полотна трассы железной дороги
Использование недр регулируется Федеральным законом «О недрах». Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;