ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выступление по дисциплине:
«Детская литература»
Алина: Наша группа (Алина Удалова, Христина Ромасенко, Анастасия Семенова) подготовили выступление, сопровождающее презентацией, о таком малом жанре, как загадки.
Христина: Начнём с определения. Загадка в устном народном творчестве понимается как поэтическая формула, сознательно скрывающая от слушателя основной смысл, выраженный этой формулой. Определение взято из списка литературы: Мельников «Русский детский фольклор».
Настя: Какими же признаками обладает этот жанр? Признаками данного жанра являются:
-
Загадка состоит из 1-2 предложений. -
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. -
Цель создания загадок: поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать. В загадке не должно быть прямой подсказки. -
В загадке используется образные слова и словосочетания – это метафора, (пример: под крышей белый гвоздь висит. - сосулька сравнивается с гвоздем), может быть олицетворение – это сопоставление неодушевленного предмета с человеком, животными (пример: Летом шубу надевает, а зимой снимает (Лес)), сравнение – пример: Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мёд – вишня, эпитет – пример: Повернулось к солнцу, золотое донце - подсолнух. -
Загадка может иметь стихотворную форму.
Алина: Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребёнка с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл, повышает способность и определенность мышления и силу воображения. Загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.
Христина: Тематика загадок отражает практический опыт человека, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: звездное небо, светила, ветер, дождь, снег, радуга и т.п.; единицы времени, растения и животные; человек, его тело, одежда и пища, семья; предметы и орудия труда, занятия и ремесла, жилище и утварь и т. д. При этом «ответная» часть загадки (отгадка) носит по преимуществу предметный характер (например, загадывается «ветер»), а «вопросная» – предикативный (задаются признаки загаданного объекта.
Настя: Все программы по чтению в начальной школе, опираясь на педагогическую традицию 19 века, включают в свой состав загадку как малый жанр фольклора. Обратимся к нескольким из них.
В программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов – Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100») в учебнике для второго класса в разделе «Сказка мудростью богата» представлены народные и литературные загадки. Учащихся знакомят с некоторыми приёмами анализа загадки, с планом самостоятельного составления загадки по образцу (стр. 46). Есть задание, направленные на самостоятельный анализ литературной загадки: «Посмотрите внимательно как «сделаны» загадки Б. Заходера, С. Маршака, А. Прокофьева. Попробуйте сами сочинить загадки» (стр.49). Творческие задания: «Нарисуйте отгадки. Устройте на уроке чтения весёлый конкурс загадок. Как вы думаете, почему загадки включены именно в этот раздел книги?» (стр.49). В списки рекомендуемой литературы включены сборники русских народных загадок, книги детских писателей с литературными загадками. И в учебнике четвёртого класса (в конце его) рекомендуются книги с народными и литературными загадками: Даль В. Старик – годовик, Маршак С. Сказки. Стихи. Загадки, Сапгир Г. Птицы в тетради. Звёздная карусель. Четыре конверта. И все же целенаправленной системы работы с загадкой в программе по литературному чтению УМК «Школа 2100» нет.
Алина: Программа «Литературное чтение» (по системе Л.В. Занкова) разработана В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой. В основе программы курса литературного чтения (2-4 кл.) лежит единый методологический принцип – изучения литературы как искусства. Помимо базового программа предлагает материал, расширяющий представления ученика о мире литературы и искусства. В системе работы с загадкой много разноплановых заданий:
Например: «Продолжи ряд сравнений. С чем сравниваются загаданные предметы?», «Нарисуй отгадку в виде живого персонажа»; «Догадайся какие загадки старше? Что тебе подсказало? Какие слова, какие предметы?»
В программе «Литературное чтение» предлагается больше литературных, чем народных загадок, много внимания уделяется работе с рифмой в загадке – часто используются стихи, в которых надо вставить в рифму слова.
В программе по литературному чтению В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой недостаточно проработана методика изучения загадки как жанра, так как не выявлена одна из главных составляющих загадки – метафора, без уточнения их различий.
Христина: В программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» в учебнике для второго класса в разделе «Народная мудрость» дано начальное представление о фольклоре, представлено много, по сравнению с другими программами, малых жанров фольклора, в том числе и загадка. На страницах, посвящённых загадке, дано определение: «Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, по которым надо найти отгадку». Учебники второго класса (1 и 2 части) изобилуют загадками. Но почти ко всем есть рисунок – отгадка или дан ответ, что лишает ребёнка возможности отгадать загадки самостоятельно и сводит на нет задания, направленные на изучение загадки: Какие слова помогли тебе отгадать загадку?
Второе задание: прочитать загадку, отгадать её и записать отгадку в тетради.
Народные загадки даны вперемежку с литературными.
Третье задание дано в конце раздела в рубрике «Проверь себя»: «Попробуй придумать загадку», но не указано, как это сделать.
В рубрике «Книжная полка» (список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения) не названа ни одна книга с загадками.
Во второй части учебника для второго класса (стр. 6) есть такие задания:
- Сравни эти загадки. Что помогает разгадать загадку? Запиши отгадки в тетрадь. – Придумай свою загадку о … и опять не сказано, как сочинить загадку.
На странице 9 – Что помогло отгадать загадку? Докажи. Непонятно, что же надо доказать ребёнку?
Далеко не на всех страницах с загадками есть задания. Преобладают задания: Прочитай, отгадай, запиши. Вспомни загадку о… Придумай свою загадку о…
Во второй части учебника в рубрике «Проверь себя» нет заданий к загадкам.
В учебнике 3-го класса на странице 21 после задания: «Подумай, что такое загадка?» сразу дано определение: «Загадка – короткое произведение устного народного творчества, в котором вместо предмета или явления называются их признаки или действия. По ним нужно найти отгадку. Попробуй отгадать…» и даны загадки, а после них – отгадки, записанные вперемежку, через запятую.
На странице 22 дана классификация – «Какие бывают загадки?»:
На странице 24 даны такие задания: Какие бывают загадки? Что помогает найти ответ? Сочини свою загадку. Далее дан план действий для сочинения загадки: «Выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных, о доме. Реши, какая это будет загадка (загадка-вопрос, загадка-описание, загадка-сравнение). Выбери предмет и сочини о нём загадку. Докажи, что получилась загадка.» Дано указание: «Рассуждай так: Здесь говорится о неизвестном предмете, который похож на<…> Причём <…> Это …».
Задания, в основном, на развитие техники чтения, выразительного чтения (Выдели голосом важные для отгадки слова.) и часто такое задание: Что такое загадка?
В учебнике 3-го класса (2 ч.) и 4-го класса (1 и 2 ч.), нет работы с загадками, только задание вспомнить и перечислить малые жанры фольклора.
Как видно из этого анализа, учебники 2-го класса (1 и 2 ч.) и 3-го класса (1 ч.) изобилуют загадками. Но в программе нет целостной системы изучения загадок как жанра литературы.
Настя: В программе В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой, М.В. Головановой «Литературное чтение» (УМК «Школа России») заявлена цель ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства. В этой программе лишь один урок во втором классе посвящён изучению загадки. Причём задачи этого урока: научить отгадывать загадки данных видов, научить доказательству правильности отгадки. Здесь говорить о системе работы с загадкой не приходится.
Алина: Вывод: Можно сказать, что рассмотренные программы по чтению для начальных классов не предлагают целенаправленной и полной системы работы по изучению загадки как малого жанра фольклора. В вышеперечисленных программах изучение загадки только частично отвечает целям и задачам речевого и литературного развития, развития творческих способностей младших школьников. Почему-то авторы программ считают загадку подходящей для изучения только во втором классе, да и то предложенные методики можно назвать недостаточно проработанными. Ближе всех к верному подходу в изучении художественных особенностей загадки и в использовании загадки в целях литературного развития учащихся подходит программа В.Ю. Свиридовой. При всём том, что во всех учебниках загадка включена и выделена как особый жанр, не всегда она изучается с этой точки зрения. Чаще всего загадку помещают как иллюстрацию разнообразия фольклорных жанров без пристального изучения её структуры и функций.
Алина: Работа на уроке проводится в несколько этапов.
Первый этап - отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика.
Второй этап - наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап - собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок - этой особенностью жанра можно пренебречь, хотя, как показывает практика, младшие школьники охотно и достаточно успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Христина: Таким образом, на уроках литературного чтения, как в русской, так и в национальной школе часто используются тексты малых фольклорных жанров, которые привлекают своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи- описания.