Файл: План введение Понятия группа, групповая работа. История развития групповой работы. Специфика и преимущества социальной групповой работы. Групповая динамика и этапы социальной групповой работы. Заключение Литература Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Желательно, чтобы группа была однородной по возрастному составу и уровню интеллекта (который не должен быть низким). По половому составу группа может насчитывать 40% мужчин и 60% женщин или наоборот. При комплектовании группы важно учитывать и такие качественные критерии, как компетентность и профессионализм в области решаемой проблемы, заинтересованность в решаемой задаче, добровольность участия, хорошие или нейтральные взаимоотношения.
Факторы, способствующие развитию групповой работы:
—- адекватность состава группы решаемой проблеме;
— значимость этой проблемы для всех участников группы;
— соответствие используемых методов групповым нормам и характеру решаемой задачи;
— оптимальный состав и численность группы;
— гармоничное распределение ролей.
Однако оптимальность условий не всегда означает их благоприятность. Иногда группа работает лучше и становится более сплоченной, а ее участники чувствуют себя эмоционально более вовлеченными, если у группы имеется “враг”. Некоторые специалисты в этой связи имеют склонность набирать очки, порождая образ внешнего врага.
К факторам, препятствующим групповой работе соответственно следует отнести:
— незначительность решаемой задачи;
— слишком жесткие условия существования группы;
— наличие плохого лидера;
— неэффективные способы ведения группы;
— состав группы, не подходящий для решения задачи;
— редкость и недостаточная продолжительность встреч;
— надежда на быстрый и легкий успех;
— необоснованная надежда на соционома.
Решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко сформулированной, понятной и потенциально решаемой. Результаты должны быть полезными для всех (например, “12 шагов“ Анонимных алкоголиков).
Что касается продолжительности работы группы, то на практике она варьирует. В обычном типовом режиме группа работает по часу-два (три-четыре часа) в день и собирается один раз в неделю. Группы людей, проживающих в стационарных учреждениях, могут встречаться чаще. Не обязательно встречаться ’’раз в неделю”, экспериментирование поощряется. Изменение дней и времени, продолжительности встреч возможно. Выбор конкретного варианта зависит от характера и срочности решаемой задачи, состава группы, условий, в которых она функционирует. По мере решения стоящих перед группой задач она может изменять режим работы, ставить перед собой новые задачи или завершить работу.
Подчеркнем, что независимо от типа группы и избранного подхода групповая работа будет социальной при следующих условиях.
Во-первых, сосредоточить внимание на оказании помощи ее участникам в развитии системы взаимопомощи. Это требует поощрения общения между ними.
Во-вторых, соционом (специалист) должен понимать характер и содержание группового процесса, уважать его, поскольку он сам по себе является мощной движущей силой для достижения перемен, и использовать все это для достижения целей группы, помогать в этом ее участникам.
В-третьих, специалист призван стремиться повысить способность членов группы действовать независимо (это не относится к группам детей или умственно ограниченных взрослых, в которых оказывается помощь в обеспечении автономности, насколько это возможно). Суть такой установки передает фраза: ’’Встреча с социальным работником является лишь эпизодом в жизни клиента”.
В-четвертых, важно помочь членам группы осознать свою общность к моменту прекращения деятельности этой группы. Это может достигаться по-разному, вербально или невербально, например через общие воспоминания или через какой-то заключительный аккорд.
Дж. Вильсон, суммируя необходимые знания, которые должны иметь специалисты, организующие групповую социальную работу, говорит о максимальном понимании динамики трех составляющих: группы, отдельных людей и социальной обстановки. Социальный работник должен представлять допустимые рамки воздействия на поведение группы и людей. Важно иметь в виду, что все группы различны, поскольку люди неодинаковы, не похожа и обстановка в разных случаях. Наконец, цели каждой группы различны, хотя их деятельность может быть и аналогичной по характеру и организации. Таким образом, социо- ному необходимо тщательно подготовиться к работе с группой.
Отмечаются следующие преимущества групповой формы работы:
— группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить “полигоном” для развития самых разных социальных умений;
— в группе происходит принятие ценностей и потребностей других. Член группы чувствует себя принятым и понимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. Участник может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений с равными членами в группе;
— группа позволяет получить обратную связь и поддержку от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств, поведения. Значимая обратная связь оказывает влияние на оценки своих установок и поведения, на формирование “Я-концепции”;
— групповой опыт противодействует отчуждению, что помогает установлению более близких отношений с окружающими и решению межличностных проблем;
— группа облегчает процессы самораскрытия, самоиссле- дования и самопознания. Членам группы требуется соучастие и принятие их группой, чтобы стала возможной попытка самораскрытия. Когда попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то усиливается уверенность в себе;
— взаимодействие в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников;
— групповая психологическая работа позволяет привлекать сразу много клиентов и поэтому более доступна участникам, чем индивидуальная.
Таким образом, именно групповая форма работы позволяет членам группы существенно улучшить самооценку, снять страх, переоценить значимость происходящих событий. Поэтому групповая работа является наиболее эффективной технологией в социальной работе. Групповая работа создает особые условия, позволяющие участникам группы “здесь и теперь” пережить опыт новых отношений и поступков, пройти за короткий срок своеобразное социальное переобучение и обрести иной опыт, а самое главное, преодолеть те негативные чувства и переживания, которые заставляют человека впадать в тяжелое кризисное состояние.
4.Групповая динамика и этапы социальной групповой работы.
Группа, как и индивид, проходит несколько стадий развития. В. Н. Макаревич в процессе развития группы выделяет стадии: предварительную, формирования группы, конфликта, консолидации и эффективной работы. Все специалисты обращают внимание на исключительную роль первых этапов работы, на которых важно завоевать доверие группы, помочь ее членам ближе узнать друг друга, ободрить молчунов и сдержать слишком активных.
Важно, чтобы на предварительной стадии все запомнили имена друг друга. Для знакомства используются различные процедуры: каждый называет свое имя; обыгрывание своего имени, фамилии; техника “комплимента”, каждый рассказывает о себе то, чего не знают о нем другие; процедура “снежный ком”.
Для ускорения знакомства можно написать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол. Предложить группе придумать знаки и символы группового отличия: название, девиз, под которым группа собирается работать, визуальный символ. Выполнение участниками ритуала знакомства означает признание ими наличия общих интересов, демонстрацию готовности принять участие в работе. После завершения данной процедуры каждого участника появляются 1
3 знакомых со знаком “+” и несколько знакомых со знаком.Первые непосредственные впечатления членов группы могут быть негативно окрашены, потому что, во-первых, это прекрасный способ проверить свое место в группе и можно ли группе доверять. Действительно ли здесь можно выражать свои чувства — положительные и отрицательные. Во-вторых, глубокие положительные чувства выражать труднее и опаснее, чем отрицательные. “Если я признаюсь вам в любви, — заключает К. Роджерс, — я становлюсь ранимым и открытым для унизительного отказа”. “Если же выражу свою ненависть к вам, — продолжает К. Роджерс, — я в худшем случае подвергнусь ответному нападению, против которого можно защититься”. Как бы там ни было, отрицательные чувства проявляются первыми.
Другая опасность, которая может возникнуть, связана со стадией конфликта, соперничества. В любой группе наблюдается явное расхождение (различие) интересов ее членов. И в группе с узкими, четко определенными целями некоторые участники могут испытывать иные потребности, отличные от других членов группы. Даже если существует общая проблема, то члены группы могут не идентифицировать себя с другими, не чувствуя “общую почву”. Группа “микрокосм” большого общества большое различие своих интересов и интересов других отражает индивидуальное противостояние с другими, существующее в обществе, задача социального работника на этапе конфликта — помочь членам группы осознать необходимость согласной работы, преодолеть “полосу штормов”, активизировать осмысление происходящего, сориентировать членов группы на взаимную поддержку, на оказание друг другу помощи.
Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Например, поменять членов группы, поставить перед находящимися в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и проч. При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называемые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподаватель).
Для аргументации, опровержения или противопоставления доводов можно использовать следующие приемы:
— фундаментальный подход. Выступающий знакомит оппонента с фактами, сведениями, которые являются основой доказательства;
— метод поиска противоречий. Выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента;
— метод достижения последовательности выводов. Постепенно, шаг, за шагом, посредством частичных выводов выступающий приводит оппонента к желаемому выводу;
— метод образного сравнения (наглядности). Доводам придается яркость, образность, наглядность;
—- метод “да... но”. Выступающий, признавая доводы, соглашается с одной их стороной, но указывает и на другую. Пример: вы совершенно правы. Но учли ли вы то, что?..
— метод деления. Все имеющиеся аргументы неточны, противоречивы, ошибочны. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов;
— метод игнорирования. Временно откладывать, не обсуждать какой-либо аргумент, довод, если он не может быть ни опровергнут, ни принят;
— метод акцентирования. Акценты делаются на выводы, доводы, которые интересуют одного из оппонентов;
— метод видимой поддержки. Выслушав доводы оппонента, приводятся новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют решения и доводы в свою пользу, которые опровергают все доводы оппонента;
— постепенное перелицевание. Благодаря доводам суть дела для оппонента изменяется вплоть до противоположной;
— обращение к формальной структуре. Для опровержения или поддержки какого-либо решения выступающий обращается к предписаниям, формальным обязанностям, нормативным документам, закону и проч.;
—- сравнение. Выступающий нейтрализует замечание с помощью аналогий. Сравнения могут приводиться из той области, которую члены группы знают или же могут провести параллель из собственного опыта.
На стадии консолидации социальный работник помогает группе выработать нормы и способы взаимодействия, а отдельным членам самоопределиться, найти место, отвечающее их способностям и склонностям. Возможно, на этой стадии, да часто и на начальном этапе групповой работы, вырабатывается кодекс общения или кодекс поведения участников групповой работы.