Файл: Контрольная работа по дисциплине всеобщая история " Древний Египет основные черты и этапы развития цивилизации. Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы. ".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство связи
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов
Контрольная работа
по дисциплине: всеобщая история
“Древний Египет: основные черты и этапы развития цивилизации. Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы.”
Выполнил: Паутов Даниил Олегович
Группа: МИТ-22
Вариант: 2
Проверил: Ломакин К.В.
Новосибирск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Древний Египет: основные черты и этапы развития цивилизации 4
Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа была сделана для ознакомления истории Древнего Египта. Древний Египет – название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил.
Актуальность данной темы выражено тем, что Египет имеет много тайн, мистики, которые люди раскрывают. Сама история Древнего Египта оставила огромное культурное наследие для мировой цивилизации, произведения его искусства ещё в древности вывозились в различные уголки мира и широко копировались мастерами других стран. Своеобразные архитектурные формы — величественные пирамиды, храмы, дворцы и обелиски вдохновляли воображение путешественников и исследователей в течение многих столетий. Египетскими мастерами создавались прекрасные настенные росписи и статуи, были освоены способы производства стекла и фаянса, поэтами и писателями созданы новые формы в литературе. В числе научных достижений древних египтян было создание оригинальной системы письма, математика, практическая медицина, астрономические наблюдения и возникший на их основе календарь. Интерес к памятникам, артефактам и археологическим раскопкам в Древнем Египте, возникший на рубеже XVIII—XIX веков, привёл к созданию науки египтологии и возникновению направлений искусства.
В данной работе раскрываются такие задачи:
-
Основные черты и этапы цивилизации -
Религия древних египтян -
Важнейшие мифы и культуры
Древний Египет: основные черты и этапы развития цивилизации
Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).
Долина Нила была освоена человеком еще в эпоху палеолита. Стоянки первобытных охотников и собирателей обнаружены в Верхнем Египте и в Фаюмском оазисе. В эпоху верхнего палеолита (20–10 тыс. до н.э.) они расселились по всей долине. В то время климат был более влажным и прохладным, чем ныне; обширные территории вокруг Нила, имевшего ряд притоков, покрывали трава и кустарники. На них обитало большое количество диких животных, охота на которых оставалась главным занятием местных племен, ведших кочевой образ жизни. Однако прекращение ледникового периода и значительное потепление привели к опустыниванию этого района, завершившегося к началу неолита (новокаменного века). Окрестные племена, преимущественно хамитского происхождения, были вынуждены постепенно отступать к сужавшейся полосе пригодной для жизни земли вдоль берегов Нила. Рост населения в сочетании с сокращением животных и растительных ресурсов заставил охотников и собирателей искать новые способы добывания пищи. Наличие плодородной почвы, дикорастущих злаков и поддающихся приручению животных способствовал возникновению, начиная с конца 6 тыс. до н.э., земледелия и скотоводства.
Неолитические племена 5 тыс. до н.э. (меримдская и эль-омарская культуры в Дельте, фаюмская и тасийская в Верхнем Египте) еще не знают меди и продолжают пользоваться каменными орудиями. Они разводят мелкий (иногда даже крупный) рогатый скот и занимаются примитивным земледелием, предпринимая первые попытки орошения почвы; тем не менее главным источником их существования продолжают оставаться охота и рыболовство.
В конце 5 – начале 4 тыс. до н.э. долина Нила вступает в эпоху энеолита (медного века). Предметы из меди (бусы, проколки) обнаруживается уже у бадарийцев, обитавших в Верхнем Египте в конце 5 тыс. до н.э. Бадарийцы достигают больших успехов в скотоводстве, перейдя к разведению крупного рогатого скота. Возрастает роль земледелия, появляются небольшие оросительные каналы. Однако охота и рыболовство сохраняют свою важность.
Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы
Существовала на протяжении приблизительно трех с половиной тысячелетий. Типологически относится к религиям, характерным для древнейших классовых обществ (поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.).
Г. Масперо в серии статей, посвященных разным вопросам египетской, доказал, что египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не стабильным, всегда тождественным самому себе феноменом, как это считалось до тех пор. Египетская религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни. Так же это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.
Очень важен вопрос ее возникновения, имеющий два аспекта. Первый, чисто теоретический, требующий подхода с позиций исторического материализма: возникновение и развитие египетской религии как явления надстроечного определяется теми же закономерностями, что и возникновение, и развитие других религий (близких ей типологически) в обществах, переходящих из доклассовой формации в первую классовую формацию. Нет никаких оснований считать, что египетская религия возникла и развивалась каким-то особым, только ей свойственным путем. Второй аспект - конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Но письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Однако, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности, хотя это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии. Таким образом, описание религии Египта начинается с информации, зафиксированной письменно во времена Древнего царства. Уже тогда она приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на дальнейшем протяжении ее существования. Изменения, происходившие позже, не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.
Государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для египетской религии.
Только малая часть египетского пантеона может выступать главными его представителями, т.к. существовали многочисленные местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.
К главным богам и относящимся к ним же главным мифам египетской культуры можно отнести:
Миф опоявлении всего живого и божественного, родоначальником которого является бог Атум. Согласно легенде, он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба (бог земли) и богиню Нут (богиня неба). По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида. Еще в утробе своей матери Нут Осирис и Исида полюбили друг друга. Когда Осирис подрос, то он стал справедливо править своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису, и он решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и забив его гвоздями, выбросил его в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила. Вскоре он родила сына Осириса - Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его. Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида - великая богиня - мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх.
Миф о боге солнца Ра. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю. Вечером же он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Всегда побеждал и вновь каждое утро подымался на небесный свод. Боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Он помогал богу Ра в его борьбе с силами тьмы. Его символом была Луна.
Миф о боге истины и справедливости Пта. О Пта говорят, что он — это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира.
Миф о Хоре и его борьбе с Сетхом. Сын Осириса - бог Хор (или Гор) также входил в состав главных египетских богов. Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца - Сетхом, а также является спутником Ра и Тота. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора.
Мифы о загробном мире. Бог потустороннего мира - Анубис. Изображался в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире.
Мифы об Амоне (божественный отец). Считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющего весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того, Амон был защитником угнетенных и обездоленных.
Египтяне представляли себе своих богов в зооморфном или антропоморфном виде, что создавало необходимость для божества иметь свой земной дом. Таким "домом" являлся египетский храм, где хранились изображения богов, предметы культа. Служение культу состояло в основном в аккуратном выполнении разных обрядов, угодных и, как полагали египтяне, необходимых божеству (удовлетворение их потребностей, разного рода жертвоприношения) , но вовсе не в следовании каким-либо этическим нормам. Под благочестием подразумевалось в первую очередь соблюдение внешнего ритуала. Нельзя сказать, чтобы этика совсем отвергалась, но в отношении человека к божеству она отодвигалась на второй план. На ежедневных богослужениях в храмах народ не присутствовал. Каждый храм имел свой религиозный календарь, т. е. расписание многочисленных празднеств в честь своего божества, в которых принимали участие жрецы и значительная масса населения. Праздники были двух видов: процессии и мистерии. Дальние путешествия божества по воде совершались на специально предназначенных для этого судах. В памятниках упоминаются путешествия богов одних городов и храмов в другие города и храмы: мемфисского Пта, ассиутского Анубиса, абидосского Осириса, дендерской Хатхор, фиванских Амона, Мут и Хонсу, армаитского Монту, аполинопольского Хора, асуанской Анукет.