Файл: Курсовая работа претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования
Выпускающая предметная цикловая комиссия (кафедра) общепрофессиональных и специальных (правовых) дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов
(на материале судебной практики арбитражных судов РФ)
Автор курсовой работы (подпись) (дата) П. С. Судаков
Обозначение курсовой работы КР–02069964–40.02.01–19–20
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Руководитель работы
преп. ПКК (подпись) (дата) Н. В. Ахантьева
Оценка______________________
Саранск
2020
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»
Факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования
Выпускающая предметная цикловая комиссия(кафедра) общепрофессиональных и специальных (правовых) дисциплин
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студент Судаков Павел Сергеевич
1 Тема: Претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов (на материале судебной практики арбитражных судов РФ)
2 Срок представления работы к защите__________________
3 Исходные данные для научного исследования: нормативные и иные правовые акты, научная и учебная литература.
4 Содержание курсовой работы
4.1 Во введении необходимо кратко охарактеризовать современное состояние научных исследований правовых проблем, определить цели и задачи работы, четко сформулировать, в чем заключаются актуальность работы, степень разработанности выбранной темы.
4.2 В первой главе следует сформулировать общую характеристику транспортных актов в Российской Федерации.
4.3 Во второй главе необходимо рассмотреть претензии и иски по перевозкам грузов (на материале судебной практики арбитражных судов).
4.4 Заключение должны быть сформулированы выводы по всей теме исследования.
5 Приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июля 2019 г. по делу № А56-21696/2019
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2019 г. по делу №А55-14993/2019
Руководитель работы _____________ Н. В. Ахантьева
Задание принял к исполнению _____________
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 | ||
1 Общая характеристика транспортных актов | 6 | ||
| 1.1 Система и структура транспортных актов | 6 | |
| 1.2 Особенности транспортных актов Российской Федерации | 11 | |
2 Претензии и иски по перевозкам грузов (на материале судебной практики арбитражных судов РФ) | 14 | ||
2.1 Общая характеристика претензионного порядка по спорам, вытекающих из договора перевозки грузов | 14 | ||
| 2.2 Особенности искового производства по спорам о ненадлежащем исполнении договора перевозки грузов | 18 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 26 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 28 | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Решение Арбитражного суда Самарской области | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях рыночной экономики большинство хозяйствующих субъектов своей деятельности заключают договор перевозки тех или иных материальных ценностей. Всеохватывающий характер перемещения грузов требуют детальной регламентации договорно-документационного обеспечения перевозок, четкого регулирования как правового статуса сторон договора, так и оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозки.
По договору перевозки грузов одним из основных проблем в защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является на практике незнание своих конкретных прав и обязанностей в силу правовой неосведомленности как грузоотправителей, так и перевозчиков. Это обусловлено, тем, что данные отношения регулируются, большим массивом нормативно-правовых актов различных по форме и содержанию, а также по юридической силе. Вместе с тем существуют некоторые моменты, нуждающиеся в радикальном изменении.
Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретическую основу исследования составили положения действующего законодательства по рассматриваемой теме: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, транспортные уставы и кодексы, подведомственные акты. Существенный вклад в изучение исследуемой темы внесли такие деятели правовой науки, как: М. М. Агарков, М.К. Александров-Дольник, М.И. Брагинский, Т.А. Бубновская, В.В. Витрянский, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, С.Ю. Морозов, Г.П. Савичев, Д.П. Стригунова, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Предмет исследования составили правовые нормы гражданского и транспортного законодательства Российской Федерации, регулирующие положения о претензиях и исках, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов, а также теоретический материал по данному вопросу.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с ненадлежащим исполнением договора перевозки грузов.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с вопросом о претензиях и исках, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
– изучить общую характеристику транспортных актов в Российской Федерации;
– выявить особенности транспортных актов Российской Федерации;
– изучить общую характеристику претензионного порядка по спорам, вытекающих из договора перевозки грузов;
– выявить особенности искового производства по спорам о ненадлежащем исполнении договора перевозки грузов.
Методологической основой работы является ряд общенаучных методов, а именно: диалектический метод как общий метод познания, методы анализа и синтеза, а также ряд специальных методов, а именно: формально-юридический, системного анализа, сравнительно-правовой, другие.
Научно-практическая значимость исследования состоит в проведении теоретического и практического анализа порядка предъявлений претензий и исков, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов.
Структура курсовой работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников, приложения.
-
Общая характеристика транспортных актов
-
Система и структура транспортных актов
В современном мире перевозка грузов достаточно развитая индустрия, она охватывает воздушное, сухопутное и водное пространство, ввиду чего нуждается в детальной регламентации договорно-документационного обеспечения.
Система транспортных актов представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере предоставления услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа на всех имеющихся видах транспортных средств, разработанные и утвержденные уполномоченными на то органами. Система транспортных актов включает в себя горизонтальную и вертикальную структуру.
В основе первой располагаются горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производимые от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательных актов по признаку – иерархии [14, с. 43]. Автор также отмечает, что вертикальная и горизонтальная структура по содержанию делятся на кодификационно-комплексные и простые.
Высшим правовым актом, который регулирует транспортные отношения, является Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ). В ней закреплено, что федеральные транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации (п. «и» ст. 71) [1].
Горизонтальная структура характеризуется наличием включенных в неё разнообразных законодательных актов, отличающихся по содержанию и форме. Они регулируют положения, которые касаются всех видов транспорта. Данная структура включает: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и акты, касающиеся регулирования отдельных видов транспорта.
Возглавляет горизонтальную структуру Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ). Основные положения в части регулирования перевозок закреплены в главе 40 ГК РФ (часть 2) № 14-ФЗ от 26.01.1996. Глава определяет виды договоров (договоры по перевозкам грузов, пассажиров, фрахтования, об организации перевозок), ответственность за нарушение договорных обязательств по перевозке, а так же претензии и иски по перевозкам грузов.
В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами [5]. Правовые акты, которые непосредственно регулируют положения об отдельных видах транспорта, также относятся к горизонтальной структуре. В настоящее время на территории РФ действуют следующие транспортные уставы и кодексы:
– Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 01.04.2020);
– Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 № 81-ФЗ (ред. от 01.03.2020);
– Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 02.08.2019);
– Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ;
– Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ.
К данной структуре можно отнести и другие акты, имеющие общий характер регулирования положений, затрагивающих всех видов транспортных средств, например:
– Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «О государственном обязательном страховании пассажиров»;
– Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 411 «О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году»;
– Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г. № 876 «О мерах по обеспечению устойчивой работы авиационного, морского, речного и автомобильного транспорта в 1993 году»;
– Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» и другие.
Вертикальная структура системы транспортного законодательства строится на иерархии нормативных актов. В основании отдельных системных образований транспортного законодательства стоят кодификационные акты, а остальные акты, не смотря на то, что они издаются одним и тем же органом, конкретизируют крупные акт и находятся в иерархической зависимости от них. Это можно увидеть при разборе иерархии правовых актов, регулирующих отношения в того или иного вида транспорта.
Так, основным актом, который регулирует отношения, возникшие в сфере железнодорожных перевозок является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) от 2003 года. Он определяет основные условия, организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг [7]. Однако данный Устав закрепляет только общие положения, связанные с железнодорожными перевозками, его дополняют ряд других правовых актов, например: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 июля 1993 г. № 716 «О неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации в 1993 году», Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 338 (ред. от 26.04.2002) «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448 «О Концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111.