Файл: Курсовая работа претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право на предъявление претензии имеют:

– в случае утраты груза - грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента – при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза;

– в случае недостачи, повреждения (порчи) груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;

– в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи
груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента) и т.д.

В соответствии со ст. 120 УЖТ РФ право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке страховое возмещение грузоотправителю и (или) грузополучателю. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку для предъявления претензии грузоотправителем и грузополучателем.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении № 30 от 6 октября 2005 г. в п. 40 пояснил, что в ст. 120 УЖТ перечислены лица, которые могут предъявлять претензии и иски, связанные с осуществлением перевозок грузов. Иным лицам, не перечисленным в ст. 120 УЖТ, право на предъявление претензий и исков к перевозчику Устав не предоставляет. Следовательно, указанные в Уставе лица не могут уступать свое право третьим лицам на предъявление претензий и исков [10].

На воздушном и морском транспорте право на предъявление претензии к перевозчику кроме лиц, указанных выше, имеет страховщик при предъявлении должных перевозочных документов, а также документов, которые подтверждают факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст. 125 ВК, ст. 404 КТМ).

На морском транспорте претензия предъявляется к транспортной организации, осуществляющей перевозку, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был должен ее осуществить (ст. 403 КТМ РФ).


В отношениях по смешанной перевозке, выполняемой предприятиями нескольких видов транспорта, претензия предъявляется к предприятию конечного пункта назначения груза.

Таким образом, претензии предъявляются к транспортному предприятию по штрафам за невыполнение обязательств по заявкам грузоотправителя. Она постоянно направляется к транспортному предприятию пункта отправления. Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными организациями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза – предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.


    1. Особенности искового производства по спорам о ненадлежащем исполнении договора перевозки грузов


Исковое производство – это урегулированная нормами гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров, о праве или охраняемом законом интересе.

Исковое производство возбуждается путём предъявления иска в суде. Под иском следует понимать средство и способ защиты субъективных прав в случае их нарушения или угрозы нарушения, то есть в случае возникновения материально-правового спора.

В соответствии с п. 2 ст. 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Таким образом, при предъявлении иска к перевозчику существенным является вопрос о последствиях несоблюдения истцом установленного законом претензионного порядка. Сперва следует исходить из ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) [11] которая закрепляет, что споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.



По общему правилу не соблюдение истцом претензионного урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения арбитражным судом (п. 2 ст. 148 АПК РФ). В соотвествии с данной нормой иски о рассмотрении спора, вытекающего из перевозки груза, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с транспортной организацией может быть оставлен без рассмотрения. Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает организацию возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа.

Рассмотрим пример из практики. Между Обществом 1 (истец) и Обществом 2 (ответчик) был заключен договор перевозки грузов автомобильным транспортом. По условиям договора Общество 1 (истец) по заявкам Общества 2 (ответчик) обязалось доставить порученный Ответчиком груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу на получение груза представителю грузополучателя, а также оказать иные услуги, связанные с перевозкой груза, в соответствии с условиями Договора и согласованными заявками Ответчика, а Ответчик обязался уплатить установленную плату.

Истцом услуги были оказаны полностью, по факту выгрузки груза Ответчику были переданы надлежащие документы. Однако погрузка (разгрузка) грузов была осуществлена со сверхнормативным простоем транспортных средств, в связи, с чем Истец выставил Ответчику счета на его оплату. В силу заключенного между сторонами договора Заказчик (грузоотправитель, грузополучатель) обязуется осуществлять погрузку (разгрузку), не допуская простоя транспорта сверх установленных сроков. В случае превышения срока погрузки (разгрузки) транспорта, Заказчик обязуется оплатить Перевозчику штраф за простой согласно п. 7.4 договора.

В связи с неоплатой задолженности Истцом в адрес Ответчика была направлена претензия. Ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств отсутствия простой транспортных средств на погрузке (выгрузке).

В свою очередь, Обществом 2 (ответчиком) был заявлен встречный иск о взыскании неустойки за отказ от согласованных заявок. Однако судом было установлено, что Обществом 2 не соблюден претензионный порядок, ввиду чего встречный иск был оставлен без рассмотрения [18].

В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» предъявление грузоотправителем, грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования претензий к перевозчику за пределами сроков, предусмотренных ст. 123 Устава, при условии соблюдения установленного Уставом и правилами перевозок грузов порядка предъявления претензий, не является основанием к возвращению искового заявления.


Рассмотрим пример из судебной практики. Общество 1 (истец) обратилось с иском в арбитражный суд к Обществу 2 (ответчик) о взыскании пени за просрочку доставки груза. Как следует из материалов между Истцом и Ответчиком был заключен Договор, в рамках которого Ответчик обязался оказывать Истцу услуги по перевозке грузов.

В мае 2018 г. Истец направил на имя начальника Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (Ответчика) письмо о простое четырех вагонов с грузом Общества 1. В ответ было сообщено, что указанные вагоны простаивали в отставленных от движения поездах по причине ограничения пропускной способности участков при проведении «окон».

В силу п. 2. Договора Общество 2 обязуется обеспечивать перевозку грузов Общества 1 в объемах и по направлениям, согласованным сторонами. Также данный пункт в договоре закрепляет обязанность Общество 2 информировать Общества 1 о возникновении обстоятельств, препятствующих выполнению условий Договора и требующих принятия Сторонами совместных решений. Однако Общество 2 (ответчиком) вовремя не проинформировало Общество 1 (истца) об ограничении пропускной способности участков железной дороги, по которым осуществляется доставка груза, ввиду чего допустило просрочку доставки грузов Общества 1 на станцию назначения.

В соответствии со ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Согласно п. 1 ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Аналогичные правила закреплены и в Уставе Железнодорожного транспорта, в частности: в силу ст. 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки; за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст.29 Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 Устава.

Обществу 2 (ответчику) по адресу нахождения филиала была направлена претензия о просрочке доставки груза с требованием оплатить пени за просрочку доставки груза. Однако претензия была возвращена без рассмотрения по причине направления её не тому территориальному центру фирменного транспортного обслуживания железной дороги, которая должна её рассматривать.


Согласно ст. 122 Устава железнодорожного транспорта РФ и приказу ОАО «РЖД» № 84 от 06 июня 2005г. рассмотрение претензий, возникших в связи с уплатой пени за просрочку доставки груза, осуществляет Территориальный центр фирменного транспортного обслуживания железной дороги, в состав которой входит железнодорожная станция назначения перевозимого груза.

Истцом была направлена курьерской службой претензия о просрочке доставки груза с требованием оплатить пени за просрочку доставки груза в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания железной дороги, в состав которой входит железнодорожная станция назначения перевозимого груза. В ответ на отправленную претензию Ответчик указал, что оставляет её без рассмотрения по причине пропуска срока предъявления претензии. Расчет пени за просрочку доставки груза Ответчиком оспорен не был.

При принятии решения о принятии дела к производству суд ссылался на п. 42 и п. 46 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. № 30.

В соответствии с п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. № 30 в случае, когда перевозчик возвратил без рассмотрения заявленную с нарушением установленного порядка претензию, а заявитель в пределах срока исковой давности вторично предъявил претензию в установленном порядке, истечение сроков, указанных в статье 123 Устава, не является препятствием к принятию искового заявления арбитражным судом и рассмотрению спора по существу.

Таким образом, в соответствии с разъяснениями высшей судебной инстанции нарушение грузоотправителем, грузополучателем закрепленных Уставом претензионных сроков при соблюдении установленного порядка предъявления претензий не отменяет их права на исковое заявление, а влечет лишь то негативное последствие, что на них могут быть отнесены судебные расходы [19].

При предъявлении исков по перевозки грузов важным аспектом является срок исковой давности.

Под исковой давностью следует понимать срок в течение которого лицо, право которого нарушено, может обратиться в суд первой инстанции для защиты прав по иску.

По общему правилу срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ. Однако в соотвествии со п. 3 ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Этот срок является единым для всех видов транспорта. Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается в основном со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.