ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Март 1946 г. «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы»-восстановить пострадавшие районы страны, довоенный уровень промышленности и с/х (на 27%) и затем превзойти этот уровень.
И.В. Сталин выбрал 2-ой вариант развития экономики- форсированный, возврат к довоенной экономике, Л.П.Берия, Г.М. Маленков.
Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция — проблемы, с которыми пришлось столкнуться. 1957: единые гос.цены, изъятие денег, укрепилась система гос.кредита. Результат: товарно-денежная сбалансированность.
С/х: В 1947 г. вопрос «О мерах подъёма сх в послевоенный период». Итог: увеличен выпуск с/х техники, электриф. села, жесткие размеры приусадебных участков, провести лесозащитные мероприятия, методы борьбы с засухой, укрупнение колхозов, кол-я в районах, присоединённых к СССР до войны. План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен.
Промышленность: восстановление. Новые отрасли– газовая, автомобильная, электротехническая на Западной Украине и в Прибалтике, торфяная промышленность в Западной Белоруссии. Электроэнергия: в 1945 г. Волховская ГЭАС, Днепрогэс.,Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции. В Обнинске началось строительство первой атомной станции. В 1953 г. новый вид оружия – водородной бомбы. Развитие легкой и пищевой промышленности тормозилось. Успешно развивалась нефтяная промышленность страны (Азербайджан). За 1946–1950 гг. были восстановлены и реконструированы ж/д пути.
Партия и советская государственность. Апогей сталинизма. Внутренняя политика: адм-командные методы управления, внешняя политика — «советизация» восточноевропейских стран, конфронтация с Западом.
Все функции по управлению страной сосредоточились в руках СНК (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). Преобразование военных Наркоматов в гражданские. Перевод Наркоматов в Министерства. Усиление роли исполнительной власти и партийного аппарата.
На XIX съезде партии (5-14 октября 1952 г.) вместо Политбюро был образован Президиум ЦК. .
Национальная политика. Мингрельское дело. 1951 г. органами Государственной Безопасности Грузинской ССР в отношении руководящих работников, выходцев из Мингрелии. Дело врачей. В то же время (1948 г) началась борьба с «космополитизмом», в котором обвиняли представителей евреев-интеллектуалов. Силой оружия подавлялись волнения националистов Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии. Они протестовали против присоединения своих республик к СССР, коллективизация. Руководство страны обвиняло еврейские организации в подражании Западу- преследования.
Культура. В 1949–1948 гг. «ждановщина»):1) март 1946 г. – критика Зощенко и Ахматовой. Обвинениям также подверглись кинорежиссеры – Эйзенштейн, Пудовкин, Козищев, композиторы – Шостакович, Прокофьев, писатели – Фатьянов, Казакевич. New: роман Фадеева «Молодая гвардия», поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» и «Дом у дороги и т.д. В эти годы были созданы и прекрасные живописные произведения: А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», Ю.Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта», А. Пластова «Сенокос» и «Жатва».
1.03. инсульт. 5 марта 1953 г. И.В.Сталин умер. Разные версии смерти высказываются историками: – инсульт; – намеренное неоказание помощи ; – убийство. 09.03- похороны. 1956 г. в Москве XX съезд КПСС. Доклад о культе личности Сталина-.Подорван авторитет коммунистической партии и государства. Раскол коммунистического лагеря. Зафиксировал системный кризис в стране.
+: десталиниизация, курс на реформы, изменения во внеш. политике; -:критика только культа личности, не было реабилитации по репрессированным.
Социально-экономические реформы
1) На сентябрьском пленуме ЦК в 1953 г. была утверждена новая аграрная политика: все недоимки колхозов и совхозов были ликвидированы; капиталовложения государства в аграрный сектор увеличились в 2,5 раза.
2) На февральско-мартовском Пленуме ЦК 1954 г. был взят курс на освоение целинных земель. Было запахано 42 млн. га целины. Кукурузная эпопея.
3) В 1958 г. была проведена реформа МТС. Колхозы получили право покупать технику у МТС.
4) Широкомасштабное жилищное строительство.
5) начался процесс паспортизации жителей аграрного сектора.
Реформы в области промышленности:
-
На предприятиях стали создаваться научные институты.. -
Началось ускоренное развитие химической промыш. -
Наиболее активно развивалась атомная энергетика и ракетостроение (октябрь 1957 – запущен первый искусственный спутник; 12 апреля 1961 г. – полет Ю. Гагарина в космос).
Итоги: завершился процесс индустриализации, национальный доход вырос на 53%, промышленный потенциал страны увеличился в 2 раза, было построено более 5400 пром. предприятий.
Программа строительства коммунизма.
XXI съезд в 1959 г. сделал вывод о полной и окончательной победе социализма. Новая программа партии была утверждена на XXII съезде КПСС (17-31 октября). Она провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». Исторические рамки программы были ограничены 20 годами (до 1980 г.). Также съезд принял новый устав КПСС.
Внешняя политика. Изменения на международной арене. Победа в ВМВ повысила авторитет СССР. Без его участия не решалась ни одна международная проблема. Вырос удельный вес США. В странах Цент. и Вост. Европы к власти пришли левые демократические силы. Новые правительства возглавили коммунисты.
Во внешней политике первого послевоенного десятилетия выделяется 2 направления:
1) отношения с развитыми странами капитализма, начало холодной войны.
2) отношения со странами соц. лагеря
20. СССР в 1965 – 1991 гг.: внутренняя и внешняя политика. Российская Федерация в 1991 – 2014 гг.
Хоз. реформа 1965г. - возврат к отраслевой системе упр-ия промышленностью внедрение элементов хозрасчёта в деятельность предприятий при сохранении административно-командной системы. Оценка не по валовой, а по реализованной продукции, создание фондов экономического стимулирования, внедрение оптовой торговли. НО реформа не затронула основ эк. базиса системы, приоритет идеологии над экономикой, противоречия самостоятельности и директивным управлением.
Кризисные явления во всех сферах (1965-85): в экономике снижение темпов развития, отставание в НТП, приоритет экстенсивных методов над интенсивными, формально-показной хар-р модернизации (из-за госп-ва гос. соб-ти и ком-адм. системы, отсутствия конкуренции, эк. стимулов). В соц. и дух. сфере привелегир. положение номенклатуры и уравнительное распр-ие благ среди осн. массы, рост пьянства, взяточн-ва, коррупции, утрата нравств. ориентиров, распростр. иждивенческих настроений.
В полит. сфере по Конституции 1977г. в 6ст. закреплялась руководящая роль КПСС (подмена органов власти партийным аппаратам) – несогласие в обществе, диссидентство.
Внешняя политика 1965-85г. 1) устранение угрозы распада соц. лагеря и его сплочение (1968г. подавление пражской весны, войска ОВД в Чехословакии, “доктрина Брежнева” - огранич. суверенитет, помощь Вьетнаму против США); 2) поддержка комм. и просоветских движений (поддержка стран Азии и Африки, интервенция в Афганистан 1979г.); 3) разрядка междун. напряженности (1968г. договор о нераспр-и ядерного оружия, 1972г. ограничении противоракетной обороны). Мирные инициативы (Сов. по безоп. и сотруд-ву в Европе 1975) сошли на нет со вторжением в Афганистан.
Несмотря на попытки Андропова (1982-1984) реанимировать общ. систему с пом. чрезвычайных адм. мер, при Черненко возврат к брежневским традициям.
Кризисные явления обусловили необходимость коренной перестройки системы (реформа полит. системы КПСС, ускорение соц-эк. развития, подготовка союзного договора); курс на ускорение объявлен на Апрельском пленуме Горбачевым. Но, ускорение НТП посредством ком-адм. мер не удалось. На июньском пленуме 1987г. утв. направления перестройки управления экономикой (самостоят-ть предпр. и хозрасчет, сокращ. плановых показателей; начало частной инициативы - Зак. о индив. труд. деят и кооперации 1988г). Но по факту рост инфляции, гос. долга и дефицита.
В Верх. Совете 1990г. обсуждение программ перехода к рын. экономике (Рыжков и Абалкин - 6л, Шаталин и Явлинский - 500дн.) - декларация о намерениях, но не реальная программа.
Реформа политической системы. По итогам янв. пленума 87г и 19 всесоюзн. конференции 88г. - внедрение демократ. принципов, поправки в Конституцию - двухуровн. система зак. власти из Съезда нар. деп. и Верх. совета, представительство обществ. организаций, поправки в 6 статью о рук. роли партии, разрешение многопартийности, гласность, пост Президента).
Новое политическое мышление - не баланс сил, а баланс интересов, приоритет общечел. ценностей - договоры о сокращении и ликвидации вооружений, отказ от вмешательства во внутр. дела соседей: объединение Германии, падение сов. режимов в Вост. Европе, ликвид. СЭВ и ОВД, вывод сов. войск из Афганистана.
Обострение межнац. отношений (эк. кризис и непоследовательность нац. политики привели к углублению противоречий и открытым конфликтам).
С одн. стороны, перестройка способствовала началу демилитаризации, демократизации и полит. свобод, с другой, обострению межнац. противоречий, ухудшению продов. обеспечения и ослаблению власти. Все противоречия (региональный сепаратизм, неудачи в экономике, противостояние центра и регион. элиты, кризис ком. идеологии) приводит к кризису политики «перестройки» и распаду СССР. «Парад суверенитетов» 1988-91гг. – процесс принятия деклараций о суверенитете союзными республиками (августовский путч, попытка ГКЧП сорвать подписание союз. договора), завершившийся 8 дек. 1991г. в Беловеж. пуще Соглашением о создании СНГ и расторжением союз. договора 1922г. – СССР перестал существовать.
Современная Россия. Радикальные эк. реформы начатые сразу после распада союза (Гайдар, шоковая терапия, переход к рын. экономике путем либерализ-и цен, внешнеэк. деятельности, приватизации) привели лишь к обострению соц. и полит. проблем: сниж. уровня жизни, безработице, криминализации жизни и противостоянию законодат. (СНД и ВС) и исполнит. (Презид. и прав-во) властей, проявляющейся в кризисах. Отставка Гайдара, референдум о доверии власти и президенту – народ поддержал правительство и реформы (март 1993), сент. 1993г. вооруженное противостояние и победа Ельцина, с полит. наследием СССР покончено, ВС и СНД перестали существовать, принята новая Конституция.
По Конституции 1993г. закреплялась президентская республика, федеративное устройство, разделение властей и права и свободы. Зак. власть представлена Фед. Собранием (Совет Фед – представители и Гос. дума).
1994-1996гг. политические противоречия, победа КПРФ в госдуме 2 созыва на фоне фин. кризиса, Ельцин теряет авторитет, но хочет баллотироваться в 1996г. – грандиозная кампания, победа. Кадровые перестановки в правительстве, стабилизация экономики в 1997г. Но резкое падение цен на нефть спровоцировало новый кризис (каб. Кириенко не справился, назнач. Примакова), к 1999г. стабилизация: рост производства, сбалансир. бюджет. Курс Примакова продолжил Путин, начался рост мировых цен на нефть. На полит. арене в это время новые выборы в ГД – КПРФ, Единство, Отечество – вся Россия и др. – представительная. Отставка Ельцина и победа Путина на выборах 2000г.
Внешняя политика 1990х гг. РФ – правопреемница СССР, и его межд. обязательств. Западное направление: политика уступок, поддержка США, договор СНВ-2 (93г.), взаимн. сотрудничество в утверждении общих демократ. ценностей. Место в Совете безопасности ООН, включение в состав G7 (стала G8), Совет Европы и ЕСПЧ, но обстановка накалилась с расширением НАТО на восток и бомбежками Югославии. Восточное направление: 1996г. ШОС, договоры об экономич. сотрудничестве с азиатскими странами. СНГ: продолжение сотрудничества.
Межнациональные отношения. Проблемы сепаратизма остались, утверждается концепция национальной политики (1996г). Реформа Путина – 7 фед. округов, улучш. управления (полномочные представители президента на местах).
Контртеррористические операции в Чечне 1994-96, 1999-2003. Сепаратисты провоззгл. независимость, двоевластие – введение войск, неудачи правительства, Хасавюртские соглашения – победа сепаратистов (Масхадов), вывод войск, отложен вопрос о статусе. Вторая кампания – проф. армия, зачистки, ликвидация террористов, А. Кадыров у власти, относит стабилизация.
Президентство Путина. 2000г. - Премьер-министром был назначен М.М. Касьянов, и В.В. Путин, новый президент, деятельно взялся за исправление ситуации, сложившейся в стране.
Во-1, урегулировать вопрос с гос. Управлением - урезать всесилие региональных властей. Реформа гос. управления. РФ была поделена на 7 федеральных округов, во главе каждого - полномочный представитель президента, они подчинялись напрямую президенту, поэтому полномочия региональных властей теперь в некоторой степени урезались. Т.о., создалась чётко иерархичная система гос. управления на всей территории России.
Реформа Совета Федерации. Если ранее СФ формировался из глав регионов, представителей законодательных и исполнительных органов, то теперь в СФ должны были заседать исключительно их полномочные представители. Это, с одной стороны, снижало статус СФ, но, с другой стороны, делало региональные власти более подконтрольными центральной политической власти. Следующим важным шагом введение так называемой практики равноудалённости от бизнеса. Ещё в 1996 г. перед президентскими выборами Б.Н. Ельцин пошёл на сделку с представителями крупного капитала, которая обеспечила ему президентский пост. Но у В.В. Путина были совершенно другие планы. Он понимал, что если ситуация будет развиваться таким образом и дальше, то олигархи станут сильнее и поглотят государство. Поэтому он применил политику равноудалённости, президент встречался со всеми представителями крупного бизнеса, вёл с ними диалог, но никто из этих бизнесменов не являлся привилегированным. Т.о., власть и бизнес развивались сами по себе.
Очень важным моментом был тот факт, что именно в это время мировые цены на углеводороды очень сильно поднялись- постоянный рост цен на нефть и газ. Этими ресурсами Россия богата и активно торгует на внешних рынках. Ситуация изменилась с введением политики равноудалённости. До этого частные компании экспортировали углеводороды за границу, однако государство не получало от этого прибыли. Теперь, после проведения налоговой реформы, государство начало получать значительную долю прибыли. Появились гос. крупные нефтяные и газовые компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром». В дальнейшем государство в качестве акционера на долевой основе начало участвовать и в частном бизнесе. Бюджет РФ впервые за долгие годы начал наполняться. РФ постепенно начала меняться. Новый президент ознаменовал собой новую волну преобразований. Но это не означает, что политические, социально-экономические, культурные и внешнеполитические проблемы России сразу исчезли.
Хоз. реформа 1965г. - возврат к отраслевой системе упр-ия промышленностью внедрение элементов хозрасчёта в деятельность предприятий при сохранении административно-командной системы. Оценка не по валовой, а по реализованной продукции, создание фондов экономического стимулирования, внедрение оптовой торговли. НО реформа не затронула основ эк. базиса системы, приоритет идеологии над экономикой, противоречия самостоятельности и директивным управлением.
Кризисные явления во всех сферах (1965-85): в экономике снижение темпов развития, отставание в НТП, приоритет экстенсивных методов над интенсивными, формально-показной хар-р модернизации (из-за госп-ва гос. соб-ти и ком-адм. системы, отсутствия конкуренции, эк. стимулов). В соц. и дух. сфере привелегир. положение номенклатуры и уравнительное распр-ие благ среди осн. массы, рост пьянства, взяточн-ва, коррупции, утрата нравств. ориентиров, распростр. иждивенческих настроений.
В полит. сфере по Конституции 1977г. в 6ст. закреплялась руководящая роль КПСС (подмена органов власти партийным аппаратам) – несогласие в обществе, диссидентство.
Внешняя политика 1965-85г. 1) устранение угрозы распада соц. лагеря и его сплочение (1968г. подавление пражской весны, войска ОВД в Чехословакии, “доктрина Брежнева” - огранич. суверенитет, помощь Вьетнаму против США); 2) поддержка комм. и просоветских движений (поддержка стран Азии и Африки, интервенция в Афганистан 1979г.); 3) разрядка междун. напряженности (1968г. договор о нераспр-и ядерного оружия, 1972г. ограничении противоракетной обороны). Мирные инициативы (Сов. по безоп. и сотруд-ву в Европе 1975) сошли на нет со вторжением в Афганистан.
Несмотря на попытки Андропова (1982-1984) реанимировать общ. систему с пом. чрезвычайных адм. мер, при Черненко возврат к брежневским традициям.
Кризисные явления обусловили необходимость коренной перестройки системы (реформа полит. системы КПСС, ускорение соц-эк. развития, подготовка союзного договора); курс на ускорение объявлен на Апрельском пленуме Горбачевым. Но, ускорение НТП посредством ком-адм. мер не удалось. На июньском пленуме 1987г. утв. направления перестройки управления экономикой (самостоят-ть предпр. и хозрасчет, сокращ. плановых показателей; начало частной инициативы - Зак. о индив. труд. деят и кооперации 1988г). Но по факту рост инфляции, гос. долга и дефицита.
В Верх. Совете 1990г. обсуждение программ перехода к рын. экономике (Рыжков и Абалкин - 6л, Шаталин и Явлинский - 500дн.) - декларация о намерениях, но не реальная программа.
Реформа политической системы. По итогам янв. пленума 87г и 19 всесоюзн. конференции 88г. - внедрение демократ. принципов, поправки в Конституцию - двухуровн. система зак. власти из Съезда нар. деп. и Верх. совета, представительство обществ. организаций, поправки в 6 статью о рук. роли партии, разрешение многопартийности, гласность, пост Президента).
Новое политическое мышление - не баланс сил, а баланс интересов, приоритет общечел. ценностей - договоры о сокращении и ликвидации вооружений, отказ от вмешательства во внутр. дела соседей: объединение Германии, падение сов. режимов в Вост. Европе, ликвид. СЭВ и ОВД, вывод сов. войск из Афганистана.
Обострение межнац. отношений (эк. кризис и непоследовательность нац. политики привели к углублению противоречий и открытым конфликтам).
С одн. стороны, перестройка способствовала началу демилитаризации, демократизации и полит. свобод, с другой, обострению межнац. противоречий, ухудшению продов. обеспечения и ослаблению власти. Все противоречия (региональный сепаратизм, неудачи в экономике, противостояние центра и регион. элиты, кризис ком. идеологии) приводит к кризису политики «перестройки» и распаду СССР. «Парад суверенитетов» 1988-91гг. – процесс принятия деклараций о суверенитете союзными республиками (августовский путч, попытка ГКЧП сорвать подписание союз. договора), завершившийся 8 дек. 1991г. в Беловеж. пуще Соглашением о создании СНГ и расторжением союз. договора 1922г. – СССР перестал существовать.
Современная Россия. Радикальные эк. реформы начатые сразу после распада союза (Гайдар, шоковая терапия, переход к рын. экономике путем либерализ-и цен, внешнеэк. деятельности, приватизации) привели лишь к обострению соц. и полит. проблем: сниж. уровня жизни, безработице, криминализации жизни и противостоянию законодат. (СНД и ВС) и исполнит. (Презид. и прав-во) властей, проявляющейся в кризисах. Отставка Гайдара, референдум о доверии власти и президенту – народ поддержал правительство и реформы (март 1993), сент. 1993г. вооруженное противостояние и победа Ельцина, с полит. наследием СССР покончено, ВС и СНД перестали существовать, принята новая Конституция.
По Конституции 1993г. закреплялась президентская республика, федеративное устройство, разделение властей и права и свободы. Зак. власть представлена Фед. Собранием (Совет Фед – представители и Гос. дума).
1994-1996гг. политические противоречия, победа КПРФ в госдуме 2 созыва на фоне фин. кризиса, Ельцин теряет авторитет, но хочет баллотироваться в 1996г. – грандиозная кампания, победа. Кадровые перестановки в правительстве, стабилизация экономики в 1997г. Но резкое падение цен на нефть спровоцировало новый кризис (каб. Кириенко не справился, назнач. Примакова), к 1999г. стабилизация: рост производства, сбалансир. бюджет. Курс Примакова продолжил Путин, начался рост мировых цен на нефть. На полит. арене в это время новые выборы в ГД – КПРФ, Единство, Отечество – вся Россия и др. – представительная. Отставка Ельцина и победа Путина на выборах 2000г.
Внешняя политика 1990х гг. РФ – правопреемница СССР, и его межд. обязательств. Западное направление: политика уступок, поддержка США, договор СНВ-2 (93г.), взаимн. сотрудничество в утверждении общих демократ. ценностей. Место в Совете безопасности ООН, включение в состав G7 (стала G8), Совет Европы и ЕСПЧ, но обстановка накалилась с расширением НАТО на восток и бомбежками Югославии. Восточное направление: 1996г. ШОС, договоры об экономич. сотрудничестве с азиатскими странами. СНГ: продолжение сотрудничества.
Межнациональные отношения. Проблемы сепаратизма остались, утверждается концепция национальной политики (1996г). Реформа Путина – 7 фед. округов, улучш. управления (полномочные представители президента на местах).
Контртеррористические операции в Чечне 1994-96, 1999-2003. Сепаратисты провоззгл. независимость, двоевластие – введение войск, неудачи правительства, Хасавюртские соглашения – победа сепаратистов (Масхадов), вывод войск, отложен вопрос о статусе. Вторая кампания – проф. армия, зачистки, ликвидация террористов, А. Кадыров у власти, относит стабилизация.
Президентство Путина. 2000г. - Премьер-министром был назначен М.М. Касьянов, и В.В. Путин, новый президент, деятельно взялся за исправление ситуации, сложившейся в стране.
Во-1, урегулировать вопрос с гос. Управлением - урезать всесилие региональных властей. Реформа гос. управления. РФ была поделена на 7 федеральных округов, во главе каждого - полномочный представитель президента, они подчинялись напрямую президенту, поэтому полномочия региональных властей теперь в некоторой степени урезались. Т.о., создалась чётко иерархичная система гос. управления на всей территории России.
Реформа Совета Федерации. Если ранее СФ формировался из глав регионов, представителей законодательных и исполнительных органов, то теперь в СФ должны были заседать исключительно их полномочные представители. Это, с одной стороны, снижало статус СФ, но, с другой стороны, делало региональные власти более подконтрольными центральной политической власти. Следующим важным шагом введение так называемой практики равноудалённости от бизнеса. Ещё в 1996 г. перед президентскими выборами Б.Н. Ельцин пошёл на сделку с представителями крупного капитала, которая обеспечила ему президентский пост. Но у В.В. Путина были совершенно другие планы. Он понимал, что если ситуация будет развиваться таким образом и дальше, то олигархи станут сильнее и поглотят государство. Поэтому он применил политику равноудалённости, президент встречался со всеми представителями крупного бизнеса, вёл с ними диалог, но никто из этих бизнесменов не являлся привилегированным. Т.о., власть и бизнес развивались сами по себе.
Очень важным моментом был тот факт, что именно в это время мировые цены на углеводороды очень сильно поднялись- постоянный рост цен на нефть и газ. Этими ресурсами Россия богата и активно торгует на внешних рынках. Ситуация изменилась с введением политики равноудалённости. До этого частные компании экспортировали углеводороды за границу, однако государство не получало от этого прибыли. Теперь, после проведения налоговой реформы, государство начало получать значительную долю прибыли. Появились гос. крупные нефтяные и газовые компании, такие как «Роснефть», «Лукойл», «Газпром». В дальнейшем государство в качестве акционера на долевой основе начало участвовать и в частном бизнесе. Бюджет РФ впервые за долгие годы начал наполняться. РФ постепенно начала меняться. Новый президент ознаменовал собой новую волну преобразований. Но это не означает, что политические, социально-экономические, культурные и внешнеполитические проблемы России сразу исчезли.