Файл: Справка по итогам вшк О проведении стартовой диагностики метапредметных результатов в 5 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя данные по этому показателю можно сказать, что наблюдается положительная динамика в отношении обучающихся, владеющих данным действием на базовом уровне. В сравнении с прошлыми контрольными точками количество таких детей увеличилось вдвое. Такой прирост идет и за счет уменьшения пониженного уровня и в результате сокращения детей из повышенного уровня. Таким образом, несмотря на увеличение базового уровня, динамика не может быть положительной, т.к. количество учеников, владеющих ИКТ-компетентностью на повышенном уровне значительно сократилось.
3. Регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия.
-
Назначение работы.
Диагностические мероприятия проводились на основе общепсихологических диагностических материалов, представленных в различных печатных пособиях.
Познавательныеучебные действия - методика «Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)» автор: Дж. Вана (адаптация К. М. Гуревича), (Борисова Е.М., Логинова Г.П. «Диагностика умственного развития на основе качественного анализа теста»// Вопросы психологии, №2, 1986г. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. М.1993 г);
Регулятивные учебные действия (методика «Личностный опросник», автор Р.Кеттелл (модификация Л. А.Ясюковой) («Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО» Составитель Серякина А. В.,Научный редактор М. Ю. Михайлина. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012)
Коммуникативные учебные действия (методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)», автор: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин (Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Москва, Эксмо, 2007.)
-
Время выполнения работы.
Каждое диагностическое мероприятие проводилось педагогом-психологом по договоренности с классным руководителем. Время выполнения каждой диагностики колеблется от 20 до 30 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
-
Структура и содержание работы и характеристика заданий.
Диагностическая работа по определению уровня познавательных УУД содержит 7 субтестов: «Исполнение инструкций», «Арифметические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды», «Установление аналогий», «Символы». При проведении теста каждому ребенку предъявляется тестовый бланк, в котором он работает, а результаты он заносит в бланк ответов. При обработке бланков, выделяются уровень, который описывает особенности и сформированность познавательных способностей.
Диагностическая работа по определению уровня регулятивных УУД содержит 60 пар утверждений, из которых обучающийся должен выбрать правильный, на его взгляд, вариант. Номер данного варианта он фиксирует в бланке ответов. При обработке выводятся результаты по следующим шкалам: «Исполнительность», «Волевой самоконтроль», «Активность», «Самокритичность», «Независимость», «Тревожность», «Эмоциональность», «Активность в общении», «Потребность в общении», «Психическое напряжение». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Волевой самоконтроль».
Диагностическая работа по определению уровня коммуникативных УУД содержит 40 вопросов, на которые обучающийся должен ответить «да» или «нет». Ответ фиксируется в бланке ответов. При обработке результаты отражаются в двух шкалах: «организаторские способности» и «Коммуникативные способности». Для определения уровня УУД анализируется шкала «Коммуникативные способности».
-
Результаты выполнения работы.-
Общий показатель по классу.
-
В ходе выполнения заданий были получены следующие результаты:
Класс | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||
Пов ур | Баз ур | Пон ур | Пов ур | Баз ур | Пон ур | Пов ур | Баз ур | Пон ур | |
5А | - | 26 (96%) | 1 (4%) | - | 25 (93%) | 2 (7%) | - | 25 (93%) | 2 (7%) |
5Б | 1 (4%) | 25 (89%) | 2 (7%) | - | 25 (89%) | 3 (11%) | - | 25 (89%) | 3 (11%) |
Общее | 1 (2%) | 51 (93%) | 3 (5%) | - | 50 (91%) | 5 (9%) | - | 50 (91%) | 5 (9%) |
Надо отметить, что результаты обучающихся 5 классов говорят о недостаточном внимании к формированию УУД в зоне ближайшего развития – это показывает отсутствие в данных классах обучающихся повышенного уровня.
Познавательные УУД сформированы в 5А и 5 Б примерно на одном уровне.В 5 Б классе есть один ученик, у которого познавательные УУД сформированы на повышенном уровне - Шинкарев Матвей, в 5 А таких учащихся нет. Так же в обоих классах есть ученики ученику, показавших пониженный уровень (5 А- Евдошенко Ангелина, 5 Б- Овчаренко Дмитрий, Чернышков Назар). В области формирования регулятивных УУД ученики, почти все, показали базовый уровень владения данным УУД, только 5 учеников показали пониженный уровень (5 А- Евдошенко Ангелина, Бурехин Ярослав; 5 Б-Додонов Давид, Смородский Александр, Тихонова Мария). Коммуникативных УУД у учеников 5 А и 5 Б классов сформированы на базовом уровне.Но есть ученики в обоих классах показавших пониженный уровень владения коммуникативными УУД (5 А- Евдошенко Ангелина, Бурехин Ярослав; 5 Б-Лисяная Елизавета, Ткачев Тимур, Чернышков Назар). Следует отметить, что одна ученица 5 А класса Евдошенко Ангелина показала пониженный уровень по всем показателям сформированности УУД., а ученик 5 Б класса Чернышков Назар показал пониженный результат по познавательным и коммуникативным УУД
5.2. Интерпретация результатов.
Анализируя результаты можно сказать, что уровень подготовки обучающихся 5 классов удовлетворительный в области формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных результатов.
Однако познавательные УУД являются наиболее проблемным звеном среди метапредметных результатов у всех пятиклассников. Ученики не умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи, анализировать задачи Учителям необходимо больше давать заданий творческого и поискового характера. Включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления.
К возможным причинам такого положения могут относиться следующие:
- недостаточная работа учителей начальных классов на сильного, одаренного ученика;
-недостаточная работа учителей начальных классов по формированию познавательных УУД.
5.3. Динамика развития
Критерий | 2019-2020 уч.год | 2020-2021уч.год | 2021-2022 уч. год | 2022-20223 уч.год |
Показатель человек/% по классам | | |||
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на повышенном уровне | - | - | - | 1 (2%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на базовом уровне | 20 (36%) | 19 (48%) | 25 (58,5%) | 51 (93%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: познавательные на пониженном уровне | 12 (24%) | 8 (19%) | 10 (41,5) | 3 (5%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на повышенном уровне | - | 3 (6%) | 13 (44%) | - |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на базовом уровне | 26 (48%) | 32 (62%) | 32 (56%) | 50 (91%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: регулятивные на пониженном уровне | 28 (52%) | 17 (33%) | - - | 5 (9%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на повышенном уровне | - | 7 (14%) | 5 (12%) | - |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на базовом уровне | 45 (83%) | 33 (63%) | 33 (81%) | 50 (91%) |
Численность/удельный вес численности учащихся, овладевших метапредметными действиями: коммуникативные на пониженном уровне | 9 (17%) | 12 (23%) | 3 (7%) | 5 (9%) |
Анализируя результаты динамики формирования универсальных учебных действий, надо отметить, что развитие идет планомерно. Так динамика формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД показывает положительный результат, в сравнении с итоговой диагностикой за уровень начального общего образования. Надо отметить, что развитие познавательных и коммуникативных УУД идет через активную работу на сильного ученика, т.к. увеличилось количество учеников с повышенным результатом. Формирование регулятивных УУД в основном идет через работу со слабым учеником и организацией индивидуального сопровождения таких обучающихся, что и показывает повышенный результат базового уровня.
Выводы и рекомендации:
1. По итогам стартового мониторинга ученики 5 классов показали:
- 31% базового и 4% повышенного уровня, а так же 65% пониженного уровня владения умением работать с текстом и осознанно читать.
- 82% базового и 6% повышенного уровней, а также 12% пониженного уровня владения ИКТ-компетентностью;
- 1 % повышенного, 93 % базового и 5% пониженного уровня владения познавательными УУД;
- 91 % базового и 9 % пониженного уровней владения регулятивными УУД;
- 91 % базового и 9 % пониженного уровня владения коммуникативными УУД.
2. Педагогическим работникам, преподающим в 5 классах обратить внимание на данные результаты и в системе работать над формированием метапредметных результатов на каждом уроке и внеурочном занятии, используя следующие рекомендации:
- использовать задания, способствующие формированию навыков смыслового чтения, умений использовать и интерпретировать предложенную информацию и предполагающие решение учебно-практических задач;
- включать задания в тестовой форме (с выбором одного или нескольких правильных ответов, установление последовательности, дополнение недостающих данных и т.д.);
- акцентировать внимание на заданиях, формирующих метапредметные результаты: умение работать по алгоритму, умение составить суждение, находить, обобщать, классифицировать и сравнивать;
- в системе развивать у учащихся навыки саморегуляции, в том числе и самоконтроля;
- активно формировать навыки самостоятельной работы.
3. Учителям-предметникам обратить внимание на обучающихся, которые имеют показатели по всем УУД пониженного уровня: 5А – Евдошенко А; 5Б –Чернышков Н.. Спланировать с данными учениками индивидуальную работу.
4. Методическим объединениям учителей-предметников организовать работу с учителями начальных классов по вопросам преемственности обучения и формирования УУД на уровне НОО.
6. Классным руководителям 5А и 5Б классов ознакомить с результатами стартового мониторинга каждого родителя (законного представителя) обучающихся и дать рекомендации по формированию УУД в домашних условиях.
7. Заместителю директора включить в план ВШК мероприятия по контролю формирования навыка чтения на уровне НОО, а также проведения диагностических мероприятий учителями начальных классов.