Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и принципы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования нотариата в России
2.1 Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
2.2 Формы государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации
местного самоуправления принимает решение, либо принимает распоряжение о возложении полномочий по совершению нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц данного органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо3.
Действительно, на сегодняшний день еще сохраняется институт государственного нотариата. В период с 1993 года по 2013 год по данным Федеральной нотариальной палаты, количество частнопрактикующих нотариусов резко увеличивалось. Если на 1993 год их насчитывалось 2165 человек, то уже к 2000 году их стало 5650, а к 2013 году 7635 человек4. Увеличение числа частнопрактикующих нотариусов можно проследить по графику, составленному автором (Приложение 1).
По данным, полученным с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, на 16 апреля 2017 года, в России насчитывается 21478 нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, из них действующих - 8042 человека (Приложение 2). При этом государственных нотариусов и лиц, сдавших квалификационных экзамен - 180 человек, из них действующих - всего 17 (Приложение 3), при этом в Вологодской области - нет ни одного5. Из Приложения 4 хорошо видно соотношение числа частнопрактикующих и государственных нотариусов. Число государственных нотариусов достаточно низкое. Государственная политика в настоящее время направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны.28 сентября 2016 года прошло совещание представителей нотариальных палат в Республике Бурятия по вопросам формирования Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая начнет свою работу с 01 января 2017 года6. Что приведет к фактическому исчезновению института государственного нотариата в будущем. Если обратиться к Приложению 5, то можно увидеть, что государственные нотариусы располагаются в основном в самых отдаленных уголках нашей страны и на её окраинах.
В.В. Ярков, ученый-цивилист, считает, что термин "нотариат" полизначен и может быть определен следующим образом: "нотариат - это система органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством, правом совершения нотариальных действий; отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; а также учебный курс…"7
. Схожее по ключевым признакам определение дают ученые в области гражданского права Ю.Н. Власов и В.В. Калинин8.
Рассмотрение нотариата с точки зрения системы нотариальных органов приводится в работах в О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают "особый статус нотариальных органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи"9.
Наиболее полное толкование термина "нотариат" привели видные исследователи в сфере гражданского права Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных. По их мнению, "нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости"10.
Целью правовой деятельности нотариата является приобретение и юридическое закрепление реальных прав. Это могут быть, например, наследственные права, или же право собственности. Отличительной чертой нотариальной деятельности от судебной практики по гражданским делам, является то, что ее предметом являются только те дела, в которых отсутствует спор. Кроме того, "нотариат призван обеспечивать основу прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации"11. Отсюда следует, что особенностью нотариальной деятельности является то, что она состоит из нотариальных действий.
Можно выделить следующие ключевые задачи нотариата: "активная охрана законных интересов и прав предприятий, граждан, различных государственных, негосударственных учреждений, каких-либо общественных объединений; активная охрана абсолютно всех современных форм собственности; предупреждение различных правонарушений именно путем своевременного и предварительного удостоверения договоров, прочих сделок, а также совершения каких-либо исполнительных действий"
12.
Однако, понятие "нотариальное действие" не определено в российском законодательстве. В Основах законодательства о нотариате дан только перечень нотариальных действий (статьи 35 и 38 Основ законодательства о нотариате). В юридической литературе под нотариальным действием понимается "во-первых, содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия)"13.
Исходя из законодательства, в котором применяется данное понятие, можно выделить следующие его черты. Во-первых, нотариальные действия могут совершать лишь четко определенные в законодательстве субъекты. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия вправе осуществлять: "нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой", "глава местной администрации поселения и специально уполномоченное лицо местного самоуправления муниципального района", "должностные лица консульских учреждений Российской Федерации"14. То есть, на сегодняшний день, в состав нотариата в России входят следующие элементы: государственные и частнопрактикующие нотариусы, должностные лица, которые наделены правом выполнения нотариальных действия. При совершении нотариальных действий государственные и частнопрактикующие нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. "Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу"15. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия осуществляются "от имени Российской Федерации16, что особо выделяет их официальный и публичный характер.
Еще одной чертой нотариата является то, что деятельность нотариуса в Российской Федерации строго регламентирована законодательством и формализована. Статья 1 Основ гласит, что "нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли"17. Также, следует отметить, что статья 22 Основ четко определяет, что "за совершение нотариальных действий взимается государственная пошлина либо нотариальный тариф"18. Это нам четко иллюстрирует еще одну важнейшую черту нотариальной деятельности - нотариальное действие будет являться совершенным только с момента уплаты определенной денежной суммы, выраженной в государственной пошлине или нотариальном тарифе. Размер государственной пошлины за осуществление нотариальных действий определяется статьями 333.24 и 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации
19. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, а также размер нотариального тарифа определяется ст.22 и ст.22.1 Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Частнопрактикующие нотариусы за совершение нотариальных действий взыскивают нотариальный тариф. За те нотариальные действия, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, тариф равняется размеру государственной пошлины, определенной в статье 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации. За совершение действий, для которых не требуется обязательной нотариальной формы, взымается тариф, предусмотренный статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате. Тариф, взимаемый за выполнение нотариальных действий частнопрактикующими нотариусами состоит из двух составляющих: плата за само действие, плата за услуги правового и технического характера (составление проекта документа, его редактирование), при этом размер УПТХ устанавливается Федеральной нотариальной палатой ежегодно20. В статьях 333.35 и 333.38 Налогового кодекса определен перечень оснований для предоставления льгот при выполнении нотариальных действий. Льготы предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты нотариального тарифа.
Как отмечает Д.В. Косенко, "сущность нотариальных действий проявляется в том, что каждое из них, по сути, делегировано государством, что означает, что они имеют государственно-властный характер, хотя и осуществляются в своей подавляющей части негосударственными органами - государственным и частным нотариатом, органами местного самоуправления"21. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нотариальные действия, которые осуществляют как государственные, так и частные нотариусы можно охарактеризовать как публично-значимые. Данный признак - "делегированность государством, позволяет рассматривать результаты их реализации - нотариальные акты и документы - как публичные властеустановления, обеспеченные государственной защитой"22. Судья Конституционного суда А.Л. Кононов, при выражении своего особого мнения указал, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов"
23.
Что касается понятия государственного регулирования в сфере нотариата, то его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это вся деятельность государства, в лице его государственных органов и должностных лиц, так или иначе касающаяся деятельности нотариата и его правовых основ. Сюда можно включить и законодательное регулирование нотариата, и механизмы назначения на должность нотариуса, прекращения его полномочий; фиксирование и проверка требований к нотариусу; контроль над деятельностью нотариата, и др. В узком смысле, государственно-правое регулирование нотариата следует рассматривать как контроль над его деятельностью со стороны органов государства. С точки зрения автора, целесообразно рассматривать государственно-правовое регулирование деятельности нотариата с более широкой точки зрения.
Принцип в науке - это основное исходное положение, основополагающее начало какой-либо теории, системы. Принципы государственного регулирования в сфере нотариата основываются на Конституции Российской Федерации, а также другом отраслевом законодательстве.
Исследователи в области нотариального права приводят схожие позиции относительно принципов деятельности нотариата. Такие исследователи, как В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин делят данные принципы на две группы: конституционные (содержащиеся в Конституции Российской Федерации) и отраслевые (присущие только деятельности нотариата) 24.
Р.И. Вергасова условно подразделяет все принципы государственно-правового регулирования деятельности нотариата на следующие группы:
"организационные принципы (независимость и беспристрастность деятельности нотариата; ее публичный характер; осуществление специально уполномоченными лицами; равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов; обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальной палате субъекта; обжалование нотариальных действий или отказов в их совершении); функциональные принципы (равенство физических и юридических лиц при осуществлении нотариального делопроизводства; процедурно-процессуальный характер деятельности нотариуса; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства); конституционные принципы (законность, равенство всех перед законом и судом; принцип совместного ведения нотариатом Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации); отраслевые принципы (принцип
Действительно, на сегодняшний день еще сохраняется институт государственного нотариата. В период с 1993 года по 2013 год по данным Федеральной нотариальной палаты, количество частнопрактикующих нотариусов резко увеличивалось. Если на 1993 год их насчитывалось 2165 человек, то уже к 2000 году их стало 5650, а к 2013 году 7635 человек4. Увеличение числа частнопрактикующих нотариусов можно проследить по графику, составленному автором (Приложение 1).
По данным, полученным с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, на 16 апреля 2017 года, в России насчитывается 21478 нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, из них действующих - 8042 человека (Приложение 2). При этом государственных нотариусов и лиц, сдавших квалификационных экзамен - 180 человек, из них действующих - всего 17 (Приложение 3), при этом в Вологодской области - нет ни одного5. Из Приложения 4 хорошо видно соотношение числа частнопрактикующих и государственных нотариусов. Число государственных нотариусов достаточно низкое. Государственная политика в настоящее время направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны.28 сентября 2016 года прошло совещание представителей нотариальных палат в Республике Бурятия по вопросам формирования Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая начнет свою работу с 01 января 2017 года6. Что приведет к фактическому исчезновению института государственного нотариата в будущем. Если обратиться к Приложению 5, то можно увидеть, что государственные нотариусы располагаются в основном в самых отдаленных уголках нашей страны и на её окраинах.
В.В. Ярков, ученый-цивилист, считает, что термин "нотариат" полизначен и может быть определен следующим образом: "нотариат - это система органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством, правом совершения нотариальных действий; отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; а также учебный курс…"7
. Схожее по ключевым признакам определение дают ученые в области гражданского права Ю.Н. Власов и В.В. Калинин8.
Рассмотрение нотариата с точки зрения системы нотариальных органов приводится в работах в О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают "особый статус нотариальных органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи"9.
Наиболее полное толкование термина "нотариат" привели видные исследователи в сфере гражданского права Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных. По их мнению, "нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости"10.
Целью правовой деятельности нотариата является приобретение и юридическое закрепление реальных прав. Это могут быть, например, наследственные права, или же право собственности. Отличительной чертой нотариальной деятельности от судебной практики по гражданским делам, является то, что ее предметом являются только те дела, в которых отсутствует спор. Кроме того, "нотариат призван обеспечивать основу прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации"11. Отсюда следует, что особенностью нотариальной деятельности является то, что она состоит из нотариальных действий.
Можно выделить следующие ключевые задачи нотариата: "активная охрана законных интересов и прав предприятий, граждан, различных государственных, негосударственных учреждений, каких-либо общественных объединений; активная охрана абсолютно всех современных форм собственности; предупреждение различных правонарушений именно путем своевременного и предварительного удостоверения договоров, прочих сделок, а также совершения каких-либо исполнительных действий"
12.
Однако, понятие "нотариальное действие" не определено в российском законодательстве. В Основах законодательства о нотариате дан только перечень нотариальных действий (статьи 35 и 38 Основ законодательства о нотариате). В юридической литературе под нотариальным действием понимается "во-первых, содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия)"13.
Исходя из законодательства, в котором применяется данное понятие, можно выделить следующие его черты. Во-первых, нотариальные действия могут совершать лишь четко определенные в законодательстве субъекты. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия вправе осуществлять: "нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой", "глава местной администрации поселения и специально уполномоченное лицо местного самоуправления муниципального района", "должностные лица консульских учреждений Российской Федерации"14. То есть, на сегодняшний день, в состав нотариата в России входят следующие элементы: государственные и частнопрактикующие нотариусы, должностные лица, которые наделены правом выполнения нотариальных действия. При совершении нотариальных действий государственные и частнопрактикующие нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. "Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу"15. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия осуществляются "от имени Российской Федерации16, что особо выделяет их официальный и публичный характер.
Еще одной чертой нотариата является то, что деятельность нотариуса в Российской Федерации строго регламентирована законодательством и формализована. Статья 1 Основ гласит, что "нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли"17. Также, следует отметить, что статья 22 Основ четко определяет, что "за совершение нотариальных действий взимается государственная пошлина либо нотариальный тариф"18. Это нам четко иллюстрирует еще одну важнейшую черту нотариальной деятельности - нотариальное действие будет являться совершенным только с момента уплаты определенной денежной суммы, выраженной в государственной пошлине или нотариальном тарифе. Размер государственной пошлины за осуществление нотариальных действий определяется статьями 333.24 и 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации
19. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, а также размер нотариального тарифа определяется ст.22 и ст.22.1 Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Частнопрактикующие нотариусы за совершение нотариальных действий взыскивают нотариальный тариф. За те нотариальные действия, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, тариф равняется размеру государственной пошлины, определенной в статье 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации. За совершение действий, для которых не требуется обязательной нотариальной формы, взымается тариф, предусмотренный статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате. Тариф, взимаемый за выполнение нотариальных действий частнопрактикующими нотариусами состоит из двух составляющих: плата за само действие, плата за услуги правового и технического характера (составление проекта документа, его редактирование), при этом размер УПТХ устанавливается Федеральной нотариальной палатой ежегодно20. В статьях 333.35 и 333.38 Налогового кодекса определен перечень оснований для предоставления льгот при выполнении нотариальных действий. Льготы предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты нотариального тарифа.
Как отмечает Д.В. Косенко, "сущность нотариальных действий проявляется в том, что каждое из них, по сути, делегировано государством, что означает, что они имеют государственно-властный характер, хотя и осуществляются в своей подавляющей части негосударственными органами - государственным и частным нотариатом, органами местного самоуправления"21. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нотариальные действия, которые осуществляют как государственные, так и частные нотариусы можно охарактеризовать как публично-значимые. Данный признак - "делегированность государством, позволяет рассматривать результаты их реализации - нотариальные акты и документы - как публичные властеустановления, обеспеченные государственной защитой"22. Судья Конституционного суда А.Л. Кононов, при выражении своего особого мнения указал, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов"
23.
Что касается понятия государственного регулирования в сфере нотариата, то его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это вся деятельность государства, в лице его государственных органов и должностных лиц, так или иначе касающаяся деятельности нотариата и его правовых основ. Сюда можно включить и законодательное регулирование нотариата, и механизмы назначения на должность нотариуса, прекращения его полномочий; фиксирование и проверка требований к нотариусу; контроль над деятельностью нотариата, и др. В узком смысле, государственно-правое регулирование нотариата следует рассматривать как контроль над его деятельностью со стороны органов государства. С точки зрения автора, целесообразно рассматривать государственно-правовое регулирование деятельности нотариата с более широкой точки зрения.
Принцип в науке - это основное исходное положение, основополагающее начало какой-либо теории, системы. Принципы государственного регулирования в сфере нотариата основываются на Конституции Российской Федерации, а также другом отраслевом законодательстве.
Исследователи в области нотариального права приводят схожие позиции относительно принципов деятельности нотариата. Такие исследователи, как В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин делят данные принципы на две группы: конституционные (содержащиеся в Конституции Российской Федерации) и отраслевые (присущие только деятельности нотариата) 24.
Р.И. Вергасова условно подразделяет все принципы государственно-правового регулирования деятельности нотариата на следующие группы:
"организационные принципы (независимость и беспристрастность деятельности нотариата; ее публичный характер; осуществление специально уполномоченными лицами; равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов; обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальной палате субъекта; обжалование нотариальных действий или отказов в их совершении); функциональные принципы (равенство физических и юридических лиц при осуществлении нотариального делопроизводства; процедурно-процессуальный характер деятельности нотариуса; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства); конституционные принципы (законность, равенство всех перед законом и судом; принцип совместного ведения нотариатом Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации); отраслевые принципы (принцип