Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и принципы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования нотариата в России
2.1 Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
2.2 Формы государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации
49. Федеральная нотариальная палата принимает и утверждает список данных причин. 50.
Исследователями в качестве источника права все больше признается судебная практика, которая имеет правообразующее и правореализационное значение. Существуют следующие формы судебной практики: акты судов международного значения, акты Президиума и Пленума Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации. В настоящее время относительно судебной практики сложилась следующая позиция: судебная власть оказывает влияние на законодательную и исполнительную путем принятия актов, контролирующих акты и деятельность органов власти, а также служит ориентиром для последующей их деятельности. Кроме того, судебная практика восполняет пробелы и недочеты в законодательстве, возникающие в результате быстрых темпов развития общества.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность нотариата, как уже говорилось выше, являются "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", принятые Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года. Основы законодательства определяют организационную структуру нотариата, сферы и направления его деятельности, определяют правовой статус нотариуса, определяют механизм учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также главные направления в сфере развития нотариата.
Регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России), что следует из Положения о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 131351. Минюст осуществляет функции по "выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата", осуществляет "функции по контролю и надзору в сфере нотариата".
Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации (Минюст России) от 03 марта 2014 года № 25, а также Положению об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации № 26 от 03 марта 2014 года, с изменениями, утвержденными приказом № 237 Минюста России от 20 октября 2016 года одной из основных задач управлений Минюста России является "осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата". В их компетенцию входит также: создание и ликвидация государственных нотариальных контор, контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами, ведение учета сведений о главах местных администраций поселений уполномоченных на совершение нотариальных действий, ведение реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выдача выписок из него, проведение конкурса и совместно с нотариальной палатой субъекта образование конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса, создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, организация прохождения стажировки, "принятие решения о наделении частнопрактикующих нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества", наделение,
совместно с нотариальной палатой субъекта, полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу, принятие решения об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта, представление в орган государственной власти субъекта предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, учреждение и ликвидация должности нотариусов в субъекте, по согласованию с нотариальной палатой52, направление сведений, подтверждающих назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица"53.
После образования свободного нотариата не существовало единых правил ведения нотариального делопроизводства. Все нотариусы вели дела так, как привыкли во время работы в государственных нотариальных конторах. Ошибка при совершении нотариального действия могла быть выявлена через годы, поэтому требовалось срочно принять правила для ведения единообразного делопроизводства.16 апреля 2014 года Минюст России своим приказом утверждает Правила нотариального делопроизводства54, которые приводят весь документооборот у всех нотариусов в единый вид, утверждены единые формы удостоверительных надписей к документам.
К 2000-м годам в России нотариат превратился, по сути, в орган, для удостоверения согласий, доверенностей и свидетельствования подлинности подписей. Удостоверение сделок было изъято из компетенции нотариусов, что был далеко от его исторического назначения.
Начиная с 2015 года юридическая практика в сфере заключения гражданско-правовых договоров изменилась в части соблюдения обязательной нотариальной формы. На основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"55, а также Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
56, введено обязательная нотариальная форма удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности третьему лицу; с продажей земельных долей; сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему либо ограниченно дееспособному; соглашений о разделе нажитого во время брака имущества супругов. Это связано с тем, что ранее недобросовестный покупатель мог приобрести за низкую цену маленькую долю квартиры и получить право проживания в ней. После чего там создаются невыносимые условия проживания для других сособственников, чтобы заставить продать остальные доли.
Что касается соглашения о разделе общего имущества супругов, то при разводе при разделе имущества, очень часто соглашения заключаются на абсолютно невыгодных для одной из сторон условиях.
Константин Корсик, Президент Федеральной нотариальной палаты, в своем интервью на официальном визите делегации в Баку для участия в международном семинаре, организованном Министерством юстиции Азербайджана, Федеральной нотариальной палатой и Кильским университетом (Германия) с 06 по 08 апреля 2017 года, отметил, что это "наиболее уязвимые категории граждан, а в результате совершения в прошлом сделок без участия нотариусов в этой сфере часто нарушались их права, и эта проблема выросла до общегосударственного уровня. Законодатель решил использовать нотариат как инструмент по защите прав и законных интересов этих категорий граждан"57. "Этот закон развивает стратегию противодействия мошенничеству с правами на недвижимость с помощью нотариата. Благодаря новеллам закона уходят в прошлое лазейки, которыми пользовались "квартирные рейдеры, нотариус должен проверить, что сособственники недвижимости извещены о возможности преимущественного права покупки доли"58. При этом, нотариусы работают "в режиме одного окна", то есть самостоятельно запрашивают и направляют на регистрацию все необходимые документы, что существенно облегчает процедуру. В 2009 году под эгидой Минюста России, при участии Президента Федеральной палаты России, заслуженного юриста Марии Ивановны Сазоновой был выдвинут проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации"59. Данный законопроект был направлен во все нотариальные палаты Российской Федерации в 2010 году. По сообщению Федеральной нотариальной палаты на законопроект поступило большое количество замечаний, которые требуют дополнительного обсуждения. На сегодняшний день данный законопроект не приобрел статуса закона.
В связи с огромным количеством оформляемых нотариусами документов возникла потребность в учете, защите данных, а также в возможности проверки достоверности и правомерности совершения нотариальных действий самими нотариусами. Под эгидой Минюста России в сфере нотариата активно внедряются электронные технологии. Это делается с целью ускорения проводимых процедур, а также повышения защиты и достоверности юридически значимой информации.
Таким образом, государственно-правовое регулирование нотариата в России осуществляется в строгом соответствии с законом. Главным органом, осуществляющим государственно-правовое регулирование в сфере нотариата, является Минюст России, который определяет основные направления политики в сфере нотариата в основном совместно с Федеральной нотариальной палатой. В этом и заключается основной недочет системы государственного регулирования нотариата. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, в интересах граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), то полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. Кроме того, на законодательном уровне нечетко описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата. Данный аспект рассматриваемого вопроса требует существенного изменения и дополнения. Тем не менее, в данной сфере происходят положительные изменения, такие как введение Единой информационной системы нотариата, внедрение Правил нотариального делопроизводства, электронного документооборота, передача нотариату для удостоверения сделок с долями недвижимого имущества и другое. Это означает, что направление политики государства в данной области успешно реализуется на практике.
Важнейшим аспектом государственно-правового регулирования нотариата является контроль деятельности нотариата со стороны государства. Вопросам контроля над деятельностью нотариуса непосредственно посвящена Глава VII Раздела I Основ законодательства Российской Федерации о нотариате "Контроль за деятельностью нотариусов".
Контроль в сфере нотариата в Российской Федерации можно разделить на следующие виды: профессиональный контроль, осуществляемый Министерством Юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов; судебный контроль, налоговый контроль; контроль органов, взимающих платежи во внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 34 Основ законодательства о нотариате указано, что "контроль над выполнением профессиональных обязанностей нотариусами, функционирующими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по контролированию в сфере нотариата, и его территориальный органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты" 60.
Согласно Основам и Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации61 все основные функции по государственно-правовому регулированию в сфере частного нотариата осуществляют Минюст России и его органы, находящиеся в субъектах федерации, а также нотариальные палаты. Министерство юстиции Российской Федерации устанавливает формы реестров, где регистрируются нотариальные действия, свидетельств и удостоверительных надписей, "совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших экзамен, на решение квалификационной комиссии"; претворяет в жизнь контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, производит учет сведений о главах администраций поселений и специально уполномоченных лицах местного самоуправления
Исследователями в качестве источника права все больше признается судебная практика, которая имеет правообразующее и правореализационное значение. Существуют следующие формы судебной практики: акты судов международного значения, акты Президиума и Пленума Верховного суда Российской Федерации, Конституционного суда Российской Федерации. В настоящее время относительно судебной практики сложилась следующая позиция: судебная власть оказывает влияние на законодательную и исполнительную путем принятия актов, контролирующих акты и деятельность органов власти, а также служит ориентиром для последующей их деятельности. Кроме того, судебная практика восполняет пробелы и недочеты в законодательстве, возникающие в результате быстрых темпов развития общества.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность нотариата, как уже говорилось выше, являются "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате", принятые Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года. Основы законодательства определяют организационную структуру нотариата, сферы и направления его деятельности, определяют правовой статус нотариуса, определяют механизм учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также главные направления в сфере развития нотариата.
Регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации (Минюст России), что следует из Положения о Министерстве Юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 131351. Минюст осуществляет функции по "выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата", осуществляет "функции по контролю и надзору в сфере нотариата".
Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации (Минюст России) от 03 марта 2014 года № 25, а также Положению об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации № 26 от 03 марта 2014 года, с изменениями, утвержденными приказом № 237 Минюста России от 20 октября 2016 года одной из основных задач управлений Минюста России является "осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата". В их компетенцию входит также: создание и ликвидация государственных нотариальных контор, контроль за исполнением профессиональных обязанностей государственными нотариусами, ведение учета сведений о главах местных администраций поселений уполномоченных на совершение нотариальных действий, ведение реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, выдача выписок из него, проведение конкурса и совместно с нотариальной палатой субъекта образование конкурсной комиссии на замещение вакантной должности нотариуса, создание квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, организация прохождения стажировки, "принятие решения о наделении частнопрактикующих нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества", наделение,
совместно с нотариальной палатой субъекта, полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу, принятие решения об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта, представление в орган государственной власти субъекта предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, учреждение и ликвидация должности нотариусов в субъекте, по согласованию с нотариальной палатой52, направление сведений, подтверждающих назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица"53.
После образования свободного нотариата не существовало единых правил ведения нотариального делопроизводства. Все нотариусы вели дела так, как привыкли во время работы в государственных нотариальных конторах. Ошибка при совершении нотариального действия могла быть выявлена через годы, поэтому требовалось срочно принять правила для ведения единообразного делопроизводства.16 апреля 2014 года Минюст России своим приказом утверждает Правила нотариального делопроизводства54, которые приводят весь документооборот у всех нотариусов в единый вид, утверждены единые формы удостоверительных надписей к документам.
К 2000-м годам в России нотариат превратился, по сути, в орган, для удостоверения согласий, доверенностей и свидетельствования подлинности подписей. Удостоверение сделок было изъято из компетенции нотариусов, что был далеко от его исторического назначения.
Начиная с 2015 года юридическая практика в сфере заключения гражданско-правовых договоров изменилась в части соблюдения обязательной нотариальной формы. На основании Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"55, а также Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
56, введено обязательная нотариальная форма удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности третьему лицу; с продажей земельных долей; сделок по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему либо ограниченно дееспособному; соглашений о разделе нажитого во время брака имущества супругов. Это связано с тем, что ранее недобросовестный покупатель мог приобрести за низкую цену маленькую долю квартиры и получить право проживания в ней. После чего там создаются невыносимые условия проживания для других сособственников, чтобы заставить продать остальные доли.
Что касается соглашения о разделе общего имущества супругов, то при разводе при разделе имущества, очень часто соглашения заключаются на абсолютно невыгодных для одной из сторон условиях.
Константин Корсик, Президент Федеральной нотариальной палаты, в своем интервью на официальном визите делегации в Баку для участия в международном семинаре, организованном Министерством юстиции Азербайджана, Федеральной нотариальной палатой и Кильским университетом (Германия) с 06 по 08 апреля 2017 года, отметил, что это "наиболее уязвимые категории граждан, а в результате совершения в прошлом сделок без участия нотариусов в этой сфере часто нарушались их права, и эта проблема выросла до общегосударственного уровня. Законодатель решил использовать нотариат как инструмент по защите прав и законных интересов этих категорий граждан"57. "Этот закон развивает стратегию противодействия мошенничеству с правами на недвижимость с помощью нотариата. Благодаря новеллам закона уходят в прошлое лазейки, которыми пользовались "квартирные рейдеры, нотариус должен проверить, что сособственники недвижимости извещены о возможности преимущественного права покупки доли"58. При этом, нотариусы работают "в режиме одного окна", то есть самостоятельно запрашивают и направляют на регистрацию все необходимые документы, что существенно облегчает процедуру. В 2009 году под эгидой Минюста России, при участии Президента Федеральной палаты России, заслуженного юриста Марии Ивановны Сазоновой был выдвинут проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации"59. Данный законопроект был направлен во все нотариальные палаты Российской Федерации в 2010 году. По сообщению Федеральной нотариальной палаты на законопроект поступило большое количество замечаний, которые требуют дополнительного обсуждения. На сегодняшний день данный законопроект не приобрел статуса закона.
В связи с огромным количеством оформляемых нотариусами документов возникла потребность в учете, защите данных, а также в возможности проверки достоверности и правомерности совершения нотариальных действий самими нотариусами. Под эгидой Минюста России в сфере нотариата активно внедряются электронные технологии. Это делается с целью ускорения проводимых процедур, а также повышения защиты и достоверности юридически значимой информации.
Таким образом, государственно-правовое регулирование нотариата в России осуществляется в строгом соответствии с законом. Главным органом, осуществляющим государственно-правовое регулирование в сфере нотариата, является Минюст России, который определяет основные направления политики в сфере нотариата в основном совместно с Федеральной нотариальной палатой. В этом и заключается основной недочет системы государственного регулирования нотариата. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени государства, в интересах граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц), то полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. Кроме того, на законодательном уровне нечетко описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата. Данный аспект рассматриваемого вопроса требует существенного изменения и дополнения. Тем не менее, в данной сфере происходят положительные изменения, такие как введение Единой информационной системы нотариата, внедрение Правил нотариального делопроизводства, электронного документооборота, передача нотариату для удостоверения сделок с долями недвижимого имущества и другое. Это означает, что направление политики государства в данной области успешно реализуется на практике.
2.2 Формы государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации
Важнейшим аспектом государственно-правового регулирования нотариата является контроль деятельности нотариата со стороны государства. Вопросам контроля над деятельностью нотариуса непосредственно посвящена Глава VII Раздела I Основ законодательства Российской Федерации о нотариате "Контроль за деятельностью нотариусов".
Контроль в сфере нотариата в Российской Федерации можно разделить на следующие виды: профессиональный контроль, осуществляемый Министерством Юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов; судебный контроль, налоговый контроль; контроль органов, взимающих платежи во внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 34 Основ законодательства о нотариате указано, что "контроль над выполнением профессиональных обязанностей нотариусами, функционирующими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, исполняющий функции по контролированию в сфере нотариата, и его территориальный органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой - нотариальные палаты" 60.
Согласно Основам и Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации61 все основные функции по государственно-правовому регулированию в сфере частного нотариата осуществляют Минюст России и его органы, находящиеся в субъектах федерации, а также нотариальные палаты. Министерство юстиции Российской Федерации устанавливает формы реестров, где регистрируются нотариальные действия, свидетельств и удостоверительных надписей, "совместно с Федеральной нотариальной палатой утверждает количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса, образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших экзамен, на решение квалификационной комиссии"; претворяет в жизнь контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, производит учет сведений о главах администраций поселений и специально уполномоченных лицах местного самоуправления