Файл: В юридической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие информационных технологий. Терминология и объект информатики.

2. Количественная мера информации.

3. Понятие энтропии.

4. Современные информационные технологии в деятельности МВД России.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Информационные процессы и их особенности.

2. Кодирование информации.

Преимущества цифровой передачи видеоданныхКроме очевидных преимуществ формата, сам способ формирования цифрового изображения также несет в себе существенные преимущества. Цифровой сигнал не ослабляется при передаче на расстояние, как аналоговый сигнал. Поэтому если он принимается вообще, то принимается без искажений. Цифровой сигнал не подвержен помехам, характерным для работы нецифрового оборудования, таким как тени, «туман» или «снег». Передается же цифровой сигнал в компрессированном виде, что намного сужает требуемую полосу пропускания канала. В цифровом телевидении применяется схема компрессии MPEG-2 – та же, что и на DVD.Любая компрессия – это компромисс. Самое высокое качество у некомпрессированного цифрового видео, но для этого необходимо передавать невероятное количество данных. Такую пропускную способность можно обеспечить только в локальной сети. Чтобы передавать цифровой сигнал по существующим каналам, изображение с разрешением примерно вчетверо выше по сравнению с обычным нецифровым компрессируется в соотношении 77:1. «Чудо компрессии» позволяет не только передавать в эфир превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио 7.1, то есть настоящий окутывающий звук (surround sound).Важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь – скромный пиксель. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которых состоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что мелкие детали получаются намного четче, что позволяет разглядеть каждую пору на коже кинозвезды. 2. Информационные кросс - технологииК данному классу отнесены технологии пользователя, ориентированные на следующие (или аналогичные) виды преобразования информации:• распознавания символов;• звук-текст;• текст-звук;• автоматический перевод. Оптическое распознавание символов (OCR)Когда страница текста отсканирована в ПК, она представлена в виде состоящего из пикселей растрового изображения. Такой формат не воспринимается компьютером как текст, а как изображение текста и текстовые редакторы не способны к обработке подобных изображений. Чтобы превра­тить группы пикселей в доступные для редактирования символы и слова, изображение должно пройти сложный процесс, известный как оптическое распознавание символов (optical character recognition – OCR).В то время как переход от символьной информации к графической (растровой) достаточно элементарен и без труда осуществляется, например при выводе текста на экран или печать, обратный переход (от печатного текста к текстовому файлу в машинном коде) весьма затруднителен. Именно в связи с этим для ввода информации в ЭВМ исстари использовались перфоленты, перфокарты и др. промежуточные носители, а не исходные «бумажные» документы, что было бы гораздо удобнее. «В защиту» перфокарт скажем здесь, что наиболее «продвинутые» устройства перфорации делали надпечатку на карте для проверки ее содержания.Первые шаги в области оптического распознавания символов были предприняты в конце 50-х гг. XX в. Принципы распознавания, заложенные в то время, используются в большинстве систем OCR: сравнить изображение с имеющимися эталонами и выбрать наиболее подходящий.В середине 70-х гг. была предложена технология для ввода информации в ЭВМ, заключающаяся в следующем: исходный документ печатается на бланке с помощью пишущей машинки, оборудованной стилизованнымшрифтом (каждый символ комбинируется из ограниченного числа вертикальных, горизонтальных, наклонных черточек, подобно тому, как это делаем мы и сейчас, нанося на почтовый конверт цифры индекса); полученный «машинный документ» считывается оптоэлектрическим устройством (собственно OCR), которое кодирует каждый символ и определяет его позицию на листе; информация переносится в память ЭВМ, образуя электронный образ документа или документ во внутреннем представлении. Очевидно, что по сравнению с перфолентами (перфокартами) OCR-документ лучше хотя бы тем, что он без особого труда может быть прочитан и проверен человеком и, вообще, представляет собой «твердую копию» соответствующего введенного документа. Было разработано несколько модификаций подобных шрифтов, разной степени «удобочитаемости» (OCR A (рис 1), OCR В (рис 2) и пр.). Рис. 1. OCR – A Рис. 2. OCR – BОчевидно также, что считывающее устройство представляет собой сканер, хотя и специализированный(считывание стилизованных символов), но интеллектуальный(распознавание их).OCR – технология в данном виде просуществовала недолго и в настоящее время приобрела следующий вид: считывание исходного документа осуществляется универсальным сканером, осуществляющим создание растрового образа и запись его в оперативную память и/или в файл; функции распознавания полностью возлагаются на программные продукты, которые, естественно, получили название OCR-software. Исследования в этом направлении начались в конце 1950–х гг., и с тех пор технологии непрерывно совершенствовались. В 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. программное обеспечение оптического распознавания символов все еще обладало очень ограниченными возможностями и могло работать только с некоторыми типами и размерами шрифтов. В настоящее время программное обеспечение оптического распознавания символов намного более интеллектуально и может распознать фактически все шрифты, даже при невысоком качестве изображения документа.Основные методы оптического распознаванияОдин из самых ранних методов оптического распознавания символов базировался на сопоставлении матриц или сравнении с образцом букв. Большинство шрифтов имеют формат Times, Courier или Helvetica и размер от 10 до 14 пунктов (точек). Программы оптического распознавания символов, которые используют метод сопоставления с образцом, имеют точечные рисунки для каждого символа каждого размера и шрифта.Сравнивая базу данных точечных рисунков с рисунками отсканированных символов, программа пытается их распознавать. Эта ранняя система успешно работала только с непропорциональными шрифтами (подобно Courier), где символы в тексте хорошо отделены друг от друга. Сложные документы с различными шрифтами оказываются уже вне возможностей таких программ. Рис. 3. Разные подходы к распознаваниюВыделение признаков было следующим шагом в развитии оптического распознавания символов. При этом распознавание символов основывается на идентификации их универсальных особенностей, чтобы сделать распознавание символов независимым от шрифтов. Если бы все символы могли быть идентифицированы, используя правила, по которым элементы букв (например, окружности и линии) присоединяются друг к другу, то индивидуальные символы могли быть описаны незави­симо от их шрифта. Например: символ «а» может быть представлен как состоящий из окружности в центре снизу, прямой линии справа и дуги окружности сверху в центре (рис. 3).Если отсканированный символ имеет эти особенности, он может быть правильно идентифицирован как символ «а» программой оптического распознавания.Выделение признаков было шагом вперед сравнительно с соответствием матриц, но практические результаты оказались весьма чувствительными к качеству печати. Дополнительные пометки на странице или пятна на бумаге существенно снижали точность обработки. Устранение такого «шума» само по себе стало целой областью исследований, пытающейся определить, какие биты печати не являются частью индивидуальных символов. Если шум идентифицирован, достоверные символьные фрагменты могут тогда быть объединены в наиболее вероятные формы символа.Некоторые программы сначала используют сопоставление с образцом и/или метод выделения признаков для того, чтобы распознать столько символов, сколько возможно, а затем уточняют результат, используя грамматическую проверку правильности написания для восстановления нераспознанных символов. Например, если программа оптического распознавания символов неспособна распознать символ «е» в слове «th



Обеспечивающая часть включает традиционные виды обеспечения:

  • информационное;

  • программное;

  • техническое;

  • технологическое, и другие.

Информационное обеспечение включает описание организации информационной базы, регламентирует информационные связи, предопределяет состав и содержание всей системы информационного отображения.

Программное обеспечение АРМ подразделяется на общее и функциональное.

Общее программное обеспечение поставляется в комплекте с ПЭВМ и включает операционные системы, прикладные программы, расширяющие возможности операционных систем, программные средства диалога и другие.

Общее ПО предназначено для управления работой процессора, организации доступа к памяти, периферийным устройствам, запуска и управления процессором, выполнения прикладных программ, обеспечения выполнения программ на языках высокого уровня.

Общее программное обеспечение (ПО) обеспечивает функционирование вычислительной техники, разработку и подключение новых программ. Сюда входят операционные системы, системы программирования и обслуживающие программы.

Функциональное программное обеспечение предназначено для автоматизации решения функциональных задач, включает универсальные программы и функциональные пакеты. При проектировании этих программных средств необходимо соблюдать принципы ориентации разработки на конкретного пользователя. Совокупность требований к программному и техническому обеспечению отображается на множестве функций пользователя, и это позволяет решать проблему профессиональной ориентации на пользователя.

Профессиональная ориентация АРМ определяется функциональной частью ПО (ФПО). Именно здесь закладывается ориентация на конкретного специалиста, обеспечивается решение задач определенных предметных областей.

Техническое обеспечение АРМ представляет собой комплекс технических средств обработки информации на базе ПЭВМ, предназначенный для автоматизации функций специалиста в предметной и проблемной областях его профессиональных интересов. АРМ специалиста сферы организационного управления обычно базируется на ПЭВМ индивидуального или коллективного пользования.

Технологическое обеспечение АРМ предназначено для организации технологического процесса использования АРМ применительно к комплексу решаемых задач, соответствующих функциям специалиста.

Технологический процесс представляет
собой совокупность функциональных работ, включающих обеспечение ввода, контроля, редактирования и манипулирования данными, накопление, хранение, поиск, защиту, получение выходных документов. В связи с тем, что пользователь является, как правило, участником некоторого коллектива и выполняет в нем определенную работу, необходимо предусмотреть технологическое взаимодействие исполнителей при решении задач, обеспечить условие совместной работы специалистов. Эти положения должны отражаться в квалификационных требованиях и должностных инструкциях пользователей АРМ.

Обобщая все вышесказанное, структуру АРМ можно представить следующим образом (рис. 1):



Рис. 1. Структура АРМ

4. Классификация АРМ

В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков.

С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку:

  • АРМ административно - управленческого персонала;

  • АРМ проектировщика радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления и т. д.;

  • АРМ специалиста в области экономики, математики, физики, и т. д.;

  • АРМ производственно-технологического назначения.

Важным классификационным признаком АРМ является режим эксплуатации, по которому выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации.

В случае одиночного режима эксплуатации АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы который находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой мощности.

При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах отдельного подразделения или организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей.

Сетевой режим эксплуатации

АРМ объединяет достоинства первого и второго. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

Одним из подходов к классификации АРМ является их систематизация по видам решаемых задач. Возможны следующие группы АРМ:

  • для решения информационно-вычислительных задач;

  • для решения задач подготовки и ввода данных;

  • для решения информационно-справочных задач:

  • для решения задач бухгалтерского учета;

  • для решения задач статистической обработки данных;

  • для решения задач аналитических расчетов.

5. Применение АРМ в работе правоохранительных органов

В качестве примера использования АРМ в практике ОВД рассмотрим комплексную автоматизированную систему управления, связи и контроля дежурной части ГУВД г. Москвы – КАСУ ДЧ ГУВД [11].

В процессе реализации проекта по созданию КАСУ ДЧ ГУВД важнейшие функции выполняют такие подсистемы, как прикладное программное обеспечение «Карточка происшествий», «Уголовная статистика», «Оперативная Сводка».

Остановимся подробнее на «Карточке происшествия», которая является элементом АРМ помощника оперативного дежурного службы "02".

Прикладное программное обеспечение "Карточка происшествий" (ППО КП) – важнейший программный продукт в ряду современных информационных технологий, обеспечивающих оперативность работы службы "02" обеспечивают. Именно оно является тем средством автоматического формализованного составления документов, которое позволило значительно сократить время реагирования на сигналы в службу "02". В «Карточке происшествий» регистрируются абсолютно все сообщения граждан по телефону "02", включая ложные. Путем автоматической передачи КП в заинтересованные инстанции производится оперативное оповещение тех служб, которые в каждом конкретном случае уполномочены принимать решение (рис. 2). Получив «Карточку», оперативный дежурный ОВД проверяет происшествие и регистрирует его в журнале учета информации (ЖУИ), после чего вносит результат проверки в "Карточку происшествий" (рис. 3). Таким образом, потери сообщений исключаются, доступ к информации уполномоченным сотрудникам максимально облегчается, ее циркуляция в системе становится доступной для контроля.




Рис. 2. КП: список оповещаемых



Рис. 3. КП: заполненная в службе "02"

Автоматизированное рабочее место службы "02" создано на базе специализированного пульта дежурного оператора, который принимает сообщения о противоправных действиях, передаваемые по телефону "02". Соединение не переадресовывается в подразделения ДЧ ГУВД, регистрация заявления производится на месте. После поступления каждого вызова на пульт оператора службы "02" автоматически запрашивается номер вызывающего абонента, и регистрируются моменты наступления фаз соединения (момент занятия линии, ответа оператора службы "02" и отбоя), при этом автоматически ведется протокол работы дежурного оператора. После определения номера вызываемого абонента автоматически формируется запрос в базу данных "Соната", откуда выбирается информация об адресе установки телефона заявителя. Во время переговоров дежурного оператора с заявителем формируется запрос в базу данных адресов установки телефонов, который выводится на экран видеотерминала оператора. Этот запрос отправляется в базу данных, откуда поступает информация о подразделении ГУВД, ответственном за зону, в которой фиксируется происшествие. Пока оператор ведет переговоры с заявителем, он заполняет формализованную «Карточку происшествия» и определяет значимость происшествия. По поступлении этой информации автоматически определяются подразделения, контролирующие и непосредственно ответственные за реагирование на происшествие. По этим определенным адресам опять же автоматически направляется составленная оператором "Карточка происшествия" с автоматическим же подтверждением поступления информации адресату. При этом информация поступает на один из пультов службы оперативного дежурного по городу (ОДГ), УВД, а также в территориальные отделения внутренних дел и другие службы

В процессе переговоров с заявителем автоматически в цифровом виде выполняется запись телефонного разговора.

Для обеспечения надежной работы дежурный оператор имеет выход на городскую телефонную сеть (МГТС) и внутреннюю служебную сеть (АТС ГУВД), доступ к прямым телефонным линиям, выход на сеть передачи данных, доступ к локальным и общим базам данных (рис. 4). Каждый пульт дежурного оператора имеет прямую связь с оперативным дежурным по городу, радиоцентром (РЦ), дежурными частями подразделений милиции и другими управлениями и службами ГУВД. Чтобы проконтролировать получение "Карточки происшествия" тем подразделением, в которое она направлена, оператор может связаться с ним по телефону. При этом можно воспроизвести запись разговора по телефону или направить файл с записью по внутренней локальной сети. В зависимости от полномочий оператора, с каждого АРМ возможен доступ к следующим информационным ресурсам: данные о зонах ответственности подразделений органов внутренних дел; данные об адресах установки телефонов; служебная информация о службе "02" (адреса, телефоны, размещение); электронная карта Москвы.


Зал службы "02" оснащается средствами коллективного отображения: информационное табло с данными о ходе реагирования на обращения с указанием количества сигналов, находящихся в работе и в режиме ожидания.


Рис. 4. Схема взаимодействия службы "02" с другими службами
и подразделениями, а также связь с локальными и
общими базами данных ГУВД г. Москвы

Принцип работы КП

Итак, предположим, в одном из районов Москвы произошло тревожное событие, и кто-то набрал "02". Оператор службы "02" принимает звонок. На дисплее его компьютера открыто окно КП (рис. 5).



Рис. 5. Диалоговое окно КП

Прежде всего, по номеру телефона звонящего автоматически определяется адрес установки телефона абонента по базам данных адресов установки телефонов УИРиС ОАО "МГТС", то есть определяется адрес места происшествия.

Затем со слов звонящего оператор заполняет графы "Карточки происшествий", вводит информацию о происшествии (с указанием места, обстоятельств и времени совершения), о состоянии потерпевших (при их наличии), сведения о заявителе, краткую дополнительную оперативную информацию по данному сообщению для ее обработки и принятия управленческих решений (рис. 5). Заполнение большинства граф автоматизировано, оператор выбирает нужное значение из списка, а не вводит данные вручную.



Рис. 6. КП: заполненная дежурным по городу

Введенная информация сохраняется в базе данных, и в зависимости от важности происшествия автоматически формируется список рассылки всем заинтересованным подразделениям дежурных частей ГУВД г. Москвы. При необходимости на дисплей оператора автоматически выводится фрагмент электронной карты города с указанием места происшествия (рис. 7).



Рис. 7. Фрагмент электронной карты с указанием места происшествия

Итак, вся информация, поступившая в службу "02", введена в КП, то есть зарегистрирована. На сообщение необходимо отреагировать. Как это происходит?