Файл: Курсовая работа претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В сфере воздушных перевозок ключевым правовым актом являет Воздушный кодекс Российской Федерации (далее – ВЗК РФ) от 19 марта 1997 г. Он закрепляет такие понятия как: «внутренняя воздушная перевозка», «международная воздушная перевозка», «коммерческая воздушная перевозка» (ст. 101 ВЗК РФ). В главе XV регулирует вопросы касаемо договоров воздушной перевозки пассажира, грузов, почты, воздушного чартера (ст. 103,104 ВЗК РФ), срока доставки грузов (ст. 109 ВЗК РФ), неполучения груза (ст. 112 ВЗК РФ), воздушная перевозка опасных грузов (ст. 113 ВЗК РФ) [4]. К дополнительным правовым актам ВКЗ РФ относятся: Указ Президента РФ от 08 августа 1998 г. № 938 «О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации»; Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 642 «Об одобрении Концепции реструктуризации и реформирования гражданской авиации Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 № 738 (ред. от 29.12.2001) «О предоставлении государственной гарантии Российской Федерации при страховании гражданской ответственности российских авиаперевозчиков» и иные.
Кодексом водного внутреннего транспорта регулируется весь комплекс отношений с потребителями услуг [4]. Кроме Кодекса, вопросы, касающиеся транспортировки грузов на речном транспорте, закреплены и в иных правовых актах. В частности, речь идет о Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2003 г. № 72 (ред. от 14.05.2013) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» и Приказе Минтранса РФ от 5 мая 2012 г. № 140 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте».
Комплексным правовым актом является Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, который связал в себе в автомобильные перевозки и перевозки на городском наземном электрическом транспорте, то есть он регулируют отношения двух автономных видов транспорта, имеющих свою специфику [8]. Однако не все вопросы нашли должное регулирования в данном Уставе, ввиду чего его дополняют ряд постановлений Правительства Российской Федерации, а именно: «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок» от 31 октября 1998 г. № 1272; «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» от 08 апреля 1992 № 228 (ред. от 26.01.2012); «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 N 272 (ред. от 26.03.2020) и остальные.
На региональном уровне (на примере Республики Мордовия) транспортные отношения регламентируют следующие правовые акты: Приказ Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства от 15 октября 2018 г. № 316 «Об утверждении Порядка проведения осмотра транспортных средств, планируемых к использованию для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», Приказ Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства от 18 марта 2019 г. № 59«Об утверждении Административного регламента по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Мордовия» и т.д.
Таким образом, нормативно-правая база, регулирующая транспортные отношения обширная и разнообразна по формам и содержанию. Транспортное законодательство считается одним из стабильных.
-
Особенности транспортных актов Российской Федерации
В Российской Федерации правовое регулирование транспортной деятельности сопряжено с такими отраслями права, как: гражданская (обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг), административная (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, административная ответственность), уголовная (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), конституционная (федеральный транспорт и т.д.).
Нормативно-правовые акты в сфере транспортной индустрии направлены на урегулирование общественных отношений, связанных с организацией деятельности транспортных организаций и функционированием транспортной инфраструктуры и общественных отношений, направленных на обеспечение транспортной деятельности (погрузочно-разгрузочные работы, транспортно-экспедиционные услуги и другие вспомогательные услуги и работы).
Следует отметить некоторые особенности транспортных актов в Российской Федерации:
– Нормы, регулирующие транспортную индустрию, относится к наиболее устойчивым в законодательстве. Имеются немало нормативных правовых актов, изданных в СССР, но действующих в сфере перевозок и в настоящее время. Они продолжают использоваться на территории РФ в части, не противоречащей транспортному законодательству.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 1998 г. № 18 (П. 2.) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщений применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации, Уставу железных дорог 2003 г., Федеральному закону от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О Федеральном железнодорожном транспорте»;
– Нормы, регулирующие транспортную индустрию, относятся к одним из систематизированных в законодательстве Российской Федерации. Следует отметить, что в отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы или кодексы, а также имеются конкретизирующие их подведомственные акты (правила, стандарты, руководства и т.п.).
В. А. Дозорцев, считает, что в комплексных кодифицированных актах не получается выделить общие правовые положения, которые характерны для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты нужны для довольно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для широкой сферы транспортных отношений. Однако имеющиеся транспортные кодексы и уставы не образуют самостоятельно отраслевой юридической системы. Таким образом, система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования транспортной деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что необходим единый кодифицированный акт - Транспортный кодекс, что в принципе предлагается и активно обсуждается исследователями [13, с. 25].
– В транспортных актов Российской Федерации отражается публичный характер деятельности транспортных предприятий, поскольку заключение договоров осуществляется перевозчиками с неограниченным кругом лиц. Имеется официальный перечень предприятий, которые обязаны выполнять перевозки, и основные условия их деятельности обнародываются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки используются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности, и т.д.
– В большинстве транспортных актов содержатся императивные нормы, которые обязательны к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений. Например, законодательство в области железнодорожного транспорта детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.
– В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед национальным законодательством. Значительную долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки, ввиду чего на транспортное законодательство РФ оказывает немаловажное воздействие международное право в сфере транспорта. Например, в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте [17, с. 168].
Таким образом, к особенностям транспортных актов Российской Федерации относится их стабильность и систематизированность.
-
Претензии и иски по перевозкам грузов (на материале судебной практики арбитражных судов РФ)
-
Общая характеристика претензионного порядка по спорам, вытекающих из договора перевозки грузов
В силу п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки груза – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату.
В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов могут быть классифицированы на:
– договор воздушной перевозки;
– договор железнодорожной перевозки;
– договор морской перевозки;
– договор перевозки по внутренним водным путям;
– договор автомобильной перевозки;
– договор перевозки в прямом смешанном сообщении.
Рассматриваемый договор является:
– двухстороним, поскольку каждая из сторон имеет свои права и несет определенные обязанности;
– взаимным, возмездным, поскольку за перевозку груза грузоотправитель обязуется уплатить провозную плату;
– срочным, поскольку нем срок исполнения обязательства определяет и срок действия договора. В соотвествии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленны транспортным законлдательством, а при отсутствии таких сроков в разумный срок;
– реальный, поскольку права и обязанности у сторон возникают в момент совершения определенных реальных действий, а именно предъявления груза отправителем и принятие его перевозчиком. Однако есть исключение, например, договор морской перевозки грузов преимущественно является консенсуальным;
Договор перевозки груза транспортом общего пользования, а также договор перевозки груза железнодорожным транспортом являются публичными. Договор перевозки груза транспортом общего пользования заключается на одинаковых для всех условиях. Цена перевозки определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Предметом договора - это действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу, а также взаимные действия грузоотправителя по оплате услуг перевозки.
Договор перевозки груза заключается в письменной форме. В настоящее время в правовой доктрине преобладает мнение о том, что транспортная накладная или даже несколько транспортных документов в зависимости от вида транспорта представляют собой письменную форму договора перевозки груза, поскольку содержит все его существенные условия [16, с. 87].
Участниками договора перевозки груза являются отправитель, перевозчик и получатель. Первоочередные обязанности перевозчика заключаются в доставке груза в пункт назначения; соблюдении сроков доставки; обеспечении сохранности груза в процессе перевозки; выдаче груза грузополучателю. Первочередной обязанностью грузоотправителя является внесение платы за перевозку груза, которая производится им еще до начала перевозки. При этом окончательные расчеты за перевозку груза, а также дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой груза, производятся не грузоотправителем, а грузополучателем по прибытии груза в пункт назначения до момента его выдачи. Кроме того, в обязанности грузополучателя входит обязанность принять прибывший в его адрес груз и выгрузить
его [15, с. 102].
Cт. 797 ГК РФ закрепляет соблюдение обязательного правила до подачи к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, а именно направление в его адрес претензии в том порядке, который предусмотрен надлежащим транспортным уставом и кодексом.
Претензией – это письменное требование об исполнении договорных обязательств. К ней должны быть приложены документы, которые подтверждают право на направление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ). К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, которые подтверждают количество, качество и стоимость отправленного груза, а также расчет суммы претензии.