Файл: Контрольная работа по дисциплине всеобщая история " Древний Египет основные черты и этапы развития цивилизации. Религия древних египтян. Важнейшие мифы и культы. ".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Культ Амона. Одним из праздников был "Прекрасный Праздник Долины", во время которого фиванский бог Амон отправлялся по каналам к западной кромке фиванского некрополя и затем возвращался обратно в Карнак. Это путешествие Амон совершал на судне из ливанского кедра, которое называлось Усер-хат. Религиозное значение праздника заключалось в приобщении покоящихся в фиванском некрополе к таинствам и благодати бога Амона. Это был далеко не единственный праздник Амона Карнакского. Следует также упомянуть о многочисленных празднествах Мина Коптосского. Во время путешествий богов совершалось немало разных обрядов, и обрядовая сторона празднеств была строго регламентирована. Большую роль в отправлении культа играло хоровое пение гимнов как во время ежедневных богослужений внутри храмов, так и во время празднеств. Пение нередко сопровождалось игрой на систрах, в некоторых случаях - на плетре. Особое значение имело воскурение мирры, преследовавшее цель ритуального очищения статуи бога, помещений храма, жрецов и т. д. Культовым инвентарем, в первую очередь, являлись сосуды. Так же с культом были связаны известные предписания и запреты чисто ритуального характера, особенно для жрецов: обязательное удаление волос с тела, разного рода пищевые табу и т. д. Физическая чистота была абсолютным требованием культа. Тесно была связана с культом и символика (анх как символ бессмертия и т.д.)
Культ Нила. В культе Нила практиковался обычай во время подъема воды в Ниле направлять к ниломерам судно, на борту которого находилась одна из египетских "богинь" - Исида, Хатхор или Нейт. Делалось это с целью ускорить разлив. Существующие версии о человеческих жертвоприношениях Нилу в целях спасения Египта от засухи в неурожайные годы письменного подтверждения не находят, а потому необоснованны. Ритуал этот был отменен арабами, однако пережитки древнеегипетского языческого культа Нила продолжали существовать в разных формах и во времена христианства. В связи с разливом пели особые тропари, местами напоминавшие слова из египетского гимна богу Нила. С распространением же в Египте ислама и строгого монотеизма разлив реки стали рассматривать исключительно как проявление воли Аллаха.
Важнейшим обрядом египетского культа богов и культа умерших был обряд "отверзания уст", имевший целью оживить для будущей вечной жизни мумию умершего (не случайно обряд совершался в день похорон) или только что изготовленную статую божества. Обряд "отверзания уст" как бы создавал возможность для вселения в статую невидимого божества. Состоял обряд в следующем: статую божества окуривали и опрыскивали водой, затем специальными жертвенными инструментами прикасались к ее губам, что и означало "отверзание уст", а также к глазам, произнося при этом священные формулы, губы смачивали молоком. Все это, вместе взятое, должно было превратить изваяние в "живого" носителя бога. Таким же было "отверзание уст" и у мумии. Интересно отметить, что подобный обряд играл важную роль и в религии древнего Вавилона.
К сфере культа относится и деятельность оракулов - одна из форм общения человека с божеством. Человек задает божеству волнующие его вопросы; божество, если хочет, "отвечает" человеку. Явление оракула возможно было лишь в том случае, если человек в чем-то сомневался и искал разрешения своих сомнений в "ответе" божества. Однако "волеизъявление" божества происходило иногда и без запроса человека.
Мистерии - театральные представления из жизни богов, разыгрывавшиеся в храмах или при них.
Геродот подчеркивает, что "всенародные празднества египтяне справляют не один раз в году, а весьма часто. Чаще же всего и с наибольшей охотой египтяне собираются в городе Бубастисе на праздник в честь Артемиды и затем в Бусирисе в честь Исиды. Ведь в этом городе находится самый большой храм Исиды. Расположен же этот город в середине египетской Дельты (Исида — это египетское имя Деметры). Третье празднество бывает в городе Саисе в честь Афины, четвертое - в Гелиополе в честь Гелиоса, пятое - в городе Буто в честь Латоны, шестое - в Папремисе в честь Ареса".
Сведения о египетских мистериях говорят об их ритуальном содержании. Элемент нравственности в них отсутствует, что соответствует основной и характерной черте египетской религии. Но ритуальная структура египетской религии вовсе не абсолютна. Постепенно мистерии Осириса приобретают некую нравственную окраску. Осирис, Исида и Хор становятся образцами высоконравственного поведения и именно поэтому завоевывают все большую популярность. До появления нравственного аспекта в египетских мистериях отсутствуют молитвы индивидуума, обращенные к богу. Единственным исключением являются молитвы рабочих фиванского некрополя, адресованные Амону. В некоторых из этих молитв впервые в истории религии Египта появляются элементы раскаяния. Как правильно подметил Б. Ганн, "египтянин не был склонен становиться в положение "жалкого грешника" перед своим божеством, столь типичное для христианства и других семитских религий".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были изучены основные этапы развития Древнего Египта. Выявлены религиозные направления, представлены основные культы и важные древнеегипетские мифы. Многовековое формирование цивилизации египтян изложено во многих источниках древней и современной литературы. Начиная от наскальной живописи, формировалась история, закладывались первые факты о величайшей цивилизации человечества. Изучение Древнего Египта заинтересовывает своей неповторимой культурой. Государство, которое создавалось множеством правителей, каждый из которых провозглашал себя богом, устанавливал новые религиозные и культурные порядки. Эта цивилизация с удивительной историей, и так же полна тайн, которые и по сей день пытаются разгадать ученые и историки всего мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Религия Древнего Египта: боги и фараоны - https://postnauka.ru/faq/62505 -
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Восточная литература, 1996.