Файл: План введение Понятия группа, групповая работа. История развития групповой работы. Специфика и преимущества социальной групповой работы. Групповая динамика и этапы социальной групповой работы. Заключение Литература Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1920-е гг. оформляется интерес к группе как к методу лечения. М. Ричмонд в 1920 г. начинает исследования поведения группы, где она увидела новые возможности лечения и внедрения метода индивидуальной работы с клиентом. Э. Харт видел необходимость развития индивидуальности через опыт группы. Г. Л. Койл в 1935 г. опубликовала исследование “Работа группы по социальному изменению”, где она обосновала групповой процесс как способ действия в особом направлении, приводящий к социальным изменениям в общественных отношениях.
В этот период, несмотря на то, что социальная работа с группой признавалась профессиональным сообществом как самостоятельный вид деятельности, имеющий свои специфические методы и принципы работы с клиентом, тем не менее имелось много разногласий по поводу ее целей и функций. Одна группа исследователей считала, что групповая работа должна быть направлена на работу с людьми, имеющими проблемы в социальных отношениях. Другие своими основными задачами считали работу с “нормальными” людьми. Третьи видели главную задачу в области образования, четвертые — в области досуга. Различия намечались и в акцентах работы, здесь дискуссии велись о приоритетах социального действия и социальных изменений. Поэтому концептуальные различия касались индивидуального роста, социального регулирования и социального развития.
К середине 1930-х гг. групповая работа все чаще рассматривается как социальная работа с группой, имеющая определенные системные черты: она представляла собой определенную область деятельности, рефлексировалась как специфический помогающий процесс, имела свои методы изменения ситуации клиента.
В 1950—1960-е гг. развитие социальной работы с группой было связано с отходом от концепций социального действия и переходом к концепциям лечения. Основной акцент переносится на терапевтическую работу, особенно на директивные ее формы, -— это работа в области межкультурных и межрасовых программ. Дальнейшее распространение получает групповая работа среди молодежи, развивается сотрудничество между представителями школ индивидуальной и групповой работы.
На этом этапе происходит окончательная идентификация групповой работы как направления социальной работы. В 1955 г., когда Американская ассоциация групповой работы наряду с другими организациями вошла в состав Национальной ассоциации социальной работы, окончательно было зафиксировано, что работа с группой представляет собой один из методов социальной работы. Такое решение не могло не отразиться на образовательной практике, и школы социальной работы включили в свои учебные планы изучение социальной групповой работы наряду с индивидуальной работой.
На развитие теории и практики социальной работы с группой в 1950-1960-е гг. большое влияние оказали социальные и поведенческие науки. Преподаватели и практики социальной групповой работы, а это были педагоги, практикующие врачи и юристы, все чаше обращались к исследованиям в области малых групп, которые были сделаны в социологии, психологии. Комитет по практической работе определяет конкретные задачи в области групповой работы. Группы могут использоваться:
— в терапевтических целях, когда дело касается поведения клиента;
— для профилактики девиации;
— коррекции поведения;
— развития личности;
— обучения, развития и воспитания.
Социальная работа в группах в конце XX в. характеризуется расширением практики деятельности и развитием методов работы, направленной на расширение индивидуальных возможностей человека, его самоактуализации, развитие гуманистических ценностей.
Секции групповой работы Национальной ассоциации социальной работы в 1970-е гг. удалось сформулировать основные цели социальной работы с группой:
1) корректирующие — обеспечить получение позитивного опыта в ситуациях социальных и индивидуальных дисфункций;
2) профилактические — предотвратить социальные и индивидуальные кризисы в ситуациях, в которых имеется опасность ухудшения процесса жизнедеятельности;
3) позитивного роста и развития — облегчить развитие индивидуумов в период кризисных жизненных циклов;
4) повышения индивидуальной самооценки — достигнуть большей степени самореализации через значимые межличностные отношения.
В этот период продолжается поиск эффективных моделей помощи индивиду в трудной жизненной ситуации, что требовало расширения знаний о человеке и его ситуации. Теория систем, бихевиоризм, экзистенциализм стали играть в данный период большую роль при определении концептуальных стратегий. Групповая работа рассматривалась как программированная деятельность, где внимание обращалось на межгрупповое взаимодействие, вербальную и невербальную коммуникацию, процесс групповой динамики в микрогруппе.
Групповое движение стало развиваться в нашей стране в 70-е гг. Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей.
3.Специфика и преимущества социальной групповой работы.
Социальная работа с группой — технология, которая используется с целью оказания человеку помощи посредством передачи группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. В настоящее время от 6 до 10% социальных работников используют этот метод как основной. В отличие от психотерапевтических групп цели групповой социальной работы не обязательно заключаются в решении эмоционально-личностных проблем. В качестве таких целей могут быть обмен информацией, развитие практических или социальных умений, изменение ценностных ориентаций, перестройка асоциального поведения в позитивном направлении.
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные области человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и реабилитации. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различное происхождение проблем. Согласно подходу Г. Конопки социальная групповая работа является практическим методом социальной работы, которая помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно справляться со своими индивидуальными или групповыми проблемами в микросоциуме.
Термин “социальная групповая работа” был предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы подчеркнуть ее специфику и отличие от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии основное внимание уделяется эмоциональным и психологическим процессам больных людей. Если терапия рассматривается как лечение, т. е. систематическая деятельность, направленная на исправление или ослабление некой болезни или проблемы, то понятие “групповая терапия” представляется в двух значениях.
Первое значение, традиционное, связывают с практической деятельностью специалиста, призванного, уменьшая страдания клиента, повышать степень его индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.
Термин “групповая работа” употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенных профессиональных знаний и квалификации, когда социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы.
В этом контексте для социальной работы данного уровня характерно:
— проблемно-ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;
— ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;
—- ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;
— создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.
Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко от группового консультирования до терапевтических подходов.
Социальная групповая работа включает различные виды деятельности:
1) развитие целой группы и отдельного члена группы;
2) развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы;
3) использование группового процесса для жизнедеятельности группы;
4) развитие автономности в группе.
Согласно документам Комитета по вопросам практической работы Национальной ассоциации социальных работников США групповая работа используется:
1) в исправительных целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды роста;
4) для утверждения личности;
5) в целях обучения и воспитания чувства гражданственности;
6) для осуществления одной цели или всех этих целей одновременно.
В. Н. Макаревич так определяет назначение групповой работы:
1) решение сложных проблем;
2) формирование сплоченного коллектива, создание “сыгранной команды”;
3) поиск и реализация благоприятных возможностей;
4) организация процесса обучения, обмен опытом;
5) личностное и профессиональное самоопределение участников работы и т. д.
Существуют разнообразные классификации анализируемых групп: открытые и закрытые, краткосрочные и долгосрочные, мужские и женские, смешанные, детские и взрослые, др. В открытые, например, разрешается вхождение новых членов в любое время в течение существования группы. Закрытые же включают только тех, кто отобран при формировании группы.
Принято выделять два основных типа групп: созданные специально для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне ориентированные) и созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели. Во втором случае достаточно уместен метод номинальных групп.
Внутренне ориентированные группы в свою очередь разделяются на два типа:
1) нацеленные на нормальное развитие своих членов (группы социализации);
2) группы, цель которых — исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы ресоциализации).
В группах социализации цель социальной работы — помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя задача получила название ролевого обучения).
Группы ресоциализации также решают две задачи: социальный контроль людей, недостаточно адаптировавшихся к требованиям общества и не желающих принять на себя социально приемлемые роли или помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.
Проблемы групп:
1. В подростковых группах нередко речь идет о “несправедливых родителях”, ’’плохих учителях”, о собственной неуверенности, об отношениях со сверстниками, лицами противоположного пола.
2. Во взрослых группах нередко обсуждаются проблемы бедности, безработицы, голода и болезней, возрастного кризиса, о неудовлетворенности собственной жизнью, о самореализации, цели и смысле жизни.
3. Супружеские пары обсуждают “безразличие” их родителей к ситуации, в которой оказались дети, независимость, проблемы детско-родительских отношений, проблемы непонимания супругом, дисгармония взаимоотношений.
В количественном отношении группа не должна насчитывать менее трех человек. В противном случае не могут быть достигнуты развернутая кооперация, специализация, другие групповые эффекты. Чем меньше группа, тем быстрее и успешнее она может решить поставленную задачу. Практика показывает, что деятельность группы из двух-трех человек может оказаться эффективнее, чем деятельность индивидуального работника. В группе, насчитывающей свыше семи человек, возникают проблемы социотехнического свойства, связанные с регулированием внутригрупповых процессов. Такая группа менее управляема и распадается на отдельные микрогруппы. Работа замедляется, а общение становится более поверхностным.