Файл: Руководство для учителя Москва Издательский центр ВентанаГраф 2013 Содержание Вступление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководство по проведению педагогической диагностики
Диагностическая работа № 1

(начало учебного года)
Для выполнения работы каждому первокласснику нужен на­бор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.

При проведении педагогической диагностики готовности к школьному обучению мы советуем вам придерживаться следую­щих правил.

1. Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией, не отклоняйтесь от текста, никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инст­рукции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставления результатов проводимых об­следований.

2. Задание читайте достаточно громко, в ровном и спокой­ном темпе.

3. Переходите к чтению следующего задания только тогда, ко­гда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили вы­полнение предыдущего.

4. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёх минут. При переходе к чтению следующего задания пре­дупредите об этом словами: «Слушайте следующее задание».

5. Если при выполнении заданий 7 и 8 у кого-то из перво­классников появится вопрос о том, как назвать ту или иную картин­ку, обязательно ответьте.

6. Если в ходе работы вы заметите, что многие дети устали, организуйте игровую паузу (физминутку).

7. Поддерживайте во время работы доверительную, доброже­лательную атмосферу, не высказывайте своего недовольства непра­вильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выноси­те оценочных суждений, почаще говорите слова «замечательно», «вы молодцы», «я вижу, у вас всё очень хорошо получается».

8. Общая продолжительность работы не должна превышать 35-40 минут.
Перед началом выполнения работы сообщите детям:

Дети, проверьте, у каждого ли из вас на столе лежат каранда­ши: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой. Замечательно. Сейчас мы с вами будем выполнять интересную работу. В ней не­сколько заданий. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-ни­будь не успел выполнить задание, а я уже приступила к чтению дру­гого, то нужно сразу перейти к работе над новым заданием. Будьте внимательны. Слушайте первое задание.

Инструкции к заданиям
Задание 1

Посмотрите сюда (учитель указывает на рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. У каждого на листе внутри рам­ки нарисована фигура. Рассмотрите её очень внимательно. Возьми­те карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в пустой рамке (учитель обводит указкой пустую рамку).
Задание 2

Задание будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетча­том поле чёрную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш. От чёрной клеточки отсчи­тайте вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным каран­дашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клеточки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зелёный карандаш. От синей клеточки влево про­пустите одну клеточку, а вторую закрасьте зелёным карандашом.

4. Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клеточ­ки вверх пять клеточек и шестую закрасьте жёлтым карандашом.

Обратите внимание: каждый пункт инструкции читается в спокойном темпе, при этом паузы между отдельными шагами внут­ри пункта НЕ делаются, инструкция НЕ повторяется дважды.
Задание 3

Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3). Посмотрите на свои листы. Послушай­те задание.

Раскрасьте самую крупную бусинку красным карандашом. Ос­тальные бусинки в обе стороны от красной раскрасьте так, чтобы цвета бусинок чередовались: зелёный, синий, жёлтый.
Задание 4

Здесь вы будете выполнять четвёртое задание (указывается место для выполнения задания 4). Посмотрите на свои листы. По­слушайте задание.

1. В вазе семь цветков. Из них два цветка — это розы, а осталь­ные — астры. Нарисуйте столько кружков, сколько цветков в вазе. Сколько в вазе астр? Закрасьте столько кружков, сколько астр в ва­зе. (Текст задачи повторяется ещё раз.)

2. На дереве сидело пять ворон. Сначала улетела одна воро­на, за ней другая. Сколько ворон улетело? Нарисуйте столь­ко квадратов, сколько ворон улетело. (Текст задачи повторяется ещё раз.)
Задание 5

Найдите у себя на листе рисунок, на котором изображены кру­ги и треугольники (указывается рисунок к заданию 5). Определите, чего больше: кругов или треугольников. Если больше кругов

, то на­рисуйте рядом ещё один круг. Если больше треугольников, то нари­суйте ещё один треугольник.
Задание 6

Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к зада­нию 6). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Поду­майте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
Задание 7

Посмотрите на эти картинки. Давайте вместе назовём их: солнце, слон, зонтик, самолёт, коса, шапка, лиса, роза, цыплёнок, ваза, чашка, автобус. Посмотрите, под каждой картинкой есть небольшой кружочек. Сейчас вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка — «солнце», в слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Обратите внимание: при назывании картинок звуки интона­ционно НЕ выделяются.
Задание 8

В центре вы видите домики с окошечками: в первом домике три окошечка, во втором — четыре, в третьем — пять. Каждое окош­ко — звук в слове. Вокруг домиков нарисованы картинки. Давайте их назовём: сыр, банан, жук, утка. Вам нужно соединить картинки с нужными домиками, для этого вам нужно будет считать звуки в сло­ве. Давайте вместе начнём выполнять задание. В слове сыр три зву­ка, поэтому мы соединим картинку с домиком, в котором три око­шечка. А теперь самостоятельно соедините картинки с нужным до­миком.
Диагностическая работа № 2

(середина учебного года)
Математика
Диагностическая работа предложена в двух вариантах. Если у вас есть возможность посадить учащихся по одному за парту, вы можете использовать только один вариант работы. Если такой воз­можности у вас нет, проследите за тем, чтобы у соседей по парте были разные варианты работы. Это обеспечит большую объектив­ность результатов.
Перед началом выполнения работы сообщите детям:

Ребята! Перед вами лист с заданиями по математике. Зада­ния разные. Вам встретятся задания, в которых нужно будет что-то нарисовать, провести линию, закрасить фигуру, записать ре­шение задачи, используя цифры и знаки действий, подчеркнуть ответ. В одном задании нужно будет проверить выполненную ра­боту ученика и исправить его ошибки: зачеркнуть неверно запи­санное число и вместо него записать верное. (Учитель может по­казать образец исправления на доске, например записать число 9 в качестве неправильного ответа, зачеркнуть его и выше записать число 8.)


Если вы внимательно будете слушать задания, вам будет по­нятно, что и как нужно делать. Пожалуйста, не волнуйтесь, у вас всё получится. Начинаем работать.
Инструкции к заданиям
Задание 1

Здесь вы будете выполнять задание 1 (учитель держит в руках лист и показывает всем место на листе, где надо будет выполнять за­дание). Посмотрите на свои листы. Послушайте задание. Найдите на своих листах рисунок. У одних ребят это бабочка, у других — зай­чик. Справа от рисунка расположена точка. Начните с этой точки и нарисуйте точно такой же рисунок.
Задание 2

Это задание будете выполнять на клетчатой части листа бума­ги (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетча­той части листа чёрную точку. От этой точки надо начинать работу. Под клетками задан «путь» автомобиля. Нарисуйте «путешествие» автомобиля.
Задание 3

Рассмотрите рисунки (указываются рисунки к заданию). Эти игрушки нужно разложить на три полочки. Как бы вы это сдела­ли? (Учитель делает паузу, чтобы дать возможность детям рассмот­реть все игрушки, подумать. Некоторые дети пытаются вслух сразу ответить на вопрос учителя. Следует их остановить и продолжить формулировку задания.)

Подчеркните красным карандашом игрушки, которые бы вы положили на одну полочку, синим — игрушки, которые бы вы поло­жили на другую полочку, а зелёным — игрушки, которые бы вы поло­жили на третью полочку.
Задание 4

Найдите у себя на листах место для выполнения задания (ука­зываются рисунки к заданию). К каждому рисунку построена пра­вильная модель. Запишите решение задачи с помощью цифр и зна­ков действий.
Задание 5

Найдите у себя на листах место для выполнения задания (ука­зываются рисунки к заданию). К каждой задаче по рисунку построе­на правильная модель. По рисунку и модели ученик выполнил арифметическую запись решения задачи. Проверьте работу учени­ка, исправьте его ошибки. Зачеркните неверно записанное число, рядом запишите верное. (Учитель может показать образец исправ­ления на доске, например записать число 9, зачеркнуть его и рядом записать число 8.)
Задание 6

Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для его выполнения). Рассмотрите рисунки и послушайте за­дание.


Из разных цветков составили букет. Записано, сколько стоит каждый цветок: 1 рубль, 3 рубля, 2 рубля. Сколько стоит нарисован­ный букет? Запишите свой ответ в клеточке под букетом.
Задание 7

Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для его выполнения). Из кубиков построили башню. Красный кубик поставили выше зелёного, но ниже синего. Раскрасьте соот­ветствующими карандашами кубики на своём листе.
Задание 8

Найдите на своих листах рамку с записями примеров (указы­вается место для выполнения задания).

Рассмотрите каждую запись и подчеркните записи с результа­том 5.
Задание 9

Найдите на своих листах этот рисунок. (Учитель показывает место для выполнения задания.) На рисунке справа найдите такие же по форме и по расположению в пространстве многоугольники, как и многоугольник слева. Закрасьте их синим карандашом. Запи­шите ответ на вопрос.
Русский язык
Диагностическая работа предложена в двух вариантах. Если у вас есть возможность посадить учащихся по одному за парту, вы можете использовать только один вариант работы. Если такой возможности у вас нет, проследите за тем, чтобы у соседей по парте были разные варианты работы. Это обеспечит большую объектив­ность результатов. При объяснении того, что нужно делать в зада­нии, вам придётся обращаться сначала к одной группе учащихся, а потом к другой. Если кто-то из ваших первоклассников растерял­ся, обязательно помогите ему сориентироваться. Если в процессе выполнения задания у кого-то из учеников появится вопрос о том, как назвать ту или иную картинку, обязательно ответьте на него.
Перед началом выполнения работы сообщите детям:

Ребята! Перед вами лист с заданиями по обучению грамоте. За­дания разные. Вам встретятся задания, в которых нужно будет соеди­нить слова и схемы, провести звуковой анализ слова. В некоторых за­даниях нужно будет выбирать картинки из нескольких предложен­ных. Выбрав правильный ответ, вы будете ставить галочку (учитель рисует на доске галочку: ) в клетке рядом с картинкой. Если вы сна­чала выбрали ответ, а потом поняли, что ошиблись, зачеркните свой первый ответ вот так: и поставьте галочку рядом с правильным ответом. Если вы внимательно будете слушать задания, вам будет по­нятно, что и как нужно делать. Будьте внимательны: у вас разные ли­сты, я буду по очереди говорить, кому какое задание выполнять. По­жалуйста, не волнуйтесь, у вас всё получится. Начинаем работать.