Файл: План введение Понятия группа, групповая работа. История развития групповой работы. Специфика и преимущества социальной групповой работы. Групповая динамика и этапы социальной групповой работы. Заключение Литература Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПЛАН
Введение
1.Понятия “группа”, “групповая работа”.
2.История развития групповой работы.
3. Специфика и преимущества социальной групповой работы.
4. Групповая динамика и этапы социальной групповой работы.
Заключение
Литература
Введение
Современное образование требует поддержки инициативы, самостоятельности учащихся, формирования у них навыков сотрудничества, общения и обучения самостоятельному выбору.
В течение многих лет обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение является односторонним. Для студента главное - это личный успех, который противопоставлен неудачам другого студента. Система классных уроков не в полной мере дает возможность приобрести навыки коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, независимости и, следовательно, тормозит развитие учащихся. Конечно, умение работать самостоятельно и достигать целей очень важно.
Но мы призваны подготовить детей к жизни во взрослом мире, где в наше время большую роль приобретает способность сотрудничать и решать задачи вместе. Быстрое развитие экономики, возможно, в первую очередь из-за высоких технологий и сверхбыстрого процесса сбора, анализа и передачи информации, а также нормы профессиональной деятельности, - это взаимодействие нескольких команд, которые решают сложные задачи, которые не могут быть выполнены в одиночку. Групповое обучение строится на принципе сотрудничества.
Ученики, работающие в группе, пытаются совместно выполнить задание. В этом случае задание структурировано так, чтобы учащийся не мог выполнить его без помощи остальной части группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в консультанта и консультанта, направляя работу группы в правильном направлении.
1.Понятия “группа”, “групповая работа”
В социологии и социальной психологии совместная деятельность людей в малых группах получила название групповой деятельности. Деятельность малых групп — сложный многогранный объект, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру, которая формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических механизмов внутригрупповой интеграции.
Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преследующих одну и ту же цель на основе формальных и неформальных связей. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:
— собрание-дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;
— собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;
—- собрание — принятие решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.
Во взаимодействии отдельных личностей рождается групповая деятельность как результат всех индивидуальных усилий, которая зависит не только от специфических социальнопсихологических механизмов, но и от индивидуальной деятельности всех членов группы.
Групповая работа — это совместная работа людей в малых группах (от 6—12 до 25—30 человек) над определенным заданием, которые самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.
Необходимо различать термины “командная работа” и “групповая работа”. Термин “групповая работа” шире, чем термин “командная работа”, поскольку любая команда является группой, но не любая группа — команда. Теоретическим источником групповой работы служат направление групповой динамики (организация внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений) и идея тренинг-группы (направление исследования процессов в малых группах, сложившихся на базе работ К. Левина). Методы организации выработки решений разрабатываются на основе теории принятия решений (Р. Акофф, О. Ларичев, Ю. Козе- лецкий и др.) и методологии организации коллективной мысле- деятельности (Г. П. Щедровицкий и др.).
Групповая работа может использоваться как метод обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов в школах, колледжах, вузах. Групповая работа рассматривается как одна из основных форм работы в различных видах игр (инновационных, организационно-деятельностных, практических, деловых наряду с межгрупповыми формами взаимодействия), а также как самостоятельная форма выработки решений (работа временных целевых групп, оргпроектирование, специальные совещания, семинары) и как групповая форма поддержки и помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В связи с этим в групповой работе выделяются следующие аспекты.
Содержательный — совместная работа по решению задач, определению направлений деятельности, поиску средств ее достижения.
Качественный — совместная работа по формированию сплоченной, “сыгранной” команды по перестройке мышления участников, развитию ролевых отношений, по выработке навыков совместной работы, формированию групповой культуры.
Структурный — формирование группы, определение состава участников, определение продолжительности совместной работы, ролевой и позиционной структуры группы.
Координационный — для планирования, организации и контроля работы группы требуется еще один компонент — координатор. В качестве координатора может выступать консультант, руководитель.
Таким образом, основное назначение групповой работы — решение сложных проблем, требующих совместных усилий. Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быстрее решать возникающие проблемы.
2.История развития групповой работы
Первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения следует считать теорию животного магнетизма Ф. А. Месмера, австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII в. Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача — с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного. Особое значение в работе Месмера имеют социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы.
В середине XIX в. шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо термина “животный магнетизм” термин “гипнотизм”, увязывая психологический механизм месмеровского излечения со сном (по-гречески hypnos — сон). Гипнотические явления в этот период вызывали огромнейший интерес психиатров, интерпретировавших происходящие при гипнозе процессы порой совершенно по-разному.
Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось довольно скептическим, практики активно применяли его. Примером может служить О. Веттерстранд, использовавший гипноз при групповом лечении алкоголиков. Среди отечественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями, следует назвать В. М. Бехтерева.
Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX вв., были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель. Результаты их исследований в той или иной форме использовались в групповой психотерапии, впрочем, до сих пор нельзя сказать абсолютно уверенно, что психологические механизмы и особенности функционирования групп здоровых людей и психотерапевтических групп идентичны.
Термин “тренинг” возник все же не в клинической психотерапии, а в практической работе со здоровыми людьми и вплоть до настоящего времени использовался (и используется) многими психологами в сочетании с прилагательным “социальнопсихологический”.
А. Адлер, ближайший ученик 3. Фрейда, создавал центры групповых занятий, ориентированные на лечение представителей пролетариата — больных алкоголизмом, неврозами, людей с сексуальными нарушениями. Он организовывал детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.
Еще до Первой мировой войны Д. Морено организовывал группы самопомощи девочек-делинквентов и высказывал мысль о том, что человечество в целом должно стать терапевтическим сообществом. Известный практик — групповой психотерапевт С. Славсон организовал психоаналитические группы для детей и подростков; важной идеей, определявшей их функционирование, было положение о “групповой психотерапии через активность” — лечении через участие во взаимодействии.
Большое значение для групповой психотерапии и групп тренинга имели идеи школы К. Левина. Идеи К. Левина лежали в основе концепции лабораторного тренинга в США, именно “теория поля” определила развитие представлений о групповой динамике и других групповых феноменах. К. Левину принадлежит фраза о том, что обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.
Говоря об истории групповых методов в психотерапии и психологии, нельзя не вспомнить о Дж. Морено, создавшем психодраму, организовавшем первую профессиональную ассоциацию групповых психотерапевтов, основавшем первый профессиональный журнал по групповой психотерапии.
Социальная работа с группой оформляется идеологически в 40-90-е гг. XIX в. Появляются первые агентства взаимопомощи, центры поддержки конфессиональных организаций, а также образовательные центры по развитию грамотности среди населения. Первые группы в агентствах представляли собой группы по интересам, которые собирались для отдыха, получения образования, установления дружеских отношений, и они мало были похожи на группы риска.
Так, например, в Лондоне в 1844 г. Дж. Вилльямс основал Молодежную мужскую христианскую ассоциацию с целью воспитания молодых людей в христианских традициях и идеалах. Аналогичные организации возникают не только в Англии, но и в США. Так, в 1851 г. основана подобная организация в Балтиморе, в 1866 г. создана Молодежная женская христианская организация в Бостоне. Эти организации открывали специальные школы, летние лагеря, организовывали рациональный досуг молодежи.
Можно проследить, как постепенное социальное реформирование общества включало в интересы благотворительных и конфессиональных организаций проблемы различных социальных групп. Бедность и нищета среди рабочих слоев населения, эксплуатация, политическая коррупция вносили коррективы в их деятельность. Социальная поддержка безработных, обеспечение питанием голодных, лечение больных — таковы основные акции и программы действий, которые разворачивались в тот период в групповой работе.
Наиболее распространенной формой групповой деятельности этого периода являлась работа клуба. Клуб, состоящий из небольшой группы людей, объединял различные слои населения. Так, работали клубы, деятельность которых была связана с организацией жизнедеятельности “детей улиц”, беспризорных детей. Другие клубы объединяли людей на основе политических интересов, например дискуссионные клубы рабочих, изучающих теории социализма, или женщин, борющихся за свои права.
Деятельность клубов была построена либо на общности интересов, либо на индивидуальных дружественных связях. Клубы были автономны, имели свои уставы и членские обязанности. Наиболее авторитетный человек избирался директором клуба. Он осуществлял функции наблюдателя, отвечал за общее развитие, урегулирование отношений, за эффективность взаимоотношений между членами клуба.
В начале XX в. обостряются социальные противоречия, промышленная революция и урбанизация осложняются крупномасштабной миграцией населения как из фермерских хозяйств в города США, так и иммигрантов из Европы. Объединить различные виды групповой работы было довольно сложно, поскольку одни ориентировались на национальные программы, другие расширяли сферу местных услуг; одни группы были направлены на решение проблем досуга, и это трактовали как демократизацию отношений, другие видели приоритеты в решении жизненно важных проблем, третьи — в образовании. Группы дифференцировались на основе этнических, конфессиональных, классовых ориентаций. Одни группы строили работу на основе социально ориентированных программ, другие — на основе спонтанных действий.