Файл: 1. Древнерусское государство (X начало xii вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итог военных реформ: русская армия к концу XVIII века являлась первой в Европе, создан сильный флот.

Петр I начал создание регулярной армии (повинность, рекруты), управляла Военная коллегия, устав, училища. Выход к морям позволил начать создание военно-морского флота. Благодаря преобразованиям к концу века рус. армия являлась одной из сильнейших.

Историография. Соловьев определяет период с начала XVII до середины XVIII вв. периодом вступления России в систему европейских государств. Платонов (про XVII) Москва «с каждым годом вырастала в глазах прочих своих соседей и получала все больший дипломатический вес. В XVIII веке «во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил политических задач по отношению к Польше и Турции. Покорение Крыма и раздел Польши при Екатерине было следующим шагом вперед. Екатерина, как и Петр сумела понять коренные задачи внешней политики и завершила то, к чему веками стремились московские государи».

6. Культура России в ХVII – ХVIII вв.

XVII–XVIII вв. - переходным периодом от традиц. древнерус. К к К нового времени. Общ. тенд: 1) невероятно быстрый рост знаний о природе и обществе, 2) секуляризация.

Общие тенденции развития культуры:

  1. Рост знаний о природе и обществе

  2. Секуляризация

  3. Проявляется личностное начало в творческой деятельности людей

Этапы развития: I этап — XVII век. II этап — первая четверть XVIII в. III этап — середина — вторая половина XVIII в.

I этап — XVII век. 1)Антиклерикальные тенденции. К-ист. процесс хар-ся начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения-«обмирщение» культуры. Светскость охватила все стороны дух. жизни общества. 2)Преодоление замкнутости К (способствовал рост межд. связей). Освобождение России от диктата византийского кул. влияния и обращение к опыту Запада. 3)Ускоряются темпы развития К. 4) Образование. Появление ср. школ. 1687г. Славяно-греко-лат. академия (вуз для духовенства). 5) Архитектура. Отказ от строгих церк. канонов, переход от строгой простоты к внешней нарядности, декорат-и. Снижается различие м\у храмовым и гражд. зодчеством. Со второй пол. века исп. яркая раскраска, фигурность — появление московского барокко. Живопись. Становление и развитие реалистич. направленности, портретный жанр. С. Ушаков — живописец и гравер. Театр. Первые предст. состоялись в 1678 г. в театре Ал. Мих.. Первые постановки за основу брали библ. сюжеты, жития святых и античную миф. Симеон Полоцкий.


Особенность: Противореч. социокул. процессов - общ.продолжало жить по «Домострою», ярко выраж. патриар. черты быта. К была ближе к среднев., а ее будущее опред. нов. явлениями-подготовили почву для след. пер.

II этап — первая четверть XVIII в. 1)Дальнейшее обмирщение К и быстрое развитие рационализма. Происходят изменения в общественном сознании, новое понимание картины мира. 2)Тенденция демократизации К, расширение круга производ. и потребит. кул.ценностей. Новые средства социокул. воздействия — триумфальные праздники. 3)Дальнейшее преодоление национальной замкнутости и локальности развития. 4)Развитие современных форм, стилей, направлений. 5)Изменение бытового уклада. 6) Открываются общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Начали печатать газеты («Ведомости» с 1702 г.). Открыт первый музей — Кунсткамера. Организуются геогр. экспедиции. В живописи предпочтение отдается портрету. Особенность: «Гос.» характер. Огромная роль государства, его вмеш-во в сферу К привели к ее бюр-и. Раскол К на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориен. на православные традиции.

III этап (середина — вторая половина XVIII в.) В социокул. развитии продолжаются процессы, заявленные ранее. Найдена мера сочетания заимствований и нац. традиций - серьезных успехов в образовании, науке, искусстве. Образование. Растет количество школ, появляются школы для простолюдинов, инородцев. 1725 г. Академия Наук. 1773 — ВУЗ в Петербурге (горное училище). Успехи в области науки и техники (Ползунов, Кулибин, Щербатов). Развитие ист. знаний. Байер, Миллер, Шлецер, Ломоносов. Время проф. историков. Архитектура. Господство двух течений — барокко и классицизм. 40-60-гг. расцвет рус. барокко (Растрелли В. В.: зимний, Большой дворец в Петергофе, Большой екатерининский дворец в ЦС). В период правления Екатерины барокко уступает классицизму (строгие геом. формы, пропорции, симмет.). 1756 — первый профессиональный театр в Петербурге: национально-патриотическая тематика, просветительство.

Общественно-политическая мысль. Осмысление событий смуты современниками - развитие русской общественной мысли-бурный рост национального самосознания. Разработка осн. принципов идеологии абсолютизма, Феофон Прокопович («Духовный регламент», «Правда воли монаршей») — теор.обосновал зак. и прак. деятельность Петра. Идет форм. разл. тенденций общ.-полит. мысли (консерв. – Щербатов противник реформ, дворянско-либ. – смягчение креп. права, либерально-просв. – Новиков, Фонвизин – просвещенная монархия, реформы, револ. – Радищев – за крес. восстание и власть народа).



Выдающиеся представители русской культуры (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. М. Щербатов и др.)

М. В. Ломоносов (1711–1765). Сторонник просвещенного абсолютизма, обосновывал руководящую роль абсолютной монархии в жизни страны. С начала 50-х гг. работает над обобщающим трудом по русской истории «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 г.» Идеализирует деятельность Петра.

Н. И. Новикóв (1744–1818). Писатель, журналист, мыслитель и издатель сатирических журналов. С его именем связано распространение масонских идей в России и создание первой масонской ложи. Критиковал самодержавный и крепостнический строй.

А. Н. Радищев. Родоначальник революционной мысли. Предлагал уничтожить революционным путем крепостничество и самодержавие, не верил в хорошего царя, его идеал — демократическая республика, в которой власть принадлежит народу, люди имеют право на частную собственность, а земля принадлежит крестьянам.

В формирующемся нац. самосознании огромную роль сыграло развитие К. В конце XVIII век завершается процесс складывания русской нации.

Оценка культуры в историографии. Милюков «Очерки по истории рус. К». Симонов «Культ. взаимод. России с Евр. странами в XV–XVII вв.» (1978).

Панченко «Русская культура в канун петровских реформ».

Лотман «Беседы о русской культуре.» (1994).

Касьянова «О русском национальном характере» (1994).

1) XVII век подготовил почву для культурных преобразований Петра, в этот период сочетались традиции и новые явления.

2) Петровские реформы явились эпохальным переворотом в истории России.

3) В эпоху Петра происходит переход к систематичности в науке.

4) Основной чертой культ. явилась светскость, новое светское мировоззрение.

5) Развитие культ. имело далеко идущие послед.(Ломоносов, Менделеев).

7. Внутренняя политика России в перв. половине XIXв.

Россия традиционно уже ориентировалась на Европу, крепостное право в Е. было отменено. России требовались реформы. Россия – аграрная страна. С/Х – главная отрасль экономики. Характерная черта – преобладание мелкой промышленности.


Начало промышленного переворота в России:

Рубеж 30-40 гг. 19в.

Два аспекта:

  • технический – замена ручного труда машинным (систематическое применение машинной техники, переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии)

  • социальный – формирование промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.

Цель - сохранить сущ. соц-пол. и эк.систему, усоверш. её в соответствии с потреб. времени. Сох. абсолютизма, привилегир. сословия дворян, КП, подавление инаком. Окончание Отечественной войны и смена царствования (1825) и восстание декабристов = усиление консерватизма.

Александр I.(1801-1825) был противоречивой фигурой: в начале проводил либеральные реформы, затем перешёл к консерватизму.

Первые мероприятия: амнистия осужденным; возвращение опальных вельмож и чиновников с восстановлением их в должностях; восстановление Жалованных Грамот дворянству и городам; указ о запрещении пыток.

1801 Непременный совет – сов. орган при императоре. Преобладание консерваторов. Старые сановники, в основном предлагали ничего не менять.

1801 – 1803 Негласный комитет –неформ. кружок молодых аристократов- реформаторов. Обсуждали программу социально –полит. преобразований.

Крестьянский вопрос. Февраль, 1803 – указ о вольных хлебопашцах – вершина дея-сти Негласного комитета. Помещикам разрешалось отпускать кр-н на волю за выкуп с обяз.условием наделения освб. кр-н землей в соб-сть. запрет продавать крестьян без земли.

Реформа гос.управления: замена коллегий министерствами = усиление централизации, складывается прослойка бюрократии, зависящей от царя.

Создано 8 министерств, 1811 - еще 3, военное, внутренних дел, иностранных дел, морских, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

Последствия реформы:

  1. Централизация управления;

  2. Орг-ция единой системы центр. администр. органов;

  3. Непосредственное подчинение мин-в императору;

  4. Недостаточно четкое разграничение ф-ций мин-в и др.высших органов;

1803г. - система образования.

  1. бессословность, бесплатность на низших ступенях, преемственность.

  2. 1-ступень – приходские школы; 2-ст – уездные училища; 3-ст- губернские гимназии; 4-ст –университеты.

  3. 1804-университетский Устав: широкая автономия.

  4. Цензурный Устав – освоб-е авторов от администр.произвола.


Сперанский разработал реформу гос.управления: разделение на три ветви власти, ввести Гос. совет, который бы связывал императора с органами цент. управления – критика консервативной частью дворян. Победили консерваторы, Сперанский был отстранён. Единственный итог — это учреждение Гос. совета (совещательные функции при разработке новых законов). Введение конституции в Царстве Польском (1815), сох. конституц. устройства в Финляндии (присоедин. в 1809). Не отменил КП, НО 1803 г. указ о вольных хлебопашцах – помещики могли отпустить крестьян на волю за выкуп = мало помещиков пользовались этим.

Структура:

Император

Законодательная власть - Совет из назначаемых лиц – совещательный орган при императоре. Создание представительных органов – выборных дум.

Исполнительная власть: высшая – министерства, исполнительные органы.

Судебная власть: высшая инстанция СЕНАТ.
Консервативные реформы: «аракчеевщина» -цель укрепить самодержавие и КП. Централизация гос. управления, полицейско-репрессивные меры, уничтожение свободомыслия. Военные поселения – форма комплектования и содержания армии (самообесп. армии): экономическая неэффективность, убыточность вп, рост соц.напряженность в воен.поселениях. = отказ от них.

Николай 1 (1825-1855). Цель политики: укрепление самодержавия, недопущение революции. Уменьшение роли Гос. совета, расширение бюрократии = взяточничество, коррупция, разрастание Собственной Его Императорского величества канцелярии, появление 3 отделения (полиция) и корпуса жандармов. Продвор. политика – занимать должности высокие могут только дворяне.

Кодификация законов – поручено Сперанскому: собрал все известные законы, начиная с «Соборного уложения», подготовил их издание в хр.порядке, выявил среди них действ. законы. 1833 - «Свод законов РИ» в 15 томах = направлено на усиление бюрократии и власти царя.

Крестьянский вопрос обострился -1842 указ «Об обязанных крестьянах» - разрешал отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела в пользование, за аренду которого они должны были платить оброк. Проведена реформа упр. гос.крестьянами, - улучшение благос. крестьян.

Денежная реформа Канкрина 1839-1843. Причины: очень тяжёлое финансо-вое положение. Введение в России системы серебряного монометаллизма (денежная система, при которой один денежный металл служит всеобщим эквивалентом и однов. в обращении присутствуют другие знаки стоимости -банкноты. Главной ден. единицей стал серебряный рубль. Прекратил выпуск бум. ассигнаций, но из оборота их не убрал. = стабилиз. денежной системы.