Файл: Справка по итогам вшк О проведении стартовой диагностики метапредметных результатов в 5 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрена:

на совещании при директоре

Приказ №452 от 01.10.2018г
СПРАВКА

по итогам ВШК

«О проведении стартовой диагностики

метапредметных результатов в 5 классах»
Сроки изучения: 05.09 - 20.09.2022г.

Цель проверки: Определение уровня сформированности метапредметных универсальных учебных действий и выявление характеристик, отражающих значимые элементы для дальнейшего формирования наиболее важных для обучающихся 5 классов умений и способов деятельности.

Диагностические мероприятия направлены на выявление у обучающихся 5 классов уровня владения метапредметными результатами, а именно: умения работать с текстом, уровня сформированности ИКТ-компетентности, уровня владения познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями.

Основанием для проведения работы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз «Об образовании в РФ»;

  • Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Программа мониторинга образовательной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1» (утверждена приказом от 11.03.2016г. № 81, в редакции приказа от 30.08.2017г № 456)


1. Осознанное чтение, работа с текстом.

  1. Назначение работы

Работа проводилась на основе учебного пособия Г.С. Ковалева, М.Ю. Демидова, Л.Ф. Иванова и др. «Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс», Москва, «Просвещение», 2016г.

  1. Время выполнения работы

На выполнение всей проверочной работы отводится 90 минут.

  1. Структура и содержание работы

Структура и содержание работы определяются двумя междисциплинарными программами «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», «Формирование универсальных учебных действий».

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для успешного обучения, для комплексной оценки выбраны следующие группы действий:


- в сфере регулятивных универсальных учебных действий – способность принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия;

- в сфере познавательных универсальных учебных действий – владеть спектром логических действий и операций, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, структурировать информацию, владеть основами ознакомительного, изучающего и поискового чтения;

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в письменной речи. В работе оценивается сформированность трех групп умений: общее понимание текста и ориентация в тексте; глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; использование информации из текста для различных целей.

Таким образом, комплексная работа оценивает сформированность отдельных УУД в ходе решения различных задач на межпредметной основе, что позволяет получить интегрированную оценку уровня успешности достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися пятых классов.

  1. Характеристика заданий

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  • задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведенном месте или подчеркнуть или обвести часть текста;

  • задания со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок).

  1. Результаты выполнения работы

    1. Общий показатель по классу




Класс

Повышенный уровень

Базовый уровень

Пониженный уровень



-

9 (33%)

18 (66%)



2 (8%)

7 (29%)

15 (63%)

Общее

2 (4%)

16 (31%)

33 (65%)



Таким образом, надо отметить, что возможности обучающихся 5 классов демонстрируют примерно одинаковый уровень владения смысловым чтением, превалирующим уровнем является пониженный.

Однако среди обучающихся есть ученики, которые на момент начала обучения в основной школе не владеют данным действием на нормативном уровне: 5А – Кирпичева С., Сафонова К., Денисов С., Войтенко Е., Асатрян К., Повторян А., Литвинов Д., Дикун К., Жилкин Д., Стариков И., Рыбалко Е., Гуменюк А., Дорошенко И., Бабарина Ю., Спиров А; 5Б – Грищенко Н., Петров О., Вдовытченко А., Цышкова С., Шапошников Н., Гребеник Н., Протопопова А., Протопопова А., Иванченко Д., Шаповалов Д., Школа Н., Гащенко Н., Доркин Д., Прокопова М., Солошина И., Чехунов Д. Также необходимо выделить детей, чей уровень владения данным действием показывает значительный результат, который необходимо развивать, используя в разнообразных конкурсных мероприятиях: 5Б – Кириллова В., Артюхов Д.
5.2. Интерпретация результатов

Анализируя данные надо отметить, что уровень подготовки пятиклассников крайне недостаточный. Ученики не обладают необходимыми умениями в понимании текста, не знают приемов интерпретации информационного материала, не могут грамотно и адекватно заданию использовать текстовой материал из разных сфер и наук.

К возможным причинам таких затруднений можно отнести период адаптации учеников к системе основного общего образования и чрезмерную опеку со стороны учителей начальных классов в период формирования данного действия, т.е. у пятиклассников не сформированы навыки самостоятельной работы.

5.3. Динамика развития


Критерий

2014-2015 уч.год

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

2018-2019 уч.год

Показатель человек/% по классам

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: чтение, работа с текстом на повышенном уровне

37(71%)

17(32%)

22 (42%)

2 (4%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: чтение, работа с текстом на базовом уровне

11(21%)

27(52%)

25 (48%)

16 (31%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: чтение, работа с текстом на пониженном уровне

5 (12%)

5 (10%)

6 (11%)

33 (65%)




Анализируя данный показатель можно обозначить отрицательную динамику формирования метапредметного действия. В сравнении с результатами начального общего образования ученики в стартовой диагностике основного общего образования показывают качественные результаты значительно ниже. Такое положение может быть связано с недостаточными адаптационными мероприятиями с обучающимися 5 классов, а также об отсутствии единого образовательного пространства между начальным и основным общим образованием.
2. ИКТ-компетентность.

1. Назначение работы.

Работа проводилась на основе учебного пособия Т.П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией», Москва, «Просвещение», 2014 год.

2. Время выполнения работы

Работа рассчитана на 20-25 минут одного урока. При необходимости (если индивидуальный темп обучающихся отличается от нормы, например у детей с ОВЗ) можно продлить время выполнения в начале следующего урока в течение 20-25 минут.

3. Структура и содержание работы

Работа состоит из трех заданий, каждое из которых направлено на выявление особенностей ИКТ-компетентности в области обработки и поиска информации; создания, представления информации и управления и организации информации. Задания носят проективный характер, в которых используются и знания предметных областей, изучаемых в начальной школе. Работа представлена и в печатном формате, и в электронном формате, который выбирает сам обучающийся. В данных классах все пятиклассники выбрали электронный формат проведения диагностики.

4. Характеристика заданий.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  • задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова (слов) на отведенном месте или подчеркнуть или обвести часть текста;

  • задания со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок).

5. Результаты выполнения работы

5.1. Общий показатель по классу.

В ходе выполнения заданий были получены следующие результаты:

Класс

Повышенный уровень

Базовый уровень

Пониженный уровень



1 (4%)

19 (83%)

3 (13%)



2 (7%)

22 (81%)

3 (11%)

Общее

3 (6%)

41 (82%)

6 (12%)



Таким образом, надо отметить, что возможности обучающихся 5 классов демонстрируют примерно одинаковый уровень владения ИКТ-диагностики, превалирующим уровнем является базовый.

Однако среди обучающихся есть ученики, которые на момент начала обучения в основной школе не владеют данным действием на нормативном уровне: 5А – Денисов С., Рыбалко Е., Сафонова К.; 5Б – Грищенко Н., Иванченко Д., Прокопова М. Также необходимо выделить детей, чей уровень владения показывает значительный результат, который необходимо культивировать, работая на одаренного ученика: 5А – Покутный М.; 5Б – Артюхов Д., Рыбалка А.

5.2. Интерпретация результатов

Анализируя результаты можно сказать, что уровень подготовки обучающихся 5 классов в целом удовлетворительный. Качественно выделить какой-либо класс невозможно, т.к. дети показали примерно одинаковые результаты. Наибольшее затруднение вызвало задание, связанное с интерпретацией данных и представлении их в оформленном выводе. Третье задание (контролировало первичные знания о составных частях компьютера) и первое задание (отслеживало умение обращаться с текстовым редактором) не вызывали большого количества ошибок и если они были, то касались умения работать с текстовой информацией и навыка беглого чтения, что подтверждает результаты диагностики смыслового чтения.

Основными причинами такого положения являются недостаточная работа учителей начальных классов по формированию навыка беглого и осмысленного чтения, а также слабо сформированная функция словесно-логического мышления – синтеза, за счет чего во втором задании минимальное количество максимальных баллов.

5.3. Динамика развития.

Критерий

2015-2016 уч.год

2017-2018 уч.год

2018-2019

уч.год

Показатель человек/%

по классам

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: ИКТ-компетентность на повышенном уровне

24 (48%)

10 (20%)

3 (6%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: ИКТ-компетентность на базовом уровне

21 (42%)

18 (37%)

41 (82%)

Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: ИКТ-компетентность на пониженном уровне

5 (10%)

21 (43%)

6 (12%)