Файл: Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Солнышко Яркое и весёлое лето.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Воспитывать гражданственность, патриотизм в процессе коллективного взаимодействия.
Коррекционно-развивающие задачи (в зависимости от категории обучающегося с ОВЗ)
1.Создать ситуацию успеха детям с особыми образовательными потребностями через помощь в определении и реализации их собственных интересов и возможностей;
2. Развить социально-коммуникативные компетенции на основе активного включения в социально значимую, творческую и оздоровительную деятельность в разных сообществах и образовательных пространствах детского лагеря;
3.Приобщить детей к здоровому образу жизни как одному из условий личной и социальной успешности.
Планируемые результаты
Результаты коррекционно-развивающей работы (в зависимости от категории обучающегося с ОВЗ)
-
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. -
Развитие коммуникативных способностей и толерантности. -
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной, коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности. -
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья -
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. -
Личностный рост участников смены. -
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. -
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках, -
Разучивание песен, игр, составление проектов -
Расширение кругозора детей.
1.3.1. Содержание программы
Обучение осуществляется через программу кружков
«Самоделкин» и «Моё Оренбуржье»
Учебно-тематический план кружков
№ | Название кружка | Количество часов | Теория | Практика |
1 | «Самоделкин» | 9 | 3 | 6 |
2 | «Моё Оренбуржье» | 9 | 3 | 6 |
1.3.2. Содержание программы
Основные формы организации оздоровительной работы
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах. Все ребята оздоровительного лагеря «Солнышко» поделены на два отряда: «Ромашка», «Улыбка». Каждый отряд имеет свою комнату отдыха. В каждый этап программы летнего лагеря, включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни.
Механизм оценки результатов программы
Диагностика.
Вводная диагностика: на начало смены выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.
Пошаговая диагностика:
- наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни);
- метод игры и игрового тренинга;
- метод товарищеского и педагогического воздействия;
- анализ результатов творческой деятельности;
- ежедневное тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре настроений значком определенного цвета);
- рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать свое отношение к событиям прожитого дня и дать им свою оценку).
Итоговая диагностика:
- анкетирование;
- творческий отзыв.
Оценка эффективности программы:
- высокая активность детей в реализации программы;
- положительные отзывы участников программы;
- положительные отзывы об организации деятельности ДОЛ со стороны родителей;
- отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены;
- отсутствие заболеваний, травм;
- проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими;
- сохранение состава пребывающих детей до конца смены.
Факторы риска
№ | Фактор риска | Меры профилактики |
1 | Неблагоприятные погодные условия | 1) разработка варианта проведения мероприятия в закрытом помещении; 2) продуманные заранее внутриотрядные мероприятия, не требующие подготовки. |
2 | Ухудшение состояния здоровья участников смены | 1) медицинский контроль; 2) медицинское обслуживание; 3) витаминизация; 4) профилактические процедуры. |
3 | Низкая активность участников смены в ходе реализации программы | 1) выявление индивидуальных способностей и интересов ребёнка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально – значимой, спортивной, организационной и т.д.); 2) активизация через интересные внутриотрядные мероприятия и делегирование полномочий со стороны вожатого. |
4 | Проблемы межличностных отношений, конфликты среди участников смены | 1) индивидуальная и групповая работа психолога, воспитателей; 2) организация отрядного времени с целью сплочения коллектива; 3) использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию; 4) психологическое сопровождение конфликтов. |
5 | Несоответствие сюжетной линии смены интересам участников смены | 1) корректировка программы в процессе реализации соответственно интересам детей; 2) использование мотивирующих методов вовлечения участников смены в сюжет. |
Направления и виды деятельности
-
Художественно - творческое направление -
Трудовая деятельность -
Физкультурно-оздоровительная деятельность -
Эстетическое направление -
Образовательное направление -
Досуговая деятельность
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
-
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; -
Выработка и укрепление гигиенических навыков; -
Расширение знаний об охране здоровья.
Эстетическое направление
Задачи эстетической деятельности:
-
Пробуждать в детях чувство прекрасного; -
Формировать навыки культурного поведения и общения; -
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
-
Просмотр фильмов; -
Конкурс причесок «Коса девичья краса» -
Конкурсная программа « Мисс и мистер ЛЕТО». -
Конкурс оформления уголка «Наш лагерь»; -
Танцевальный марафон.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
-
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс рисунков «А в нашем лагере…», « Дети за мир на планете!», « Скажи нет вредным привычкам») -
Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!») -
Игровые творческие программы -
Праздники (« Праздник детства» и др.) -
Выставки « Моя любимая игрушка»
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
-
Бытовой самообслуживающий труд; -
Общественно значимый труд, (уборка кабинета, уход за комнатными цветами.)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к лагерю территории.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
-
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; -
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
-
Экскурсии в музей целины; -
Посещение сельской библиотеки; -
Посещение СДК -
Интеллектуальные игры
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
-
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. -
Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
-
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия; -
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры. -
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские. -
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.